Программы обучения для лидеров: бизнес-образование сегодня

Программы обучения для лидеров: бизнес-образование сегодня

Почему бизнес-образование — последняя надежда топ-менеджмента; какие программы развития нужны управленцам и как их выбрать; чему учат лидеров в ГК «Самолет».
1101

По словам исполнительного директора школы бизнеса «Синергия» Александра Рагини, только 9% топ-менеджеров имеют степень МВА. Чаще всего российские предприниматели управляют бизнесом интуитивно, без опоры на дополнительное бизнес-образование. В то же время среди управленцев в США доля руководителей, получивших MBA, достигает 60%.

Master of Business Administration или «магистр делового администрирования» — это бизнес-образование для менеджеров среднего и высшего звена. Спрос на такие программы растет, и все чаще их признают наиболее качественной формой обучения. Люди стремятся найти актуальные для новой реальности формулы успеха.

Разбираемся, кому необходимо бизнес-образование и как выбрать программу обучения.

Содержание:

Зачем руководителям бизнес-обучение

Какие программы обучения выбрать

Бизнес-обучение лидеров: опыт ГК «Самолет»

Зачем руководителям бизнес-обучение

Обучение необходимо практически каждому сотруднику: от линейных специалистов до топ-менеджеров. И если для первых это все еще привилегия, то для последних — крайняя необходимость, ведь именно от качества управления преимущественно зависят бизнес-результаты.

Один из крупнейших американских сервисов интернет-рекрутинга Zippa опубликовал данные масштабного исследования о лидерстве на рынке труда. 83% опрошенных компаний уверены, что руководители должны постоянно совершенствоваться, но только 5% из них это делают. При этом 77% бизнесов считают, что им не хватает сильного и надежного управленца, а компании, топ-менеджеры которых не занимаются своим обучением, ежегодно теряют до 7% дохода. Итак, зачем развивать руководителей:

  1. Знание и понимание бизнеса помогает им принимать обоснованные и эффективные стратегические решения. Благодаря этому они способны адаптироваться к изменяющемуся рынку и вести компанию к успеху.

  2. Навыки лидерства играют важную роль в управлении командой. Топ-менеджеры должны быть способны мотивировать, вдохновлять и направлять своих подчиненных, чтобы достичь поставленных целей. Их управленческие компетенции нужны для сглаживания конфликтов и повышения производительности команды.

  3. Непрерывное обучение помогает топ-менеджерам развивать свои навыки и приспосабливаться к новым требованиям и тенденциям в бизнесе. Быстро меняющаяся экономическая среда требует от руководителей постоянного обновления своих знаний и умений.

  4. Учеба в области бизнеса и лидерства предоставляет топ-менеджерам возможность обмена опытом и знаниями с другими профессионалами и экспертами в своей отрасли. Это способствует расширению профессиональной сети контактов и созданию новых возможностей для роста и развития.

Какие программы обучения выбрать

Бизнес-образование логически движется от пассивного к активному. Сейчас акцент делается на практике под контролем преподавателя: вместо готовых знаний передают навыки и опыт, которые затем закрепляются в процессе работы.

Групповое обучение постепенно вытесняет индивидуальное. Так оно позволяет формировать связи через обмен знаниями, опытом и мнениями, что дает больше прикладных навыков, чем чтение лекций, а заодно тренирует аналитическое мышление и умение выстраивать коммуникации. Обучение может длиться долго, а может завершиться за 3—6 месяцев. Подробнее о выборе бизнес-курсов мы рассказали в этой статье.

Как современный лидер должен быть гибким и всегда готовым к переменам, так и программы обучения необходимо постоянно развивать. Во-первых, мало кому из топ-менеджмента подойдет стандартизированная программа. Подготовка должна соответствовать персональным целям: например, стать членом совета директоров или развиваться по горизонтали, усиливая экспертизу в своей области. Во-вторых, большое значение имеют и цели конкретного бизнеса, которым человек управляет. Адаптировать классический формат под каждого практически невозможно.

Второй важный момент — особенности современного восприятия информации. Новое поколение топ-менеджеров предпочитает современные форматы и методы обучения, blended learning и базу, основанную на кейсах. Сохранять концентрацию на одной теме, долго читать и слушать — не для них.

Что сегодня есть в «меню» бизнес-образования:

  • Программы MBA (в том числе Mini MBA, Executive MBA и DBA).

