В чем разница между онлайн- и офлайн-обучением

В чем разница между онлайн- и офлайн-обучением

Выбираем между аудиторией в бизнес-школе и монитором компьютера
43953

Российский рынок образовательных технологий растет рекордными темпами, усиленными пандемией. Согласно данным исследования компании Smart Ranking и ИТ-холдинга TalentTech, общий объем выручки ведущих EdTech-компаний во втором квартале 2020 года составил 6,2 млрд руб., что на 87% выше, чем в аналогичный период прошлого года. Это говорит о росте популярности онлайн-образования, которое отличается от обычного обучения как процессами, так и подходом. Рассказываем, на что обратить внимание, если вы планируете учиться не в аудитории, а перед экраном.

Основные различия между форматами

Классическое офлайн-образование строится в двух форматах:

  • Это получение профессии: вы поступаете в вуз, колледж или учреждение допобразования, посещаете лекции и семинары по разным предметам. Занятия обычно проходят по 1,5 часа. Результат — диплом о подготовке и право на работу.
  • Это получение конкретного сложного навыка. Допустим, вы хотите научиться переговорам — поступаете на курс, ходите на лекции и семинары по конкретной теме, возможно, посещаете тренинг для отработки практических навыков

Онлайн сильно отличается от такой схемы. Причем как подходом к образованию в целом, так и отношением к формату занятий.

Плюсы и минусы офлайн-обучения

Среди главных преимуществ офлайн-формата — упрощение нетворкинга. Особенно на практических занятиях. Когда вы командой работаете над какой-то задачей, то обмениваетесь быстрыми репликами, ощущаете сопричастность — это упрощает процесс знакомства и общения. Сблизиться в офлайне проще, чем в формате онлайн-конференции.

Еще бонусом офлайна считается быстрая обратная связь — на семинаре или лекции можно занять вопрос и сразу получить ответ. В онлайне это возможно, если занятие проходит в формате живого общения, вебинара. Во многих же проектах вместо прямой связи студентам предлагают набор готовых видеороликов.

Минусов у офлайн-образования много:

  • Приходится тратить время на дорогу — если вы живете в большом городе, это особенно актуально. Например, трехчасовой мастер-класс на другом конце Москвы может легко превратиться пятичасовой, если учесть два часа в пробках.
  • Не пришли — не получили знаний. Офлайн-занятия, если их не записывают на видео, являются конечным продуктом. Это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, если не успели по какой-то причине на лекцию или семинар, то возможность получить знания упущена. С другой стороны, это же и мотивирует ходить на занятия и учиться. В онлайне же все проще — не успели на вебинар, значит, сможете посмотреть запись позже. Некоторые таким образом накапливают тысячи часов образовательного контента, который уже никогда не посмотрят. И упускают возможность получить знания здесь и сейчас.
  • Ограниченная вместимость. Например, в тех же вузах есть конкурс — например, не больше 100 человек на поток. Поэтому популярным специальностям не смогут обучиться все желающие.
  • Цена. Занятия в офлайне обычно дороже, чем в онлайн-версии, из-за ограниченного количества студентов и дорогостоящей аренды помещений.

Смотрите также: 3 формата обучения в Русской Школе Управления


Плюсы и минусы онлайн-обучения

Главное, чем отличаются онлайн-уроки от офлайна — это их доступность в любое время и в любом месте. Причем необязательно даже наличие интернета — многие онлайн-курсы предлагают много материалов в текстовом и видеоформате, их можно скачать на смартфон и смотреть там, где нет сети.

Еще одно преимущество — доступность. Например, вы можете снять на время кризиса домик в глухой деревне. И там же, в перерывах между рыбалкой и огородом, пройти курс Mini MBA.

Онлайн-обучение размывает границы — неважно, где вы живете, знания и навыки теперь доступны везде. Онлайн-образование помогает следовать концепции непрерывного обучения — внешние обстоятельства не помешают вам поддерживать свою высокую ценность на рынке труда.

