Теория третьего места

Как занять третье место и почувствовать себя свободным. Человек может стать счастливее, если в его жизненном навигаторе кроме дома и работы появится еще одна особая локация.
179

Жители мегаполиса все чаще сталкиваются с последствиями выгорания и депрессии. Исследование РШУ показало, что 83% российских работников испытывали выгорание, а 45% респондентов заявили, что находятся в этом состоянии прямо сейчас. Ежедневный сценарий «дом-работа-дом» может сломать даже внешне благополучного человека, стереть его личность и заблокировать эмоции.

Согласно одной из социальных теорий, в гонке за эффективностью, капиталом и личным успехом изменились не только люди, но и окружающее пространство. В городах пропали места, где можно вновь стать свободным от социального статуса и функций человеком.

Содержание:

Концепция третьего места

Как найти третье место

Готово ли общество

Зачем искать свое место

Виртуальное третье место

Концепция третьего места

Теорию о том, что у каждого человека в жизни должно быть что-то еще, кроме домашней и профессиональной занятости, сформулировал и популяризировал американский социолог Рэй Ольденбург. Он проанализировал функции, которые на протяжении веков выполняли общественные места, и пришел к выводу, что площадки для неформального общения людей помогают развивать здоровое гражданское общество. Такие пространства исследователь назвал «третьим местом», подразумевая, что первое — это дом, а второе — работа. В своей книге The Great Good Place («Великое хорошее место»), вышедшей на русском языке под названием «Третье место», Ольденбург фокусируется на урбанистическом аспекте. Однако в современном темпе жизни не менее значим и второй план концепции — психотерапевтическая смысловая нагрузка.

Как найти третье место

Не всякое пространство, в котором человек проводит время вне работы и дома, можно назвать третьим местом. Поэтому многие люди, нагрузив себя дополнительными активностями, так и не получают необходимой эмоциональной разрядки и продолжают чувствовать себя одинокими и уставшими.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Как не сгореть на работе. Управление стрессом в условиях многозадачности» в удобном формате EPUB
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.

Рэй Ольденбург сформулировал восемь характерных признаков, по которым можно узнать нужное пространство. Условно их можно распределить на две группы: одна затрагивает рациональную плоскость, а другая — эмоциональную. Точкой притяжения людей может стать кафе, клуб по интересам, библиотека, коворкинг, гараж, спортзал, салоны красоты и другие похожие места.

  • Физические характеристики третьего места заключаются в удобном расположении рядом с домом или работой, комфортной дороге, нейтральном оформлении в спокойных тонах и некой «общей незаметности». В идеале люди узнают о нем не из рекламы, а от знакомых. Двери третьих мест открыты для всех: в социальном и материальном плане они уравнители. Завсегдатаи знают все правила локального общения, хранят традиции, помогают адаптироваться новичкам и поддерживают атмосферу места.

  • Эмоциональные признаки касаются психологического опыта, который получают резиденты. Социологи считают, что главное развлечение в третьем месте — разговоры, в которых человек снимет стресс, найдет новых друзей или идеи для развития. Важно, что все участники имеют право на свою точку зрения и уважительно относятся друг к другу. Они могут на время сбросить свои социальные маски, ведь здесь ценятся их личные качества, а не материальный и социальный вес. В таких местах всегда царит атмосфера благожелательности и уюта.

Готово ли общество

Сегодня, спустя сорок лет после первой публикации книги, среди российских урбанистов интерес к третьим пространствам растет. Переосмысляются библиотеки, открываются лектории для взрослых и творческие центры, появляются клиентские мероприятия в салонах и студиях. Общественные пространства появляются в планах некоторых ЖК уже на этапе проектирования.

Однако современные люди, живущие в мире социальных сетей, карьерных успехов и личных брендов, тратят достаточно много усилий на создание и поддержание своего позиционирования. Готовы ли они воспользоваться возможностями, открыть душу и выйти из привычной зоны комфорта, чтобы войти в новую?

Эмоциональные признаки третьего места, которые формулирует Рэй Ольденбург, могут показаться утопичными. Не найдя однозначных ответов на вопросы, тем не менее можно вспомнить о других современных тенденциях. Отголоски урбанистической идеи дополнительного пространства между домом и работой слышны, например, в концепции work&life balance. Не сдает позиции и долгосрочный тренд на сообщества, построенные вокруг общих хобби. Можно пофантазировать и о будущем домовых чатов.

Зачем искать свое место

На работе современный горожанин выполняет функцию инициативного сотрудника или опытного начальника. Дома — хорошего семьянина, ребенка, родителя, супруга. Чтобы успешно играть эти роли и справляться со всеми задачами, приходится отодвинуть на дальний план часть своей личности. Это нормально до тех пор, пока функция не стирает личность, а человек не впадает в стресс или не подменяет понятия. Например, тратит большую часть рабочего времени на болтовню с коллегами, забывая о субординации. Или же компенсирует дефицит общения, навязывая близким личные интересы.

Именно нейтральное третье место в среде единомышленников помогает поддерживать свою личность ничего не значащими, свободными от условностей разговорами. Их результат никак не заденет участников значимых сфер жизни. Именно поэтому такое сообщество не может сформироваться в рабочем коллективе или дома, как бы хорошо ни были выстроены отношения с близкими.

Регулярно посещая третье место, человек может «обнулить» нажитый опыт и создать новый, основанный на его личных качествах, а не достатке и статусе. Поверив в себя, отдохнув и получив новый заряд энергии, резидент получает вдохновение для активной и успешной реализации в семье и на работе.

Виртуальное третье место

Рэй Ольденбург сформулировал свою теорию до массового распространения интернета. Новое поколение социологов задается вопросом: может ли третье место быть виртуальным? Мощные индустрии работают на то, чтобы человек мог реализоваться в компьютерных играх или сбросить свой стресс под чьим-нибудь постом в соцсетях. Попасть в цифровое пространство можно из любой точки, в любое время буквально за пару кликов. Функционал интернета стирает материальные, социальные и даже физические границы, позволяя людям создавать себе новую нейтральную личность и решать свои психологические проблемы.

Тем не менее тренд на живое общение устойчиво развивается, и некоторые специалисты ставят под сомнение терапевтический эффект виртуального пространства, подчеркивая ценность встреч в реальности. Возможно, на новый виток эта дискуссия выйдет в случае массовой релокации человечества в метавселенные, которые в будущем, вероятно, обеспечат совершенно новый опыт цифрового общения и совместного времяпрепровождения.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!