  • Корпоративные университеты, созданные в рамках компании.

  • Индивидуальный и групповой коучинг.

  • Командные и стратегические сессии.

  • Специализированные программы консалтинговых агентств и бизнес-школ.

И уже в контексте этих направлений можно выбрать методики и непосредственно форматы передачи знаний. Более подробно о трендах в бизнес-образовании мы писали здесь.

Бизнес-обучение лидеров: опыт ГК «Самолет»

Узнать, как обстоят дела с обучением топ-менеджеров в компаниях-гигантах, нам помог Александр Канивец — директор по организационному развитию и цифровой трансформации ГК «Самолет». Мы задали ему несколько вопросов, и вот, что удалось выяснить:

«Необходимость в том или ином обучении определяем тестированием и регулярным ассесментом. Если сотрудник соответствует ценностям компании, компетентен и готов развиваться, компания дает возможность учиться, принимая во внимание его собственные запросы.

Сегодня в компании работает 15 000 человек, из них штатных — около 7 000. 10% штата — это руководители всех уровней, и здесь можно выделить три категории топов: топ-700, топ-200 и топ-50. Для разных категорий — разное обучение.

70% сотрудников проходят различные курсы: часть на онлайн-платформах (как собственной, так и партнерских), часть — на очном обучении, например, через экспертные сети. Сейчас, кстати, тестируем инструмент по ИИ-автогенерации курсов на основе наших баз данных. Уже есть первые результаты, но еще требуется доработка.

Образование руководителей мы структурируем следующим образом:

  • Всем нашим лидерам доступны образовательные программы с внешними спикерами. Например, отраслевые — по e-commerce, финтех и т.д., или курсы молодого руководителя, на которых учатся управлять задачами, подбирать сотрудников, делать команду эффективной и дружной.

  • Топ-200 изучают Mini MBA, проходят профессиональную переподготовку с целью обмена знаниями и расширения профессиональных контактов. В результате топ-менеджеры получают интенсивное развитие лидерских качеств, стратегического видения и практических навыков управления. При необходимости направляем руководителей на индивидуальное профессиональное развитие по запросу. А каждый квартал собираем на митапы для обсуждения внутренней стратегии при участии внешних спикеров — для расширения кругозора. 

  • Менеджеров следующего уровня — топ-50 — приглашаем на стратегические сессии. Вместе смотрим в будущее и принимаем решения, имеющие стратегическое значение для компании. При желании они же могут поехать на специализированные программы «Сколково» или начинают работать индивидуально с внешним ментором или коучем.

Насколько это оправдано? Считаю, что оправданно и полезно. Но, конечно, целесообразно подбирать модули таким образом, чтобы сотрудник смог взять от них пользу и усвоить информацию. А еще — дополнить пробелы в знаниях не только по своей специализации, но и по смежным. Например, финансисты хуже понимают дизайн-мышление, поэтому их важно отправлять учиться на программы с фокусом на креатив. Невероятно эффективна работа с бессознательными аспектами лидерства, но к этому надо быть готовыми психологически, иначе не будет результата.

Хотелось бы, чтобы бизнес-образование фокусировалось не только на том, как использовать финансовые модели для разработки показателей и стратегий, а также на том, как сделать лидерский стиль более эффективным. Это подразумевает развитие лидерских качеств через метанавыки: стресс-менеджмент, осознанность (понимание собственного стиля лидерства и его адаптацию к различным ситуациям), гибкость, эмоциональный интеллект. Кроме того, важно научить лидеров работать с самыми разными «умами»: и с техническими специалистами, и с гуманитариями, и теми, у кого много идей, но нет понимания структуры. Таким образом, развитие лидеров должно основываться на их способности работать в продуктовых командах и умении применять разные подходы к разным областям (это как применить подходы автопроизводства в рекрутинге, а продаж — в архитектуре). В условиях динамического развития технологий еще один важный новый навык — цифровой интеллект как умение быстро выхватывать новые решения и идеи, тестировать их и масштабировать в случае реального эффекта».

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

В заключение добавим, что современный лидер — это тот, кто умеет управлять изменениями и обращать кризисы в свою пользу. Поэтому спрос на бизнес-образование растет, а одного только внутреннего обучения становится недостаточно. И сейчас, и в будущем особую ценность будут иметь бизнес-школы и консалтинговые агентства, применяющие системный и интегрированный подход, предлагающие лучшие практики и прикладные знания в гибком формате.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!