Как привлечь инвестиции для бизнес-проекта

Как привлечь инвестиции для бизнес-проекта

Советы начинающим предпринимателям по поиску внешних ресурсов для запуска компании и реализации идей
126

Основная проблема большинства стартапов в России — нехватка инвестиций. Например, в 2021 году об этом заявили 43% предпринимателей-участников ежегодного исследования. Еще 17% сказали, что их бизнесу нужны партнеры — это тоже можно считать завуалированным способом найти ресурсы для развития. С тех пор произошли важные для экономики события, рынок изменился, но сложности с поиском средств у стартапов остались. Рассказываем об основных способах привлечения инвестиций для бизнеса в 2023 году.

На что обращают внимание инвесторы

Виды инвестирования

Где искать инвестиции

Как привлечь инвестиции в любой проект

На что обращают внимание инвесторы

Существует несколько факторов, которые влияют на привлечение инвестиций в стартап:

  1. Опыт команды.

  2. Скорость роста.

  3. Объем рынка проекта.

На ожидаемую доходность и стратегию развития в первую очередь обращают внимание до 20% инвесторов. Не менее важны показатели LTV и CAC, известные имена и конкурентная среда.

Хорошо, если предприниматели решат возможные проблемы еще до выхода на рынок инвесторов. Будет сложно убедить людей с деньгами и другими ресурсами принять положительное решение, если на момент запроса у проекта будет проблема с персоналом или потенциальной скоростью роста.

Кроме того, на решение об инвестировании влияют следующие факторы: личные качества фаундеров; знакомая для потенциального инвестора отрасль или технология и рекомендация от авторитетного бизнес-ангела. На PR проекта инвесторы практически не обращают внимания — это тоже стоит учитывать при привлечении инвестиций.

Виды инвестирования

Распространены несколько видов привлечения инвестиций:

Долговое инвестирование — когда в предприятие вкладывают деньги с обязательством их возврата. По сути, это можно назвать займом — просто бизнес берет деньги не в банке и оформляет это не как кредит, а как долговое обязательство. Сумма возврата зависит от договоренности, каких-то распространенных правил нет. Может быть, предпринимателю получится привлечь инвестиции в бизнес под процент, схожий с целевой ставкой — такое обычно бывает в бизнесах со стабильной финансовой моделью и опытом работы основателей. Или, наоборот, ставка будет выше банковской — такие займы берут предприниматели, которые не могут получить кредит из-за высокорисковой бизнес-модели.

Долевое инвестирование — когда деньги вкладывают в обмен на долю в компании. Схема зависит от типа бизнеса и модели привлечения. Может быть, инвестор получает определенное количество выпущенных ценных бумаг. Или просто входит в состав владельцев ООО. В такой модели важна оценка компании на текущий момент и перспективная оценка — именно эти данные использует предприниматель в торге при привлечении инвестиций Чем больше потенциала у стартапа, тем выше шанс привлечь деньги за меньшую долю в компании.

Гибридное инвестирование — так называют смешанный формат, когда инвестор передает деньги в виде займа, обычно под высокий процент. И если предприниматель не может отдать сумму в срок, то инвестор получает право на долю в компании. Сумма, процент, возможная доля в компании — все является предметом договоренностей. Если компания крупная и демонстрирует рост, подтвержденный финансовыми документами, можно получить весомую сумму под маленький процент с перспективой расстаться с небольшой долей компании. Если стартап находится на начальном этапе развития — деньги могут дать с условием передачи за невыплату буквально всей компании.

Если предприниматель собирается искать деньги для развития, стоит внимательно отнестись к оценке перспектив бизнеса. Если стартап инновационный и есть потенциал для стремительного роста в тысячи процентов — скорее всего, лучше брать заем без передачи доли в компании. Если компания стабильная, возможно, стоит попробовать использовать гибридный формат — так сумма займа может быть больше.

Где искать инвестиции

Обычно привлечение инвестиций предприятием проходит на этапе активного развития бизнеса — компания нашла жизнеспособную бизнес-идею и нуждается в финансировании для выхода на большие обороты и прибыль. Но есть и исключения — бывает, что инвестиции ищут предприниматели, которые только сформировали прототип продукта и попробовали его продать, или вовсе у них в наличии только идеи. От стадии развития бизнеса зависит, к какому типу инвесторов стоит обращаться за деньгами.

Друзья, знакомые, собственные сбережения. Этот способ обычно используют на начальном этапе развития стартапа, когда предпринимателю нечем подтвердить потенциальную финансовую привлекательность бизнеса.

Бизнес-инкубаторы и акселераторы. Это сообщества или компании, которые помогают бизнесу вырасти, сформировать продукт и бизнес-модель, найти клиентов и инвесторов. Акселераторов много — можно поискать на базе бизнес-сообществ, государственных корпораций, крупного бизнеса. Например, корпорации вроде МТС или Sber после прохождения акселератора могут договориться с бизнесом о партнерских отношениях.

Бизнес-ангелы и клубы инвесторов. Это сообщества частных инвесторов, которые обычно финансируют проекты на ранних стадиях. Их можно найти на завершающих встречах акселераторов, или они сами могут организовывать акселераторы для предпринимателей. Обычно задача частного инвестора — получить долю в перспективном стартапе за небольшое финансирование.

Венчурные инвесторы — им может быть как компания, которая управляет деньгами, так и частное лицо. Цель венчурного инвестора — вложить деньги в предприятие на этапе масштабирования, а затем перепродать его через несколько лет или получить прибыль с размещения проекта на бирже.

Получите бесплатно образец должностной инструкции директора по развитию

Краудфандинговые площадки. Это особый способ привлечения денег — в качестве инвестора здесь выступает сразу множество частных лиц. Другими словами, это можно назвать массовым предзаказом продукции — например, краудфандингом часто пользуются музыканты: они продают альбомы еще до того, как их записали. Проект считается состоявшимся, если собрана указанная на старте сумма. Для краудфандинга используют специализированные площадки: Kickstarter, Boomstarter, Planeta.ru.

Способы привлечь деньги в проект не ограничиваются перечисленными в статье видами инвестирования. Для крупных компаний существуют стратегические фонды или возможность продать часть бизнеса другому предпринимателю. Деньги можно найти и частным путем — нередко предприниматели устанавливают контакт с владельцем крупного бизнеса и предлагают ему вложить средства в компанию напрямую.

Как привлечь инвестиции в любой проект

Если бизнес планирует развиваться быстро и системно, то привлечение инвестиций следует превратить в механизм — наладить процессы и поставить их на конвейер. В этом поможет комплексный курс от Русской Школу Управления: «Привлечение инвестиций для запуска и реализации успешного проекта».

Эксперты-практики расскажут о правилах быстрого запуска проектов, разберут особенности форм управления и покажут основные риски в такой работе. Помогут составить бизнес-план и меморандум проекта, разберут особенности документационного обеспечения для обоснования эффективности инвестиций. И научат правильно представлять проект потенциальным инвесторам.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации