8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Рекрутер: кто это и чем занимается

Рекрутер: кто это и чем занимается

Как стать экспертом в найме персонала и быть востребованным специалистом в любой компании или на фрилансе
148020

Рекрутер — специалист по подбору персонала. Он может заниматься как просто обработкой поступивших резюме и подготовкой описания вакансий, так и «хантингом» работников у компаний-конкурентов. Рассказываем, кто такой рекрутер, что это за профессия, зачем он нужен бизнесу, какими навыками и знаниями должен обладать.

Содержание:

Кто такой рекрутер

Обязанности рекрутера

Что должен уметь современный рекрутер

Навыки рекрутера

Кто такой рекрутер

Задачи рекрутера разнятся в зависимости от отрасли, размера компании и бизнес-целей. Рекрутер в современном понимании должности — это специалист, который занимается подбором персонала:

  • Закрывает вакантные рабочие позиции.

  • Участвует в создании портрета идеального соискателя, помогает директору по персоналу и руководителям подразделений сформулировать требования к работнику.

  • Ищет кандидатов на рынке труда и в других компаниях.

  • Координирует программы адаптации новых сотрудников.

Рекрутер как специалист по подбору персонала может быть и штатным работником, и фрилансером, и специалистом агентства по подбору персонала. Обычно по трудовому договору рекрутеров нанимает средний и крупный бизнес, у которого есть необходимость в регулярном найме и адаптации сотрудников.

Обязанности рекрутера

Задачи рекрутера часто выполняют HR-менеджеры, в чьи обязанности входят и другая работа, связанная с управлением персоналом. Непосредственно рекрутинг состоит из нескольких этапов:

  1. Согласование карточки вакансии с внутренним заказчиком. Еще это называют профилем кандидата или заявкой на подбор — рекрутер собирает требования к соискателю у руководителя подразделения и формулирует описание вакансии.

  2. Изучение рынка: нужно найти аналогичные вакансии, сравнить требования в них и в карточке кандидата, сопоставить условия труда, бонусы и финансовую компенсацию, которую предлагают конкуренты.

  3. Поиск источников резюме соискателей, определение и согласование бюджета на подбор персонала.

  4. Пассивный поиск кандидата — изучение откликов на вакансии, отбор подходящих соискателей.

  5. Активный поиск кандидата — выход на потенциальных кандидатов, в том числе тех, кто еще не ищет работу.

  6. Переговоры, тестирование перспективных соискателей.

  7. Систематизирование информации о соискателях, представление их лицам, принимающим решение о найме. Организация встреч непосредственного руководителя и соискателей.

  8. Организация приема кандидата на работу.

  9. Организация процесса онбординга, знакомства с рабочим местом и процессами вместе с руководителем подразделения.

  10. Анализ результатов работы после испытательного срока, сбор обратной связи от непосредственного руководителя и нового сотрудника.

Смотрите также: Основные этапы рекрутинговой воронки

В крупных компаниях в обязанности рекрутера часто входит создание карты компетенций и первичная проверка соответствия кандидата профилю должности, в том числе по мягким навыкам и личностным особенностям.

Что должен уметь современный рекрутер

Если специалист по подбору персонала хочет развиваться, открыть свое агентство или устроиться в штат крупной компании и стать со временем руководителем направления найма, ему нужно постоянно повышать квалификацию. Основной перечень необходимых знаний и навыков довольно большой:

  • Способы разработки модели компетенций — понимание, как работает компетентностный подход и структура компетенций.

  • Технологии подбора персонала — источники поиска, организация системы найма и адаптации.

  • Создание профиля должности, описания вакансии.

  • Собеседование по компетенциям, сокращение времени и повышение эффективности найма.

  • Виды адаптации: корпоративная, социальная, профессиональная. Создание программы адаптации работника. Организация практики наставничества в компании.

  • Проблемы в адаптации и найме — какие факторы мешают эффективному найму, как наладить контакт с сотрудниками.

  • Технология внедрения ассесмент-центра в компании. Дистанционный ассесмент.

  • Матрица управления карьерой, создание системы развития подчиненных и обучение руководителей.

  • Создание системы кадрового резерва и поиска талантов. Организация процедуры отбора, внедрение инструментов развития резерва.

  • Работа над маркетингом персонала, формирование HR-бренда, методики создания ценностного предложения работодателя. Технологии и инструменты продвижения бренда работодателя.

Навыки рекрутера

Задачи специалиста по подбору и адаптации персонала требуют сочетания разных навыков из смежных областей.

Навыки продаж. Рекрутинг часто похож на работу менеджера по продажам. Хорошим специалистам приходится «продавать» вакансию — аккуратно выяснить, что для них важно в работе, сформировать ценностное предложение, сделать предложение.

Получите бесплатно образец должностной инструкции специалиста по подбору и адаптации персонала

Навыки переговоров. Нужно обговорить с кандидатом нюансы работы и убедить его принять предложение на условиях работодателя. Поэтому рекрутеру следует разобраться в основных видах стратегий переговоров, научиться готовиться к диалогу, уметь концентрироваться на словах оппонента и выстраивать беседу.

Эмоциональный интеллект. Это способность понимать и контролировать свои и чужие эмоции. Специалист с развитым эмоциональным интеллектом может определить, что конкретно чувствует его собеседник, проанализировать, что нужно оппоненту. Для рекрутера это способ выяснить, насколько соискатель настроен на вакансию, волнуется ли он на собеседовании и почему, какие у будущего работника потребности.

Профайлинг. Это совокупность психологических методов, с помощью которых специалист понимает, лжет его собеседник или нет. Профайлеры анализируют вербальное и невербальное поведение человека, его внешность и поступки. Рекрутер с помощью профайлинга может определить, утаивает ли соискатель какую-то информацию о себе, своих навыках и рабочих кейсах.

Тайм-менеджмент. Рабочий день специалиста в крупной компании обычно расписан по минутам. Чтобы не выгореть и все успевать, нужно разобраться в основах управления временем, опробовать несколько методик и выбрать подходящую.

Это неполный перечень навыков, которые требуются рекрутеру: чтобы стать успешным в профессии, нужно также постоянно заниматься саморазвитием, тренироваться в креативности и концентрации.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!