Разбираемся с Анастасией Боровской, директором Русской Школы Управления.
Последние несколько лет стало очень модно учиться. Работодатели регулярно отправляют своих сотрудников на различные курсы повышения квалификации и тренинги, заказывают корпоративное обучение и даже создают корпоративные университеты, в которых обучают не только своих сотрудников, но и партнеров и постоянных клиентов.
Сами сотрудники тоже не отстают от работодателей и постоянно находятся в режиме поиска лучших курсов по нужным им темам. Популярность бизнес-литературы тоже растет. На полках книжных магазинов лежит большое количество бестселлеров, которые учат успешно строить бизнес, карьеру и быть по-настоящему эффективным: в 2018 году российские эксперты отмечали тридцатипроцентный рост рынка деловой литературы и нон-фикшна.
Еще совсем недавно ситуация была другой. В начале нулевых, когда Русская Школа Управления только появилась, не было такого повального увлечения продуктивностью и профессиональным ростом. Конечно, люди учились и даже заказывали корпоративное обучение. Но в основном это были профильные курсы повышения квалификации. Управленческими компетенциями и личной эффективностью компании мало интересовались.
Запросы клиентов меняются, а вместе с ними меняется и рынок. Конец года — это отличное время для того, чтобы подвести итоги, заглянуть в будущее и решить, как реагировать на уже наметившиеся тренды. Предлагаем вместе разобраться, что ждет нас в новом десятилетии в сфере бизнес-образования.
Тренд 1. Высшего образования недостаточно
Высшее образование давно не является гарантией устройства на работу и залогом успешного карьерного роста. Согласно опросу Русской Школы Управления, 35% сотрудников российских компаний не работают по специальности, и это не мешает им строить карьеру. Для подавляющего числа работодателей куда важнее наличие нужных для работы компетенций: чем больше специфических точечных навыков у кандидата на вакансию, тем выше его шансы получить заветную должность. Компаниям нужны компетентные сотрудники, которые держат руку на пульсе и всегда знают, как использовать новые инструменты и технологии на своем месте. За такими работниками — будущее, и в такое развитие компания готова вкладывать.
К сожалению, высшее образование не направлено на отработку практических навыков. Обучение в вузах очень теоретизировано, там крайне мало преподавателей-практиков и очень редко используются форматы тренингов и деловых игр, в рамках которых можно отработать изученный материал.
Еще сложнее ситуация обстоит с управленческими компетенциями. Быть эффективным руководителям не научат в вузе и не расскажут, как ставить задачи, проводить совещания и мотивировать персонал. Всему этому приходится постоянно учиться самому.
Такие жесткие условия конкуренции и являются катализатором спроса на курсы повышения квалификации и тренинговые форматы. Они единственная возможность получить максимум практических знаний за короткий срок.
Тренд 2. Автоматизация бизнеса и процессов
Пока не так много компаний плотно занимаются проектами автоматизации и цифровой трансформации бизнеса. Однако постепенно ситуация меняется, и все больше руководителей пробуют реализовывать такие проекты.
Уже понятно, что банальной покупкой компьютеров и программ здесь не обойтись. Проекты автоматизации требуют существенной перестройки процессов уже на старте. Но, что более важно, процесс взаимной притирки ИТ и бизнес-процессов продолжается бесконечно, время от времени взрываясь кардинальными перестройками.
Топ-менеджеры не имеют права отдать эту зону ответственности на откуп ИТ-специалистам или внешним подрядчиками. Цифровизация все больше проникает в ключевые процессы компании, в которых досконально разбираются только руководители.
Традиционные управленческие навыки постепенно дополняются новыми возможностями и расширяют сферу влияния топ-менеджеров компаний. Бизнес-школы вынуждены подстраиваться под изменения потребностей руководителей и расширять свои управленческие программы обучения, внедряя новые прикладные инструменты.
Тренд 3. Короткие форматы
Бизнес-образование постепенно идет к сокращению сроков обучения. Еще несколько лет назад идеальным форматом обучения для руководителя считался MBA, который длится 2-3 года. Сейчас же тенденции серьезно меняются. Руководители не готовы тратить так много времени на обучение и выбирают менее продолжительные курсы. По данным исследования РШУ, только 6% руководителей проходили обучение по программе MBA. Все остальные предпочитают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, краткосрочные семинары и тренинги.
Людям не хватает времени на обучение, поэтому сейчас востребованы быстрые программы. Сегодня все привыкли к многозадачности и высокой интенсивности. И от обучения также хотят максимально активного вовлечения и большого объема знаний. С их помощью можно ненадолго выйти из цепочки своих дел, посмотреть стратегически на всю ситуацию, проконсультироваться с преподавателем и понять, что нужно менять. После этого можно приехать в офис и начать внедрять изменения.
Фактор нехватки времени, конечно, скажется на рынке бизнес-образования в будущем. Форматы будут все короче, а информация станет подаваться более концентрированно.
Тренд 4. Дистанционное обучение и новые технологии
Нехватка времени приводит еще к одной тенденции — переходу обучения в онлайн. Рынок дистанционного образования растет год от года. В 2018 году, по данным аналитиков, российские пользователи потратили на него более 1,3 млрд руб. Однако говорить о грядущем полном переходе бизнес-образования в онлайн пока рано.
Участники курсов и тренингов по-прежнему больше доверяют традиционному аудиторному формату. Согласно опросу Русской Школы Управления, в 2020 году 94% российских компаний планируют проводить обучение своих сотрудников в очном или очно-заочном форматах.
Главными факторами, влияющими на популярность аудиторных занятий, по-прежнему являются получение полноценной обратной связи от преподавателя, обмен опытом с коллегами по обучению и отработка навыков в рамках групповых практических занятий.
Онлайн-формат позволяет получать новую информацию и нужные знания. Но вот мотивационный толчок даст только очное обучение, так как только там можно пообщаться с коллегами и перенять их опыт, получить обратную связь от эксперта-преподавателя и задать вопросы по конкретным узким темам. Все это мотивирует на развитие и применение новых знаний.
Тренд 5. Обучение специалистов старше 50 лет
В этом году в связи с пенсионной реформой остро встал вопрос профессионального развития старшего поколения сотрудников. Работать теперь они будут дольше, а значит заметно вырастет конкуренция на рынке труда. И здесь важно понимать, в чем специфика профессионального развития таких специалистов.
Специалисты в возрасте 50+ — это довольно опытные эксперты. Если они уже достигли высокого профессионального уровня, то наверняка давно сформировали привычку регулярно учиться и повышать квалификацию. И такие специалисты обычно учатся до самой пенсии.
Но есть немало тех, кто хочет усилить свой профессионализм, добиться новых карьерных высот или радикально изменить сферу деятельности. В этом случае сотрудники часто идут учиться управленческим компетенциям. Позиция руководителя предполагает, что он должен хорошо разбираться в управлении персоналом, финансах, маркетинге и других отраслях. Самостоятельно получить такие навыки довольно сложно.
Некоторые специалисты решают серьезно подтянуть свои soft skills (переговорные и презентационные навыки, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, управление командой). Такие навыки усиливают профессиональную базу специалиста и позволяют максимально реализовать свой потенциал.
Отдельным трендом является обучение бизнес-навыкам. В этом возрасте многие решаются на открытие собственного дела. И, как ни странно, шансы основать успешный стартап у них максимально высокие. Согласно исследованию Kellogg, у 50-летнего человека почти в три раза выше шансы создать успешный стартап, чем у 25-летнего. Содержательно здесь потребуется и полный спектр управленческих компетенций, и особые «стартаперские»: разработка и развитие продукта, поиск и развитие клиентской базы, управление проектом и привлечение финансирования.
Присоединяйтесь к нам в Telegram! Канал Русской Школы Управления о вопросах непрерывного развития, повышения квалификации и трендах бизнес-образования @rusupravРынок делового образования быстро меняется и реагирует на ключевые изменения в экономике, трудовом законодательстве и технологиях обучения. Задача работодателей и бизнес-школ — вовремя обратить внимание на существующие тренды и заранее начать перестройку существующих образовательных процессов, не забывая использовать разные форматы, индивидуально подстраиваемые под конкретные цели. Только в этом случае можно говорить об эффективном и действительно полезном обучении персонала.