Под микрообучением (microlearning) чаще всего понимают способ обучения и подачи контента небольшими объемами и с конкретными целями. Его основная особенность в том, что учащиеся сами контролируют, что и когда им осваивать. Это важно, поскольку именно контроль со стороны учащихся позволяет получать знания и быстро применять их на практике. Такой подход увеличивает вовлеченность, повышает эффективность обучения и качество работы, а также вызывает интерес к поиску дополнительных возможностей для освоения полезной информации.
В широком смысле микрообучение – это новая стратегия обучения, позволяющая быстро закрывать пробелы в навыках и знаниях. Такая стратегия востребована в современном мире по нескольким причинам:
-
Информация быстро меняется.
-
Контент для обучения часто находится в свободном доступе в интернете.
-
Новые технологии позволяют применять этот контент в удобное время в любом месте.
Микрообучение набирает популярность по мере роста интереса пользователей к смартфонам. Сегодня появляются даже специальные платформы управления микрообучением (Microlearning Management Platforms), которые позволяют конструировать микрокурсы, викторины, тесты и другой образовательный контент с элементами социальных сетей.
Форматы микрообучения
Участникам предлагается дозированная информация небольшого объема по какой-то конкретной теме. Причем работать с ней они могут с любого устройства и тогда, когда им это удобно.
Контент для микрообучения разрабатывается в разных форматах – от обычного текста до полноценных мультимедийных материалов.
Вот несколько примеров:
-
Текст (карточки с предложениями, фразами).
-
Изображения (фото, иллюстрации, инфографика).
-
Видео (короткие ролики на узкую тему).
-
Аудио (подкасты).
-
Тесты и викторины.
-
Игры (например, с простым алгоритмом решения задач).
В целом концепция микрообучения держится на трех китах:
-
Фокус: каждый модуль дает конкретный ответ на один вопрос.
-
Разнообразие типов контента.
-
Удобство для мобильных устройств: контент должен быть доступен в момент необходимости, что делает его идеальным способом обучения на смартфоне или планшете.
Эксперты считают, что в текущих реалиях микрообучение постепенно становится неотъемлемой частью обычного электронного обучения по трем причинам:
-
Оно увлекательно (используются короткие форматы и все преимущества мультимедиа и геймификации).
-
Оно эффективно (люди лучше запоминают информацию, которая подается порционно).
-
Оно не принуждает (вы можете осваивать материалы где угодно, обучение не требует много времени).
Примеры микрообучения
Такой формат может использоваться в различных направлениях – например, для обучения и адаптации новых сотрудников, с целью укрепления знаний для работы с клиентами, причем в ежедневном режиме.
Смотрите также: 3 формата обучения в Русской Школе УправленияДопустим, у вас есть цель – выучить разговорный английский язык. Это можно делать с помощью небольших видеороликов на YouTube, карточек в специальных приложениях. На карточках дается ограниченный контент в виде новых слов на английском по определенной теме – страны, фрукты и овощи, одежда и т.д. Кроме того, материал можно закреплять с помощью обучающих викторин, а на почту получать небольшие фрагменты информации (например, «слово дня»). Все перечисленные форматы – это и есть микрообучение.
Вот еще несколько конкретных примеров, как реализуется концепция обучения с помощью коротких серий контента:
-
Приложение Google Primer дает возможность усваивать бизнес-информацию и получать практические советы от экспертов через короткие пятиминутные видеоуроки.
-
BuzzFeed Food TV с помощью видео учит готовить разные блюда с учетом любых вкусовых предпочтений.
-
Highbrow присылает информацию на электронную почту. Это короткие курсы на тему бизнеса, личностностного роста, психологии.
Преимущества микрообучения
Поскольку микрообучение как способ подачи информации идет в ногу со временем, оно имеет множество плюсов.
1. Гибкость
Следуя концепции микрообучения, курсы создают из нескольких единиц контента за считаные часы. Таким образом компания может быстрее реагировать на меняющиеся бизнес-цели и новые потребности в обучении.
2. Доступность
Разработка курсов в формате микрообучения выходит намного дешевле. Она затрагивает меньше ресурсов и экспертов. Вам даже не потребуются особенные инструменты для создания контента. Хотя если вы используете специализированные платформы для микрообучения, то это значительно упрощает задачу.
3. Широкий охват знаний
По сравнению с обычными электронными курсами микрообучение может применяться к любой теме. Вы можете разрабатывать увлекательный контент по сложным темам для лучшего понимания.
4. Вызывает интерес
Микрообучение – не просто самый доступный метод обучения, но и еще и наиболее интересный для участников. Получение знаний или освоение новых компетенций подобно использованию приложения на смартфоне. В этом смысле оно сильно отличается от привычных форматов обучения.
5. Укрепляет знания
Благодаря микрообучению можно быстро и в ежедневном режиме повторять пройденные материалы. Такой подход способствует лучшему запоминанию. Элементы микрообучения маленькие и автономные – к ним легко возвращаться.
6. Свобода обучения
Регулярное онлайн-обучение с использованием курсов с большим количеством текстов не подходит для освоения знаний в короткие сроки. С другой стороны, микрообучение позволяет получать удовольствие от незапланированной практики, когда появляется свободное время. Поскольку микрокурсы небольшие, они легко скачиваются, поэтому их можно использовать в дороге.
Недостатки микрообучения
Несмотря на все достоинства, у микрообучения есть и ограничения. Чаще всего они становятся заметны, когда этот способ подачи контента пытаются приложить к системным знаниям. Эффективность микроформатов сильно зависит от темы.
1. Не подходит для сложных тем
Прежде всего микрообучение отлично подходит для подачи простой информации, оно позволяет дать общее представление о предмете. Для сложных тем его тоже можно применять, но придется приложить дополнительные усилия, чтобы разбить темы на несколько простых частей.
2. Не подходит для углубленного обучения
Микрообучение можно использовать, например, для изучения разговорного английского языка, но не для постижения смысла английской литературы.
Чтобы понять, стоит ли использовать микрообучение в конкретных случаях, ответьте на несколько вопросов:
-
Есть ли задачи, которые можно разбить на части и адекватно решить с помощью микроформатов?
-
Требуется ли повторение материалов для закрепления знаний?
-
Нужно ли сотрудникам быть в курсе внешних новостей: информация по рынку, исследования, разработки конкурентов?
-
Есть ли время и инструменты для поиска качественного и актуального контента?
-
Могут ли сотрудники без проблем получить доступ к такому обучению?
Если ответы на все эти вопросы положительные, то микрообучение должно статью частью корпоративной стратегии.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.Слушайте обзоры книг от наших экспертов.