В чем разница между дистанционным и онлайн-обучением

В чем разница между дистанционным и онлайн-обучением

Вносим ясность в терминологию и рассказываем, как устроено обучение в Русской Школе Управления
37611

Цифровизация оказала большое влияние на технологии обучения — по докризисным оценкам экспертов, российский рынок онлайн-образования должен вырасти до 53,3 млрд руб. к 2021 году. Диджитал-инструменты давно используют практически во всех образовательных направлениях — от дошкольного до дополнительного профессионального обучения. Свои онлайн-школы открывают фитнес-тренеры, психологи и даже специалисты по шитью лоскутных одеял. 

Однако общей терминологии на рынке до сих пор не появилось, часто эксперты отрасли разделяют понятия дистанционного и онлайн-обучения. Давайте разбираться, есть ли разница между этими определениями. 

Нормативная база

Применение электронных образовательных технологий в России регулирует ряд нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

  2. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006.

  3. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

  4. Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  5. Приказ Минобрнауки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования —  программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

  6. Письмо от 24 июня 2014 г. № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки».

  7. А также несколько рекомендаций Минобрнауки и ГОСТы.

Вносим ясность в терминологию

Закон «Об образовании» четко определяет понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

А в Приказе Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются неразрывно.

То есть, по сути, и дистанционное, и онлайн-обучение — это электронное обучение, которое проводится посредством дистанционных образовательных технологий. Или дистанционное обучение.

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Эксперты выделяют три основных вида ДО:

  1. Синхронное обучение. Происходит в реальном времени: преподаватель одновременно с учащимися работает над материалом. Под этот формат попадают онлайн-трансляции, вебинары, скайп-созвоны. 

  2. Асинхронное обучение. В рамках этого формата используется заранее подготовленная учебная программа, доступ к которой получает слушатель. Она содержит готовый к самостоятельному изучению материал (слайды, видео, текст и другие материалы) и задания для контроля обучения (тесты, задания).
    В свою очередь, асинхронное обучение может быть двух видов: автоматизированное (прошел тесты, получил документ и забыл) или с сопровождением (преподаватель в установленные сроки проверяет задания, участвует в обсуждении, например на форумах). Как правило, такое обучение проводят в системах дистанционного обучения (СДО) или LMS (Learning management system).

  3. Смешанное обучение (blended learning). Объединяет оба вида.

Исторически так сложилось, что бизнес-школы и другие участники российского рынка образования по-разному называют синхронное и асинхронное дистанционное обучение, вкладывая свой смысл в понятия онлайн- и дистанционных курсов. 

Как устроено обучение в Русской Школе Управления

Мы в Русской Школе Управления делим учебные курсы на три большие категории: очные, онлайн-курсы и видеокурсы. При любом формате участники обучения получают документы о повышении квалификации.


Форматы обучения в РШУ

Наши курсы можно пройти в трех форматах


Очные программы 

Очные программы проходят в аудиториях РШУ, где участники обучения и преподаватели работают в тесном контакте. Преимущество очных программ — в привычном для многих формате, меньшей зависимости от технологий и внешних факторов, удобстве получения обратной связи. Участники обучения получают рабочую папку с материалами, выходят на кофе-брейки, заводят новые знакомства среди коллег.

Пример:


Онлайн-курсы (синхронное обучение)

В режиме онлайн-курса участники обучения прослушивают лекции удаленно в прямом эфире. Мы подключаем трансляцию из аудитории — такой формат позволяет удаленно задавать вопросы преподавателю и получать обратную связь в течение дня. Учебные материалы предоставляются в электронном виде. 


Форматы обучения

Сравнение форматов обучения


Онлайн-формат позволяет учиться с частичным отрывом от работы из любой точки мира: не нужно тратить время на дорогу (и средства, если приходится ехать из другого города). Благодаря интерактиву и 10-дневному доступу к записи занятий по удобству восприятия он не уступает очному обучению.

Видеокурсы (асинхронное обучение)

На видеокурсах можно учиться без отрыва от работы и по индивидуальному графику. Мы предоставляем доступ к удобной LMS Teachbase с оперативной технической поддержкой и к электронным учебным материалам. По итогам занятий пользователи проходят онлайн-тестирование. 


Личный кабинет участника обучения в Teachbase

Личный кабинет участника обучения в Teachbase


Выводы

  • Разницы между дистанционным и онлайн-обучением нет. Терминология зависит от того, как в той или иной компании принято называть синхронный, асинхронный и смешанный форматы дистанционного обучения или электронного обучения, как его определяет ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий.
  • В понятие дистанционного обучения (ДО) входят онлайн-курсы и школы, дистанционные курсы, дистанционное образование, электронное обучение, blended learning и все остальные определения, связанные с получением образования дистанционно при помощи интернет-технологий.
  • Эксперты разделяют дистанционное обучение на три вида: синхронное, асинхронное и смешанное. Синхронное проводят «в прямом эфире», асинхронное — это набор учебных материалов с сопровождением или без сопровождения куратора курса. Смешанное объединяет оба формата.
  • В Русской Школе Управления обучение принято разделять на три формата: очное, онлайн-курсы и видеокурсы. Очное предполагает прохождение курса в аудиториях, онлайн-курс — присутствие на занятиях онлайн с возможностью задавать вопросы преподавателю, видеокурс — обучение в удобное время при помощи специальной платформы.

3 формата обучения в Русской Школе Управления



Развивайтесь вместе с нами! В каталоге Русской Школы Управления есть более 700 онлайн-курсов и почти 500 видеокурсов. Учитесь в удобном для вас формате в любое время и в любом месте!

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!