Рекрутер — специалист по подбору персонала. Он может заниматься как просто обработкой поступивших резюме и подготовкой описания вакансий, так и «хантингом» работников у компаний-конкурентов. Рассказываем, кто такой рекрутер, что это за профессия, зачем он нужен бизнесу, какими навыками и знаниями должен обладать.
Содержание:
— Что должен уметь современный рекрутер
Кто такой рекрутер
Задачи рекрутера разнятся в зависимости от отрасли, размера компании и бизнес-целей. Рекрутер в современном понимании должности — это специалист, который занимается подбором персонала:
-
Закрывает вакантные рабочие позиции.
-
Участвует в создании портрета идеального соискателя, помогает директору по персоналу и руководителям подразделений сформулировать требования к работнику.
-
Ищет кандидатов на рынке труда и в других компаниях.
-
Координирует программы адаптации новых сотрудников.
Рекрутер как специалист по подбору персонала может быть и штатным работником, и фрилансером, и специалистом агентства по подбору персонала. Обычно по трудовому договору рекрутеров нанимает средний и крупный бизнес, у которого есть необходимость в регулярном найме и адаптации сотрудников.
Обязанности рекрутера
Задачи рекрутера часто выполняют HR-менеджеры, в чьи обязанности входят и другая работа, связанная с управлением персоналом. Непосредственно рекрутинг состоит из нескольких этапов:
-
Согласование карточки вакансии с внутренним заказчиком. Еще это называют профилем кандидата или заявкой на подбор — рекрутер собирает требования к соискателю у руководителя подразделения и формулирует описание вакансии.
-
Изучение рынка: нужно найти аналогичные вакансии, сравнить требования в них и в карточке кандидата, сопоставить условия труда, бонусы и финансовую компенсацию, которую предлагают конкуренты.
-
Поиск источников резюме соискателей, определение и согласование бюджета на подбор персонала.
-
Пассивный поиск кандидата — изучение откликов на вакансии, отбор подходящих соискателей.
-
Активный поиск кандидата — выход на потенциальных кандидатов, в том числе тех, кто еще не ищет работу.
-
Переговоры, тестирование перспективных соискателей.
-
Систематизирование информации о соискателях, представление их лицам, принимающим решение о найме. Организация встреч непосредственного руководителя и соискателей.
-
Организация приема кандидата на работу.
-
Организация процесса онбординга, знакомства с рабочим местом и процессами вместе с руководителем подразделения.
-
Анализ результатов работы после испытательного срока, сбор обратной связи от непосредственного руководителя и нового сотрудника.
В крупных компаниях в обязанности рекрутера часто входит создание карты компетенций и первичная проверка соответствия кандидата профилю должности, в том числе по мягким навыкам и личностным особенностям.
Что должен уметь современный рекрутер
Если специалист по подбору персонала хочет развиваться, открыть свое агентство или устроиться в штат крупной компании и стать со временем руководителем направления найма, ему нужно постоянно повышать квалификацию. Основной перечень необходимых знаний и навыков довольно большой:
-
Способы разработки модели компетенций — понимание, как работает компетентностный подход и структура компетенций.
-
Технологии подбора персонала — источники поиска, организация системы найма и адаптации.
-
Создание профиля должности, описания вакансии.
-
Собеседование по компетенциям, сокращение времени и повышение эффективности найма.
-
Виды адаптации: корпоративная, социальная, профессиональная. Создание программы адаптации работника. Организация практики наставничества в компании.
-
Проблемы в адаптации и найме — какие факторы мешают эффективному найму, как наладить контакт с сотрудниками.
-
Технология внедрения ассесмент-центра в компании. Дистанционный ассесмент.
-
Матрица управления карьерой, создание системы развития подчиненных и обучение руководителей.
-
Создание системы кадрового резерва и поиска талантов. Организация процедуры отбора, внедрение инструментов развития резерва.
-
Работа над маркетингом персонала, формирование HR-бренда, методики создания ценностного предложения работодателя. Технологии и инструменты продвижения бренда работодателя.
Навыки рекрутера
Задачи специалиста по подбору и адаптации персонала требуют сочетания разных навыков из смежных областей.
Навыки продаж. Рекрутинг часто похож на работу менеджера по продажам. Хорошим специалистам приходится «продавать» вакансию — аккуратно выяснить, что для них важно в работе, сформировать ценностное предложение, сделать предложение.
Навыки переговоров. Нужно обговорить с кандидатом нюансы работы и убедить его принять предложение на условиях работодателя. Поэтому рекрутеру следует разобраться в основных видах стратегий переговоров, научиться готовиться к диалогу, уметь концентрироваться на словах оппонента и выстраивать беседу.
Эмоциональный интеллект. Это способность понимать и контролировать свои и чужие эмоции. Специалист с развитым эмоциональным интеллектом может определить, что конкретно чувствует его собеседник, проанализировать, что нужно оппоненту. Для рекрутера это способ выяснить, насколько соискатель настроен на вакансию, волнуется ли он на собеседовании и почему, какие у будущего работника потребности.
Профайлинг. Это совокупность психологических методов, с помощью которых специалист понимает, лжет его собеседник или нет. Профайлеры анализируют вербальное и невербальное поведение человека, его внешность и поступки. Рекрутер с помощью профайлинга может определить, утаивает ли соискатель какую-то информацию о себе, своих навыках и рабочих кейсах.
Тайм-менеджмент. Рабочий день специалиста в крупной компании обычно расписан по минутам. Чтобы не выгореть и все успевать, нужно разобраться в основах управления временем, опробовать несколько методик и выбрать подходящую.
Это неполный перечень навыков, которые требуются рекрутеру: чтобы стать успешным в профессии, нужно также постоянно заниматься саморазвитием, тренироваться в креативности и концентрации.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.