Есть у онлайн-образования и минусы:

  • Многие курсы представлены как серия видеороликов, без обратной связи с преподавателем. Некоторым слушателям не хватает очных консультаций, чтобы уточнить нюансы по теме урока.
  • Онлайн-курсов много, поэтому сложно выбрать качественную программу. Решение этой проблемы — изучить экспертов-преподавателей. Хорошо, если это практикующие специалисты и известные в отрасли тренеры.
  • Нехватка нетворкинга. Частично общение во время кофе-брейка заменяется общением в тематических чатах, но не всем комфортно делать это онлайн.
  • Нужна самодисциплина. В онлайн-образовании велик соблазн отложить обучение, пообещать себе посмотреть вебинар позже. Поэтому придется развивать силу воли.

Тренды онлайн-образования

Большая часть современных EdTech-проектов — ИТ-компании, обучающие сервисы и платформы, которые занимаются доставкой контента к пользователям и созданием новых методик в образовании. Это накладывает отпечаток на тренды рынка. Например, вот в каком направлении будет развиваться отрасль по данным исследования EdMarket.

Тренд Mobile learning. Все больше занятий проходит с помощью приложений для смартфонов. Вы можете учиться по дороге, например, в метро или в такси.

Микрообучение. В классическом обучении мы привыкли к масштабным мастер-классам, которые идут целый день и прерываются максимум на кофе-брейк. В университете стандартное занятие — два академических часа. В онлайн-образовании подход другой — даже большие темы разбиваются на уроки по 5-15 минут.

Геймификация. Стараясь повысить вовлеченность студентов, разработчики курсов предлагают разные игровые форматы. Например, используется соревновательный подход, учеников делят на команды, и они работают над проектом. Или создаются платформы, где знания и навыки студенты получают в процессе игры — например, Codecombat.

Виртуальная и дополненная реальность в обучении. Наглядный пример — кейс медицинского стартапа EchoPixel. Используя аппаратуру для УЗИ, 3D-очки и особый дисплей, хирурги и диагносты воспроизводят трехмерную голограмму тела пациента или отдельного органа. Система может служить и для безопасной учебной отработки врачебного вмешательства в организм больного.

Насколько эффективно онлайн-образование

Коронавирусный кризис 2020 года помог развитию EdTech — все больше людей переводят свой образовательный процесс в онлайн. Стали появляться и крупные исследования эффективности этого формата. Например, показательна работа, проведенная учеными НИУ ВШЭ и исследователями из США.

В эксперименте приняли участие 325 студентов-инженеров, которых разделили на три группы. Первая группа обучалась очно с преподавателем в своем университете, вторая группа смотрела онлайн-лекции и посещала секции очного обсуждения, а третья группа прошла весь курс онлайн. Результаты исследования после прохождения студентами двух курсов показали, что средний уровень знаний был одинаковым во всех трех группах.

При этом доступность обучения повышается. Стоимость обучения в смешанном режиме дешевле 15-19%, а в онлайн-режиме — на 79-81%, чем в офлайн-режиме. Выводы об эффективности онлайн-курсов справедливы и в отношении школьников — это исследование показало, что школьники, обучающиеся дистанционно, могут добиться тех же академических успехов, что и при традиционной очной форме.

Что выбрать, онлайн или офлайн

У каждого формата есть свои плюсы и минусы. Если вы цените в образовании не только знания и навыки, но и нетворкинг, то офлайн-формат для вас будет актуален. Если ваш график сильно загружен, а сила воли велика, то онлайн-образование станет спасением — вы сможете закончить несколько курсов в год, занимаясь по 30-60 минут в дороге.

Эффективнее всего будет использовать комбинированный формат. Например:

  • Купить несколько видеокурсов и изучать их, когда появится свободное время.
  • Записаться на онлайн-курс, встречаться с множеством людей в чате, учиться у ведущих тренеров и экспертов. Все это можно делать, сидя дома с чашечкой чая.
  • Участвовать в очных курсах — посещать мастер-классы по профессии, получать практические навыки, заниматься нетворкингом. И, возможно, даже получить предложение о работе — ведь в хороших школах преподаватели и сокурсники часто являются одновременно бизнесменами или топ-менеджерами.

Главное — брать у любого формата его преимущества и компенсировать недостатки.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!