8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как правильно уволить сотрудника в зависимости от типа его личности

Как правильно уволить сотрудника в зависимости от типа его личности

С необходимостью уволить работника, так или иначе, на каком-то этапе сталкиваются все руководители. Избежать этого практически невозможно, но можно подготовиться к процедуре, а также минимизировать риски через грамотное взаимодействие с подчиненными. Сертифицированный тренер PCM, психолог-консультант и коуч Анна Мусаханова рассказала, как это сделать.
1251

Реакция сотрудника на увольнение может быть разной: от теплого рукопожатия и прощальной пиццы в офисе до мести с набором разных козней. Негативные отзывы в интернете, распространение грязных слухов в профессиональных кругах, «угон» клиентской базы, переманивание коллег и даже «натравливание» контролирующих органов — проявления эмоциональной реакции на увольнение. В этой статье поговорим о том, как соблюсти баланс интересов подчиненного и руководителя, чтобы увольнение было максимально спокойным для всех сторон этого процесса.

Содержание:

Что такое модель PCM

Возможные реакции на увольнение

Действия руководителя

Что было «до»

Индивидуальный стиль управления — ключ к успеху компании

Что такое модель PCM

Попробуем взглянуть на вопрос поведения сотрудника в момент увольнения через призму Process Communication Model (PCM, в русском — Процесс модели коммуникации). Это коммуникативная модель, которая была разработана американским клиническим психологом Тайби Кэлером более 50 лет назад. Она успешно применяется в известных компаниях по всему миру для улучшения коммуникации, снижения уровня стресса у сотрудников и предотвращения выгорания.

Шесть типов личности

В PCM мы говорим о том, что существует шесть типов личности. В каждом из нас есть все шесть, но базовый тип личности преобладает. Если у человека все типы личности развиты хорошо, ему не сложно общаться даже с тем, кто на него не похож. И, наоборот, если характеристики какого-то типа личности представлены недостаточно, коммуникация с разными людьми может осложниться.

Логик — дисциплинированный, ответственный, организованный. Предпочитает решать задачи, основываясь на фактах и аналитике. Любит все планировать заранее, внимателен к дедлайнам. Перфекционист, поэтому ему сложно кому-то делегировать работу. Ожидает от всех такого же высокого уровня продуктивности и сообразительности. Бывает, что ему сложно проявлять эмпатию по отношению к коллегам.

Упорный — преданный, внимательный к деталям, опирается на предыдущий опыт, воспринимает мир через оценку. Лоялен к компании, на него можно положиться, любит долгосрочные проекты. Бывает излишне критичен, требователен к другим, иногда эгоцентричен.

Душевный — заботливый, теплый, сочувствующий, воспринимает мир через ощущения и эмоции. Прекрасно справляется с поддержанием гармоничных отношений в коллективе и с клиентами, обладает хорошим вкусом и с удовольствием наводит красоту и уют вокруг. Из-за желания понравиться другим позволяет нарушать свои границы, излишне чувствителен.

Мечтатель — спокойный, погруженный в себя, с богатой фантазией, воспринимает мир через воображаемые действия. Хорош в деятельности, требующей творческого подхода. Умеет увидеть и придумать то, что другим не под силу. Забывает про сроки выполнения заданий, в коммуникации может «зависать» и проявлять чрезмерную стеснительность.

Бунтарь — спонтанный, веселый, креативный, воспринимает мир через реакцию «люблю/ненавижу». С ним не скучно, он фонтанирует идеями, всегда придумывает что-то интересное. Хорошо работает только если работа ему нравится. При этом иногда безответственен, не воспринимает критику и не признает вину, даже если действительно виноват.

Деятель — харизматичный, адаптивный, любит риск и соревнования, воспринимает мир через действия. Проявляет лидерские качества, не упустит своих возможностей. Идет к цели, не замечая препятствий. Начинает дело до того, как все просчитал, что нередко ведет к победам, но иногда и к потерям. В случае Деятеля это чаще заканчивается успехом, так как у него есть чутье. В коллективе может устраивать склоки, манипулировать, если ему это для чего-то нужно.

Возможные реакции на увольнение

Каждый тип личности имеет свои сильные и слабые стороны, общается в определенном канале коммуникации, имеет свои психологические потребности, которые необходимо удовлетворять. Для каждого типа личности подходит свой род деятельности. И каждый из них ведет себя по-разному в стрессе.

Увольнение — это безусловный стресс, даже если человек был к нему готов, поэтому, зная своих сотрудников, руководитель может предвидеть, как подчиненный отреагирует на увольнение.

  • «Логик» предъявляет высокие требования к своим компетенциям. Он может разочароваться в себе, тогда гнев направит не на увольняющего, а на кого-то, кто не имеет отношения непосредственно к процессу увольнения. Переживания будут происходить внутри.

  • Сотрудник с типом личности «Упорный» с высокой вероятностью ярко проявит свое разочарование, попытается донести до увольняющего свою точку зрения. В сильном стрессе Упорный может даже объявить «священную войну», если поймет, что уволен несправедливо.

  • Для работника с типом личности «Душевный» увольнение — это стресс, который может вызвать слезы и самобичевание. Даже если внешних проявлений окажется не много, в душе он будет обижен и расстроен.

  • «Мечтатель», скорее всего, спокойно отнесется к расставанию. Внутри он может переживать, но незаметно — никаких скандалов, интриг и всплесков эмоций.

  • А вот действия сотрудника с типом личности «Бунтарь» абсолютно непредсказуемы. Совершенно точно, что все предъявленные ему претензии не найдут в никакого отклика, ведь он «никогда ни в чем не виноват». Он может мстить, исходя из убеждения: «Вы сделали мне плохо, я сделаю вам еще хуже». И после увольнения месть может продолжиться.

