Корпоративное обучение: организация, форматы, методы и тренды

Корпоративное обучение: организация, форматы, методы и тренды

По данным исследования сервисов СберПодбор и Работа.ру, в обучение сотрудников инвестируют 58% российских компаний. Остальные не делают этого в основном по двум причинам: просто из-за отсутствия такой практики и нехватки средств.
3036

К настоящему моменту можно утверждать, что развитие персонала давно стало трендом и в России. И теперь корпоративное обучение — практика не только международных корпораций, но и представителей малого и среднего бизнеса.

Содержание:

Зачем компаниям обучать сотрудников

Какие формы организации корпоративного обучения доступны сегодня

Кто должен проводить обучение

Этапы корпоративного обучения

Оценка эффективности обучения

«Вечнозеленые» тренды в корпоративном обучении

Зачем компаниям обучать сотрудников

Будем двигаться от общего к частному и ответим на главный вопрос: зачем заниматься организацией обучения? Бенефиты от грамотной системы развития персонала получают все: бизнес, сотрудники и, конечные потребители.

Бизнес, являясь заказчиком услуги, получает:

  • Повышение конкурентоспособности. Высококвалифицированные и вовлеченные сотрудники влияют на «состязательность» компании на рынке. Увеличивается скорость и характер бизнес-процессов и, как следствие, повышается качество конечного продукта, увеличивается прибыль. Например, по данным «Американского общества тренинга и развития» (ASTD), каждый доллар, вложенный в обучение, приносит бизнесу от трех до восьми долларов дохода.

  • Экономию ресурсов. Повысить квалификацию сотрудника, который уже работает в компании, гораздо дешевле, чем тратить деньги на поиск и адаптацию нового специалиста.

  • Фокус на целях компании. Обучающие продукты, нацеленные на бизнес, помогают сотрудникам сфокусироваться на коммерческих целях компании. А собственная система обучения позволяет развить у сотрудников необходимые компетенции и навыки.

Сотрудники, принимающие участие в корпоративном обучении:

  • Получают должное внимание со стороны менеджмента, который оценивает их успехи и дает корректирующую обратную связь.

  • Имеют возможность развиваться и расти по карьерной лестнице.

  • Получают преимущество на кадровом рынке.

  • Экономят собственные деньги на обучение и развитие.

  • Проникаются целями и ценностями компании, уровень их лояльности к компании повышается.

Чаще всего мероприятия по корпоративному обучению является бесплатным для сотрудников или оплачивается частично/по желанию.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Клиенты:

  • Получают конкурентоспособную услугу/продукт.

  • Отдают предпочтение компаниям с высококвалифицированным персоналом.

  • Могут рассчитывать на профессиональную консультацию и поддержку.

  • Становятся «постоянными», то есть совершают покупку более трех раз.

Существуют разные формы и методы организации обучения, а значит, у бизнеса есть возможность выбирать.

Какие формы организации корпоративного обучения доступны сегодня

Можно выделить три основных формата, каждый из которых имеет свою специфику и преимущества.

Очное обучение (offline learning). Классический подход, знакомый каждому со времен школы и университета. Для организации таких очных корпоративных курсов нужен тренер — человек, который владеет темой и выступает в роли спикера, и помещение, где сотрудники смогут комфортно учиться. Преимущества очного обучения:

  • Вовлеченность в процесс обучения повышается за счет энергетики, которая возникает при личном общении тренера и группы.

  • Происходит эффективная отработка коммуникативных навыков (soft skills).

  • Появляется возможность формирования навыков работы со сложным или эксклюзивным оборудованием.

  • «Эффект синергии» помогает получить отдачу от командообразующих мероприятий.

Дистанционное или онлайн-обучение (online learning). Условия обучения в этом формате удобны и для бизнеса, и для сотрудников. Преимущества очевидны:

  • Большая площадь покрытия.

  • Возможность создавать неограниченное количество учебных программ, тестов и курсов.

  • Контроль обучаемости (современные платформы предоставляют корпоративным администраторам возможность выгрузки данных в формате «Power BI отчетов» и «360-аналитики»)

  • Возможность учиться в любое время и практически с любого устройства.

  • Снижение общей стоимости обучения.

Дистанционное обучение особенно актуально для крупных компаний, так как провайдеры часто предоставляют скидку за создание более чем 50 аккаунтов. О том, есть ли разница между дистанционным и онлайн-форматом и каким бывает онлайн-обучение, читайте в этой статье.

Смешанное обучение (blended learning). Этот формат выбирают для себя уже «прокачанные» компании, которые развивают одновременно офлайн и онлайн-обучение. Основной объем теоретической информации берет на себя дистанционная платформа, а на очных тренингах у сотрудников есть возможность закрепления и отработки полученных знаний. Преимущества смешанного обучения:

  • Обычно корпоративные тренеры работают в зоне «развития», так как основные/базовые знания сотрудники получают онлайн.

