8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Синхронное, асинхронное и гибридное обучение

Синхронное, асинхронное и гибридное обучение

В чем различия форматов, какой из них выбрать, чтобы повысить свою квалификацию или развить профессиональные навыки сотрудников
1998

Один из мощных трендов в сфере образования — концепция обучения в течение всей жизни (lifelong learning). Стремительные изменения социальной среды диктуют запрос на новые профессии. Некоторым из них пока еще даже не обучают в вузах. В 2019 году рекрутинговый портал SuperJob убрал из вакансий графу, в которой можно было указать сведения о требуемом образовании. Представитель компании отметил, что сегодня существует достаточно альтернативных способов получить профессиональные навыки и повысить квалификацию.

И государственные образовательные учреждения, и частные игроки выпускают новые учебные продукты, как офлайн, так и в цифровых форматах. Пандемия и глобализация подтолкнули развитие мобильных инструментов для дистанционного преподавания. Сегодня цифровые технологии проникают и в очные форматы, повышая их интерактивность. Один из ключевых параметров, который теперь имеет значение при выборе методики обучения — это тип взаимодействия педагогов и учеников.

Содержание:

Асинхронное обучение

Синхронное обучение

Гибридное обучение

Дело не в технологиях

Асинхронное обучение

Асинхронная модель обучения подразумевает, что ученик и преподаватель находятся в разных временных отрезках, между ними не выстраивается коммуникация «здесь и сейчас». Например, студент получает знания, читая учебник и выполняя домашнее задание, которое потом проверит педагог. В таком случае уточнения и ответы на вопросы он тоже сможет получить только спустя какое-то время.

Долгое время цифровые технологии позволяли сделать дистанционное обучение только асинхронным. Пользователи покупали доступ к записанным курсам, смотрели видео, изучали дополнительные материалы, а затем выполняли домашние задания, которые отправляли на проверку менторам. Многие асинхронные программы и вовсе не предполагали никакой отчетности и обратной связи.

Эксперты считают, что такой подход существенно снижает качество усвоения материала и вовлеченность участника обучения в образовательный процесс. Среди минусов также отмечают потерю мотивации, непонимание цели обучения, отсутствие системности получения знаний. Преподаватель лишен привычных систем контроля. Он может слишком поздно узнать, что студент что-то не усвоил.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Несомненным преимуществом асинхронного обучения можно назвать широкую географию, что особенно важно для России. Учиться у лучших экспертов независимо от времени и места, могут люди из отдаленных регионов и разных часовых поясов. Кроме того, продукты в асинхронном формате реализовывать дешевле, поэтому такие знания доступны широкой аудитории. Ранее асинхронный формат нередко ассоциировали со всем онлайн-образованием, ставя между ними знак равенства, хотя асинхронное обучение лишь один из форматов образования.

Новые мобильные инструменты сделали дистанционное обучение интерактивным. А многие эксперты говорят, что не стоит считать все очное образование синхронным. Например, если во время занятия педагог передает знания через повествование, но не отвечает на вопросы и не участвует в совместной практической работе, то это тоже асинхронный подход.

Синхронное обучение

Синхронное обучение подразумевает совместную работу ученика и учителя, которые находятся в одной локации или в одном времени. Таким образом, они могут быстро обмениваться вопросами и ответами и совместно работать над проектом. В очном формате это сделать проще, чем в дистанционном. Однако современные средства связи, платформы для конфколов, трансляций и вебинаров, мессенджеры и nocode-решения расширяют возможности интерактивного взаимодействия.

В отличие от асинхронного формата, в синхронном обучении уровень мотивации студента очень высок, так как вместе с педагогом он может определить индивидуальную цель обучения и выставить траекторию движения к ней. Педагогу, в свою очередь, довольно легко удерживать внимание аудитории: он может оценить реакцию слушателей и моментально скорректировать занятие, ориентируясь на нее.

Однако в чистом виде синхронное обучение не подразумевает самостоятельной работы. Ученики получают знания только в момент работы с преподавателем. Несмотря на то что уровень вовлечения в процесс многократно выше, чем в случае асинхрона, пропускная способность такого формата очень низкая. Такая методика подходит для камерного преподавания определенных предметов узкому кругу людей. Поэтому сегодня синхронное образование переходит в категорию премиум продуктов для топ-менеджеров или экспертов узкого профиля.

Гибридное обучение

Гибридное образование соединяет главные преимущества синхроного и асинхронного обучения, формируя эффективные образовательные форматы. Сегодня это один из самых заметных мировых трендов на рынке образования. В исследовании Высшей школы экономики 61% респондентов поддержали актуальность гибридного обучения для России, отметив, что его распространению мешает слабая техническая оснащенность многих учебных учреждений.

В гибридном или смешанном типе классическое очное преподавание дополняется интерактивными форматами, в том числе с помощью новых цифровых технологий. Например, студенты и педагоги на очных и дистанционных занятиях над совместными проектами в мобильных приложениях или интерактивных досках получают поддержку педагогов и однокурсников в чате и выполняют много коллективной проектной работы за пределами классов. Обучаясь по смешанному типу, учащийся сам определяет темп обучения, который корректирует на консультациях с педагогом.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Также к гибридному формату обучения относят экспериментальные формы чтения лекций, когда часть группы находится в аудитории с преподавателем, а другая часть в это же время наблюдает онлайн-трансляцию через установленные в помещении камеры.

Дело не в технологиях

На то, чтобы переосмыслить последствия пандемии и адаптироваться к новым реалиям рынку образования может понадобиться еще несколько лет. По мнению экспертов, ранее существовавшие программы обучения не соответствуют стремительному развитию технологий. Авральный переход в дистанционный режим показал, что не все игроки были к этому готовы. Многие зарекомендовавшие себя в очном обучении форматы, программы и методики невозможно эффективно перенести на цифровые рельсы в неизменном виде. Они нуждаются в серьезной адаптации и новых педагогических навыках, которые только предстоит разработать.

Кроме того, выбор в пользу синхронного, асинхронного или гибридного подхода пока еще существенно зависит от изучаемой дисциплины. Например, асинхронный формат уже много лет уверенно дает результаты в изучении языков. Однако существуют направления, например, медицина, где эффективное внедрение даже гибридного формата потребует особого подхода.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!