Метавселенная: когда в бизнес-школу пойдет ваш аватар

Метавселенная: когда в бизнес-школу пойдет ваш аватар

Виртуальные проекты изменят образовательные методики, повысят качество дистанционного обучения и откроют новые возможности для саморазвития
223

В 2021 году ИТ-гиганты обнародовали свои планы по экспансии в новую реальность и запустили волну обсуждения метавселенных. Игроки рынка технологий представили гаджеты и программы, которые должны перенести в цифровой мир не только воображение, но и все пять чувств человека.

Что такое метавселенная

Как живут аватары

Как зарабатывают на метавселенных

Метавселенная — пространство для учебы

Будущее еще не здесь

Если разработчикам, инженерам и ученым удастся справиться с масштабом проектов, создать мощную вычислительную технику и привлечь достаточные инвестиции, то наступит новая эра, в которой большая доля коммуникаций будет осуществляться дистанционно.

Что такое метавселенная

Это общая виртуальная реальность, к которой подключены пользователи по всему миру. С помощью своих цифровых двойников, «аватаров», они ведут параллельную жизнь, например, знакомятся, работают, ездят в отпуск и покупают квартиры. В цифровом пространстве люди могут стать «лучшей версией себя».

В отличие от компьютерной игры, грань между реальным и вымышленным миром в метавселенной исчезает. Существование виртуального пространства не зависит от онлайн-статуса конкретного человека. Концепции схожих виртуальных миров можно увидеть в фильмах «Матрица», «Первому игроку приготовиться» или «Тринадцатый этаж».

Как живут аватары

Аватар будет повторять внешние данные и характер своего хозяина. Недавно компания Nvidia выпустила первую версию технологии, которая позволяет транслировать мимику человека на цифровую модель в режиме реального времени.

Microsoft Teams тестирует виртуальные «комнаты» для совещаний, в которых собираются цифровые персонажи. Такое общение будет похоже на классические видеоконференции, однако участники ощутят эффект личного присутствия среди коллег.

Один из сценариев работы с метавселенной предполагает настолько глубокую интеграцию виртуального пространства в реальное, что аватар в цифровом мире будет работать с проекцией физического компьютера.

Как зарабатывают на метавселенных

В некоторых сценариях пребывания аватаров в метавселенных уже можно заработать реальные деньги. Люди продают и покупают недвижимость, землю, транспорт, одежду, картины и другие объекты. И речь идет, порой, о серьезных суммах, в которые конвертируется криптовалюта.

Например, в 2021 году неизвестный пользователь в одной из виртуальных вселенных купил NFT-яхту за 650 000 долл. А правительство Барбадоса приобрело участок цифровой земли под строительство собственного посольства в метапроекте Decentraland.

На концерт диджея Marshmello во вселенной игры Fortnite пришли около 10 млн виртуальных пользователей, еще несколько миллионов посмотрели его в записи. Успех повторил музыкант Трэвис Скотт, который включил виртуальную площадку в свой концертный тур и заработал на ней 20 млн долл. А российский телеканал НТВ в 2022 году выпустил шоу талантов среди цифровых копий участников.

Курс «Построение эффективной системы обучения и развития персонала»
Получите комплекс важных компетенций и инструменты от экспертов-практиков Русской Школы Управления для организации HR-процессов в компании.

На фоне бурной популярности NFT-искусства в альтернативной реальности открываются демократичные цифровые галереи, в которых аватары могут выбирать и покупать картины и скульптуры. Известные бренды выпускают коллекции цифровой одежды для аватаров. Недавно в метавселенной прошло первое модное дефиле. Профессиональные критики сошлись на том, что пока получился сырой продукт. Однако технические возможности и экономика пространства, очевидно, расширяются.

Метавселенная — пространство для учебы

Сфера образования может стать одной из самых перспективных для развития проектов в будущих метавселенных. Уже сейчас понятны сценарии, которые могут вывести взаимодействие между педагогами и студентами на новый уровень.

Дистанционное обучение

Пандемия показала: большинство современных продуктов для совместной работы в цифровой среде пока не адаптировано к возросшему объему пользовательских запросов, а также в них не учтена специфика работы с большой аудиторией. Преподавателям все сложнее удерживать внимание слушателей через мониторы, а участникам обучения онлайн-лекции не компенсируют необходимую практику в реальных условиях.

В метавселенной слушатели через своих аватаров будут присутствовать на занятиях лично. Они смогут изучать не только теорию, но и работать с реалистичными цифровыми макетами. Ожидается, что технология взаимной интеграции двух миров обеспечит лучшую усвояемость материала, а также повысит доступность и инклюзивность образования.

Учебные материалы

Благодаря технологиям дополненной и виртуальной реальностей, уже сегодня можно получать знания с «эффектом погружения». Например, прогуливаясь по средневековому Парижу или путешествуя по Солнечной системе. В будущем появятся тренажеры, которые помогут изучать строение тела, принципы работы приборов и систем, проводить химические опыты без вреда для здоровья. Инженеры и архитекторы будут проверять свои расчеты на реалистичных копиях зданий, а менеджеры моделировать последствия своих управленческих решений.

Первые шаги в этом направлении делают преимущественно западные компании (например, KFC еще в 2017 году запустил свой виртуальный тренажер The Hard Way — a KFC Virtual Training Escape Room), но и в России есть свои проекты. Так, на Рязанском радиозаводе был разработан и успешно применяется комплекс учебно-тренажерных средств КУТС-Е.

Геймификация

Превращать учебный процесс в игру интересно всем, вне зависимости от возраста. Поэтому современные образовательные проекты уделяют много внимания пользовательским сценариям, разработке интерфейсов и механике продуктов. Не меньше ресурсов вкладывается в создание мотивационной системы для участников. В метавселенных учеба превратится в настоящую стратегическую игру с эффектом погружения, которую студенты будут буквально «проходить» уровень за уровнем.

Оценка результатов

База метавселенных основана на технологии распределенных реестров, в частности, блокчейне. Три принципа — децентрализация, прозрачность и неизменность — обеспечивают непредвзятость оценки тестирования или экзаменационного ответа. Преподаватели смогут учитывать только формальные результаты, исключая влияние личных взаимоотношений с учащимися. Это поможет сохранить мотивацию у всех участников образовательного процесса, ведь и дипломы в метавселенных подделать вряд ли возможно.

Будущее еще не здесь

Блестящие перспективы метавселенных на сегодняшний день могут быть реализованы лишь частично. Для создания тотального единого виртуального пространства нужны технологии, которыми человечество пока не располагает. Необходимые сложные вычисления можно, например, производить на квантовых компьютерах. Кроме того, еще нет проверенных способов защиты такого невероятного объема персональных данных в условиях децентрализации.

Однако, даже если футуристические прогнозы не оправдаются, отдельные метапроекты дадут невероятные возможности для новых эффективных форматов обучения без границ.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации