MBA
Личный кабинет
Стратегическая финансовая модель: распространенные ошибки

Стратегическая финансовая модель: распространенные ошибки

С чего начать разработку финмодели и как определить горизонт планирования.
512

Запустить новый продукт, бизнес или стартап, выйти на международный рынок или перестроить оргструктуру — для этого нужно не только прогнозировать прибыль, но и оценить потенциальные риски. Наиболее успешно решить эту задачу можно с помощью грамотно разработанной финансовой модели. В этой статье разберем шаги, которые помогут построить эффективную финансовую модель, и ошибки, которых можно избежать.

Содержание:

Что такое финансовая модель

Для чего бизнесу нужна финансовая модель

Горизонт планирования для стратегии

Что еще нужно учесть при разработке финансовой модели

Распространенные ошибки при построении финмодели

Что такое финансовая модель

Финансовая модель компании — это фундамент, на который в дальнейшем будут опираться владельцы бизнеса, инвесторы и сотрудники для достижения целей компании. Обычно ее составляют в виде таблицы с ключевыми показателями: от себестоимости товара или услуг до размера ожидаемой прибыли. Для ее построения используются математические расчеты, методы финансового и экономического моделирования. Работа с цифрами займет время, но позволит оценить перспективы и окупаемость бизнеса, а также зафиксировать цели проекта до его старта и отделить нежизнеспособные идеи от тех, которые будут приносить прибыль.

Для чего бизнесу нужна финансовая модель

Грамотно выстроенная финансовая модель призвана в первую очередь помочь компании достичь финансовых целей и предотвратить потери. А также решить ряд других задач и понять:

  • Как средний чек, трафик, конверсия сайта и другие измеряемые показатели влияют на прибыль.

  • Сколько продаж нужно сделать, чтобы окупить вложения. То есть определить точку безубыточности для конкретного бизнеса.

  • Рассчитать доходность за один год и за несколько лет вперед.

Также финансовая модель — это пропуск в мир больших денег. Если компания еще маленькая, но заинтересована в инвестициях, вместе с бизнес-планом частному инвестору, организации или банку необходимо предоставить и финмодель.

Горизонт планирования для стратегии

Временные рамки для стратегии индивидуальны и зависят от многих факторов. Первое, что следует учитывать — это отрасль, в которой вы работаете. В некоторых быстро меняющихся областях, таких как ИТ или мода, горизонт планирования может быть коротким: месяц, квартал, год. Среднесрочное планирование составляет от двух до пяти лет и подойдет, например, для компаний из сферы маркетинга, ресторанов, образовательных проектов. В то же время, стабильные и консервативные отрасли, например, производство или фармацевтика, могут работать с более длительными перспективами от пяти до двадцати лет.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.

Также при разработке финансовой стратегии важно учитывать три важных аспекта:

  1. Цели компании. Нужно четко понимать, к какому результату вы хотите прийти и когда, и отталкиваться от этого, принимая решения.

  2. Рыночные условия. Анализ рыночной ситуации и прогнозирование тенденций позволит определить оптимальные сроки для финмодели. Если отрасль предъявляет высокую степень неопределенности или подвержена значительным изменениям, отдайте предпочтение краткосрочному планированию.

  3. Финансовая устойчивость. Небольшие компании с ограниченными ресурсами могут сконцентрироваться на краткосрочных планах, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям, тогда как крупные и финансово устойчивые бизнесы могут позволить себе более длительные горизонты планирования.

Что еще нужно учесть при разработке финансовой модели

Финансовые модели могут показаться сложными для тех, кто не участвовал ранее в их разработке. И, несмотря на большое количество и разнообразие самих моделей, структура у них будет похожа.

Финансовая модель обычно состоит из трех блоков: входных данных, расчетов и выходных данных.

Входные данные

В блоке входных данных указываются переменные, необходимые для дальнейших расчетов. А именно:

  • Размер капитальных вложений. То, что уходит на покупку или аренду недвижимости, оборудования, транспорта, капитальный ремонт, амортизацию.

  • Размер операционных расходов. Это регулярные платежи и траты: фонд оплаты труда, налоги, расходы на продвижение и рекламу, расчеты с подрядчиками и многое другое.

  • Прогнозы финансовых показателей. Вероятность изменения цен, среднего чека, количества покупателей. Конкуренцию тоже следует учитывать, а также другие внешние факторы.

  • Финансовые потоки или финансирование. Здесь следует ответить на вопрос: нуждаетесь ли вы в заемных средствах или уже используете чужой капитал, в каких объемах и на каких условиях. Все возможные выплаты с учетом потенциального долга обязательно нужно фиксировать в таблице.

Входные данные — это как ингредиенты для приготовления блюда. Меняя рецептуру, составы и пропорции, вы влияете на результат. Поэтому, управляя этим блоком данных и его переменными, вы можете управлять всей финансовой моделью.

Расчеты

Как только входные данные получены, их объединяют в формулы. Затем производятся расчеты. Так получается итоговый прогноз операционной и чистой прибыли компании.

Перспективы проекта можно оценить, если вычислить:

  • Чистую приведенную стоимость (NPV) — соотношение доходов и расходов за период, на который по прогнозам ожидалась прибыль. Если результат отрицательный, значит, расходы еще не окупились.

  • Внутреннюю норму доходности (IRR) — процентную ставку, отражающую средний уровень дохода за конкретный отрезок времени, который необходим, чтобы окупить затраты.

  • Срок окупаемости (Payback Period) — время, за которые капиталовложения окупятся и бизнес выйдет в плюс. Чем меньше срок окупаемости, тем более привлекательным считается проект или компания, и наоборот.

Выходные данные

Иными словами, это результат. Здесь вы можете увидеть все сведения, которые ввели в разделе расчетов, и подвести итоги. Отобразить их можно в отдельных вкладках: в графиках, таблицах или других форматах, комфортных для восприятия. Результаты получают благодаря формулам, в дальнейшем их можно разложить на детали и наблюдать в динамике, чтобы понять причины изменений и скорректировать стратегию достижения цели.

Распространенные ошибки при построении финмодели

Риски и погрешности неизбежны в работе с бизнес-проектами, даже опытные специалисты иногда ошибаются. Выделим самые распространенные ситуации:

  • Ошибки в прогнозах и расчетах.

  • Слабый контроль финансовых показателей.

  • Завышенные или заниженные ожидания.

  • Необъективность в оценке.

  • Несоответствие основных показателей эффективности проекта.

  • Адекватность финмодели в целом.

  • Неправильное оформление.

Независимо от размера компании, разработка стратегической финансовой модели является ключевым элементом успешного управления бизнесом и достижения поставленных целей. Если вы задумались о построении финмодели, и раньше у вас не было такого опыта, вы можете пойти несколькими путями:

  • Справиться собственными силами. Рекомендуем, например, пройти онлайн-курс по бюджетированию, чтобы поднатореть в цифрах.

  • Обратиться к специалистам, которые знают о разработке финансовых моделей все. Это будет дороже, но результат вы получите быстрее и, если выберете достойного исполнителя, качественнее.

Также обратите внимание на книгу Оливера Гассмана «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов». В ней рассмотрены 55 зарекомендовавших себя на практике схем, который любой бизнес может адаптировать под себя.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!