Как обучаться с помощью ИИ и не глупеть

Как обучаться с помощью ИИ и не глупеть

При правильном использовании технология ИИ может улучшить результаты обучения. Ее используют для персонализации контента, автоматизации административных задач, прогнозирования индивидуальных траекторий развития. Однако, несмотря на большие возможности, внедрение ИИ сопряжено с рядом проблем.
216

Исследование роли искусственного интеллекта (ИИ) в творческом мышлении показало, что для студентов эта технология является «легким решением». В рамках эксперимента их попросили провести мозговой штурм без использования ИИ, а через месяц сделать то же самое, но с ChatGPT. Результаты показали, что ИИ помогает генерировать идеи, но это вызывает негативные последствия для творческого мышления. Студенты сообщили, что «иметь еще один мозг» действительно полезно, однако использование ИИ не позволяет им думать самостоятельно.

Содержание:

Как применять ИИ в обучении с пользой

Что не так с ИИ в образовании

Как применять ИИ в обучении с пользой

К ИИ в образовании следует относиться как к одному из инструментов. Он имеет и очевидные преимущества, и серьезные ограничения. В этом он похож на многие другие технологии, которые человечество уже успело освоить. Из преимуществ можно отметить пять наиболее важных/

Выдача наиболее подходящей информации

ИИ может исследовать интернет, LMS, корпоративный контент и другие источники и автоматически предложить наиболее релевантную информацию. Такой подход экономит время — не нужно вручную просматривать страницы с результатами поиска.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Как не сгореть на работе. Управление стрессом в условиях многозадачности» в удобном формате EPUB
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.

Создание цифрового контента

Подготовка образовательного контента требует много усилий. По этой причине большинство компаний передают эту задачу на аутсорс. Технология ИИ может объединить фрагменты информации из различных источников и представить результат в простой для понимания форме. Еще ИИ берет на себя рутинную работу по обработке естественного языка и конвертации видео в тексты.

Персонализация обучения

С помощью ИИ можно персонализировать обучение в зависимости от особенностей слушателя и стоящих перед ним задач, предоставлять материалы постепенно, по мере того как обучающийся заканчивает очередной модуль.

Допустим, перед компанией стоит задача — обучить опытного сотрудника управлению отношениями с клиентами. ИИ может автоматически проверить знания и навыки слушателя и предложить обучающие материалы, которые дополнят его базовые знания. При этом ИИ отслеживает и определяет форматы и стиль обучения, а затем оптимизирует процесс для достижения высоких результатов.

Беспрерывное наставничество

Большинство вопросов во время обучения имеют общий характер. ИИ способен выдавать на них полные ответы. Это может быть реализовано с помощью чат-ботов.

Обеспечение целостной оценки знаний

ИИ можно использовать для проведения любого типа оценки, если она оцифрована. Технология позволяет создавать задания в соответствии со способностями и навыками конкретного человека. Это гарантирует более точный подход к оценке результатов.

Что не так с ИИ в образовании

Прежде чем активно использовать ИИ в обучении, следует определить цель и предел, до которого вы готовы доверять процесс машине. Возможно, это вообще не стоит делать. Обычно такой потребности нет у людей с хорошим высшим образованием, умением оценивать качество источников и распознавать ангажированность в текстах — тех, кто предъявляет определенные стандарты качества к любой информации. Это как раз то, чем ИИ не может обладать в принципе. Он будет обрабатывать любой бред под видом полезной информации.

Кроме того, технология ИИ склонна к плагиату, использованию ложной или вводящей в заблуждение информации, у нее, в отличие от человека, нет критического мышления.

Что это значит для человека:

  • Чрезмерная зависимость от технологии может подорвать собственное мышление и, следовательно, уверенность в творческих способностях. Некоторые студенты, например, сообщают об «умственном ступоре»: стоит им только увидеть идеи, которые предлагает ИИ, и они уже не могут придумать что-то свое.

  • Некоторые не без оснований ставят под сомнение оригинальность идей, генерируемых ИИ. Они имеют свойство повторяться. Это связано с тем, что генеративный ИИ перерабатывает существующий контент, а не создает оригинальные мысли.

  • Основные задачи определения проблем и критической оценки идей по-прежнему во многом зависят от человека. Творческий процесс обычно включает три этапа: выявление проблемы, генерация идей и оценка. ИИ, как правило, способен помочь только на первом этапе. Но ему не хватает возможностей для определения проблемы и переработки идей во что-то существенное.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!