Все продажи в B2B-сегменте делятся на две категории: транзакционные (простые, короткие) и проектные (сложные). При транзакционных продажах клиент приходит за конкретным продуктом или пакетным предложением, а продавец занимается только оформлением сделки и получением оплаты. Эти продажи отличает короткий цикл и ограниченное количество участников сделки. В основном они направлены на клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса, а процессы взаимодействия зачастую автоматизированы через дистанционные каналы (интернет-магазин, мобильное приложение). Проектные продажи более энерго- и ресурсозатратны, они подразумевают высокую ценность итогового продукта для клиента.
— Особенности проектных продаж
— Основные этапы проектных продаж
В этой статье речь пойдет именно о проектных продажах, их характеристиках, особенностях ведения и управления. Узнать больше и научиться привлекать крупных клиентов также можно на нашем курсе «Формула проектных продаж».
Понятие проектных продаж
Проектные продажи — это длительный процесс коммуникации с намерением получить целевого клиента, крупный заказ или контракт. Если основная функция компании или конкретного отдела — продажа проектных работ, то команда рассматривает каждую сделку в качестве отдельного «проекта». Такие продажи в различных источниках могут называться по-разному: комплексные, сложные или длинные продажи, продажи решений.
Особенности проектных продаж
Проектные продажи отличает командная работа: для достижения цели продающая сторона часто задействует несколько подразделений (например, проектный отдел, отдел маркетинга, отдел стратегических решений, отдел по работе с ключевыми клиентами). Клиенты — представители среднего и крупного бизнеса, каждая сделка требует тщательной проработки и глубокого планирования, а ее стоимость относительно высока (от сотен тысяч до миллионов рублей).
Другие особенности проектных продаж:
-
Этапы продаж, которые основываются на цикле принятия решений со стороны клиента.
-
Длинный срок сделки: от первого контакта до подписания контракта и реализации проектной работы.
-
Расширенный список лиц, принимающих решения (со стороны клиента).
-
Участие в тендере: клиент предварительно оценивает несколько предложений от разных компаний, что активизирует конкуренцию с аналогичными решениями на рынке.
-
Этапы «традиционных» продаж не работают.
-
Структура бизнес-процессов и этапы продаж коррелируются с этапами принятия решения со стороны клиента.
-
Для контроля эффективности выполнения задач по каждому клиенту используются специальные метрики (например, отслеживается количество израсходованных ресурсов в цикле, количество итераций и правок и другое).
Менеджерам и команде специалистов, которые работают с проектными продажами, нужны специальные навыки. Управленец в таких командах должен быть и продажником, и маркетологом, понимать психологию клиента и знать основы делового общения. Одновременно с этим — обладать проектными компетенциями: эффективно планировать, управлять персоналом, сроками и стрессом, использовать критическое и творческое мышление.
Успех сделки зависит от понимания потребностей клиента, его особенностей и перспектив развития. Сложность проектных продаж в том, что на начальном этапе продукт неосязаем — это может быть разработка стратегии, ИТ-решение, упаковка бренда, архитектурный план здания или онлайн-курс. Поэтому важно найти общее видение финального результата как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика.
Иногда менеджеры концентрируются на описании характеристик продукта и преимуществ команды, забывая указать выгоду и ценность для клиента. Например, заказчику нужна стратегия развития территории, а менеджер делает фокус на регалиях и составе команды. Проектные продажи — это не только деньги, но и ценность, умение слушать и слышать.
Основные этапы проектных продаж
Проектные продажи требуют грамотного подхода к решению задачи и «исцелению боли» клиента. Условно в них выделяют четыре этапа: анализ потребностей, разработку решения, защиту проекта и его реализацию. Ниже описаны технологии, соответствующие каждому из этапов проектных продаж.
-
Карта клиента. На этом этапе менеджеру необходимо получить первичную информацию о заказчике, выявить потребности и определить «боли».
-
Поступательная коммуникация. На каждом этапе есть ряд конкретных целевых задач, которые необходимо решить. Если менеджер неадекватно оценивает этап сделки, то все его дальнейшие действия будут бессмысленны. Важно помнить, что: задачи зависят от действий клиента, а не от действий менеджера; от достигнутых результатов каждого этапа зависит результат следующего; если задачи этапа не выполнены полностью, то исполнитель не сможет приступить к следующему; любые изменения, тактики и KPI согласовываются с клиентом.
-
Контрольные вопросы. На всех этапах должна быть произведена оценка эффективности текущей работы менеджера и команды. Фактически защита проекта происходит не один раз, она разбита на этапы. Согласование каждого шага — это защита выбранного решения.
-
Продукт. При работе над проектом команде необходимо учитывать настроение рынка, действия конкурентов, изменения законодательства и другие внешние факторы. Все это влияет на содержание и стоимость итогового предложения.
Чтобы двигаться дальше, в проектных продажах следует подводить промежуточные итоги, оперативно реагировать на запросы клиента, демонстрируя экспертизу и предоставляя высокий уровень клиентского сервиса. И обязательно помнить, что успех ждет того, кто решает проблемы клиента, а не множит их.