  • У преподавателей есть возможность лично общаться с сотрудниками, получать и давать обратную связь.

  • Выстраиваются так называемые траектории обучения. Интерфейс платформы позволяет назначать образовательные курсы автоматически, ориентируясь на дату регистрации сотрудника в системе. После чего программа высылает приглашения на очные мероприятия, в зависимости от результатов прохождения онлайн-программ.

Кто должен проводить обучение

Какой бы формат корпоративного обучения ни выбрала для себя компания, тренер — человек, который будет воплощать его в жизнь. Поэтому важно поговорить о том, кто может стать этой значимой фигурой. Есть несколько вариантов развития событий, обучение может проводить:

  1. Сотрудник компании, знающий специфику бизнеса и готовый заниматься обучением и развитием персонала (прошедший определенные корпоративные семинары или имеющий релевантные образование и опыт).

  2. Эксперт, который не работает в компании, но является специалистом в конкретной области.

В первом случае вам придется обучить «полевого игрока» методикам проведения образовательных мероприятий или нанять опытного специалиста, разделяющего ваше видение, ценности и приоритеты. Во втором — ввести приглашенного тренера в курс дела и познакомить его со спецификой бизнеса.

Кому отдать предпочтение? В идеальном мире у вас уже работает команда экспертов по обучению, которые ежедневно повышают уровень профессионального образования сотрудников. При необходимости вы приглашаете человека со стороны: он консультирует, ведет тренинги для тренеров, руководителей и менеджеров среднего звена, повышая уровень экспертности команды.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах» в удобном формате EPUB
Автор — Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, специалист в сфере управления персоналом, бизнес-тренер и консультант.

Если в структуре компании еще нет собственного L&D-департамента (Learning & Development), то постарайтесь ввести в процессы играющего тренера. То есть хотя бы одного сотрудника, который знает специфику бизнеса, получил опыт работы на разных должностях и обладает высоким уровнем лояльности и преданности компании. В рамках корпоративного обучения такой человек сможет привести множество качественных примеров, ответит на вопросы коллег и сможет адекватно оценить результаты.

Этапы корпоративного обучения персонала

Процесс обучения можно разделить на пять основных этапов:

  1. Анализ потребностей в обучении.

  2. Определение целей в соответствии с целями компании и рабочими задачами.

  3. Подготовка контента: разработка курсов или поиск провайдеров корпоративного бизнес-обучения.

  4. Проведение занятий.

  5. Оценка результатов.

В зависимости от целей, задач, отрасли и размера бизнеса этапов может быть больше, но не меньше!

Оценка эффективности корпоративного обучения

Задача тренингов и семинаров, как офлайн, так и онлайн — научить сотрудника новому, развить его профессиональные навыки и личностные качества. Чтобы понять, насколько актуальными и успешными было корпоративное обучение и отдельные программы, следует проанализировать четыре важных показателя:

  1. Реакцию на обучение.

  2. Полученные знания.

  3. Рабочее поведение.

  4. Влияние на бизнес-результат.

Подробнее о том, как это сделать, читайте в статье «Как оценить качество учебных программ».

«Вечнозеленые» тренды в корпоративном обучении

Корпоративное обучение станет эффективным, если будет по-настоящему увлекательным. Достичь этой цели поможет фокус на тренды современного образования. Вот некоторые из них:

Microlearning. Современный ритм жизни диктует моду и на образование. Сейчас у сотрудников нет ни желания, ни времени слушать многочасовые лекции или читать профессиональную литературу. Материал следует разбивать на небольшие сегменты, изучение которых занимает от 5 до 15 минут. Лучше, если информация будет изложена кратко, емко и интересно. Используйте все доступные инструменты: чек-листы, тесты, опросы или пульс-опросы, короткие видеоуроки.

Геймификация. Получать знания в разы интереснее и эффективнее в игровом формате. Бизнес-игры хороши тем, что в процессе их прохождения могут разбираться (проигрываться) реальные кейсы и сценарии, у сотрудников вырабатываются необходимые бизнесу навыки, структурируется мышление и появляются решения для самых разных задач. 

Lifelong Learning. Обучение и развитие персонала становится бесконечным процессом. В XXI веке знания устаревают очень быстро, а у сотрудников может быть недостаточно времени и мотивации, чтобы своевременно их актуализировать.

Самообучающиеся организации. Организовать корпоративное обучение хорошо, а привести компанию к модели самообучающейся организации — высший пилотаж. Сотрудники, которые непрерывно оттачивают навыки и сами интересуются обучением:

  • Добиваются более высоких результатов в работе.

  • Чаще берут на себя ответственность и проявляют инициативу.

  • Сильнее вовлечены в бизнес-процессы и небезразличны к общим результатам. А согласно исследованию Gallup, компании с самым высоким уровнем вовлеченности сотрудников на 22% прибыльнее и на 21% продуктивнее, чем компании с низким уровнем вовлеченности.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!