  • Человек с типом личности «Деятель» в стрессе также может демонстрировать мстительность, но не такую экспансивную, более хитрую, скорее манипулятивную. В дополнение к этому «Деятель» может просто уйти, громко хлопнув дверью и сопроводив это словами: «Ну ок, доделывайте тогда все сами».

Действия руководителя

Что может сделать руководитель, чтобы снизить отрицательные последствия увольнения и обезопасить компанию и сотрудников?

  1. Подумайте, кто перед вами. К какому типу личности относится этот сотрудник? Оцените риски вышеуказанного поведения.

  2. Увольняя «Логика», обязательно похвалите его за профессиональные компетенции и экспертность. Всегда найдется, за что похвалить, не правда ли? Претензии формулируйте, основываясь на конкретных фактах и цифрах (отсылки к датам, к конкретным отчетам). Обязательно спросите, что человек может сказать по этому поводу. Зафиксируйте план передачи дел.

  3. Увольняя «Упорного», проявляйте больше дипломатии. Непременно отметьте вклад, который внес сотрудник в работу компании, отметьте его сильные черты (преданность, ответственность), сфокусируйтесь на ценностях, которые вы разделяете, и только после этого переходите к причине увольнения. Не перебивайте его, дайте договорить и спросите его мнение. Это позволит ему «спустить пар» и сбросить негативные эмоции.

  4. Увольняя «Душевного», разговаривайте в заботливом ключе, проявляя участие к нему и его чувствам. Подчеркните значимость его как личности, вспомните моменты, когда он был внимателен к другим, когда с его помощью была решена сложная ситуация. Формулируя причины увольнения, говорите больше о его профессиональных навыках, нежели о личностных характеристиках.

  5. «Мечтатель», скорее всего, примет новости об увольнении спокойно. Внутри его будет знобить, но это вряд ли выйдет наружу. Важно запланировать процесс передачи дел. «Мечтатель» в стрессе может уходить в себя, и дедлайн просто перестанет существовать. Поэтому вежливо сформулируйте указания в повелительном наклонении и с четкими датами: «Сдайте отчеты к четвергу, а информацию по клиентам передайте, пожалуйста, к пятнице». При этом назначьте кого-то, кто в ненавязчивой форме будет контролировать выполнение.

  6. С «Бунтарями» и «Деятелями» нужно действовать осторожно, выбирая правильный момент, когда основные проекты завершены и нет никакой зависящей от них работы в острой фазе. Общайтесь с «Бунтарем» в эмоциональном канале, переводите сложный контент в шутку. Список претензий вам не поможет, его в любом случае не примут, а вот безличное описание ситуации в игровом контексте поможет избежать прямого столкновения.

  7. С «Деятелями» всегда начинайте коммуникацию с похвалы и комплимента, это сразу снимет накал. Чтобы подстраховаться от потенциальных проблем после увольнения (переманивание сотрудников, скачивание базы данных клиентов), продумайте заранее, как мотивировать сотрудника сохранить добрые отношения с вашей компанией.

Вне зависимости от того, какой тип личности перед вами, всегда сохраняйте позицию «я — в порядке, ты — в порядке». Это значит, что и с вашей компанией, и с сотрудником все в порядке, просто что-то пошло не так и дальнейшее сотрудничество невозможно. Такая позиция позволит всем участникам процесса сохранить лицо и не сжигать мосты.

Что было «до»

Говоря об увольнении, нельзя не сказать о том, что ему предшествует довольно длительное взаимодействие с сотрудником, в процессе которого иногда можно предотвратить печальный финал.

Получите бесплатно образец должностной инструкции директора по персоналу

Каждый тип личности имеет свою психологическую потребность и способ мотивации. Негатив сотрудника, а также нежелание выкладываться или находить общий язык с коллегами копится и растет, если человек не получает на работе положительного отклика на свой запрос.

Сотрудник, который имеет возможность удовлетворять психологическую потребность своего типа личности, проявит больше лояльности и стараний, не будет доводить дело до конфликтов, что нередко может предотвратить увольнение.

Индивидуальный стиль управления — ключ к успеху компании

Психологическая потребность «Логика» — в признании его экспертности и планировании времени. Руководитель должен не забывать хвалить сотрудника и подчеркивать его профессиональные компетенции.

«Упорному» нужна оценка его вклада в общее дело, признание его мнения. Вступайте с ним в продуктивные дискуссии, давайте понять, что его мнение имеет значение.

«Душевному» не обойтись без теплого отношения. Цените его отзывчивость и отмечайте ее.

«Мечтателю» важно чувствовать себя частью команды, при этом уединяться, оставаться с самим собой. Такому сотруднику подходит гибридный график. Если так работать не получится, то предоставьте ему пространство, где немноголюдно.

Психологическая потребность «Бунтаря» — игровой контакт, ему не должно быть скучно. Пусть устраивает пятничные вечеринки, самовыражается. Не забудьте только обозначить границы, иначе он будет их тестировать, пока не перейдет черту.

Для «Деятеля» главное — движение. Его психологическая потребность — возбуждение и все, что повышает уровень адреналина. Соревнования, челленджи, масштабные проекты. Займите его, и для демонстрации девиантного поведения не будет поводов.

Учитывайте особенности своих сотрудников. Именно индивидуальный стиль управления поможет найти подход к каждому. Иногда увольнение неизбежно вне зависимости от стараний руководства, такова жизнь. Однако существует немало ситуаций, в которых увольнение можно предотвратить. А если нет, то делайте это максимально экологичным способом для всех.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!