Еще в 2020 году 47% компаний столкнулись с различными непредвиденными обстоятельствами и были вынуждены временно приостановить свою деятельность. Среди проблем участники исследования PwC называли кибератаки, производственные аварии, сбои связи между филиалами, последствия локдауна и другие причины.
Согласно прогнозам ЦБ РФ, в 2023 году мировая экономика может столкнуться с финансовым кризисом, масштабы которого будут аналогичны событиям 2008—2009 годов. В таких турбулентных условиях будет расти ценность специалистов, способных быстро и адекватно управлять стрессовыми ситуациями, поддерживая устойчивость бизнеса.
— Что такое психологическая резилентность
— Резилентность в личной стратегии
Что такое психологическая резилентность
Представьте, что вы наступили на мяч: под давлением он сплющивается. Как только вы поднимете ногу, вмятина исчезнет, и мяч приобретет свой изначальный вид. Способность упругих тел возвращать свою первоначальную форму в физике обозначают термином «резилентность».
По аналогии с этим ученые назвали умение человека выживать в трудных условиях и быстро восстанавливаться после травмирующих событий «психологической резилентностью». Иногда в этом же контексте говорят о таких чертах личности, как жизнестойкость и твердость характера. В отличие от этих врожденных особенностей, резилентность можно развить.
Как развить устойчивость
В начале двухтысячных годов группа ученых во главе с А. Мастеном провела исследования, которые показали, что психологическая резилентность — это способность, появляющаяся в результате поиска защитных механизмов от последствий неблагоприятных обстоятельств. То есть, это тот случай, когда негативный опыт нужен, чтобы стать сильнее. Наблюдения ученых показали: чем чаще и больше человек подвергается стрессу, тем быстрее у него развивается резилентность.
Мыслить реалистично
Первый совет, который дают психологи — во время работы над собой научиться понимать и признавать свои чувства. Так мозгу будет легче распознать стрессовую ситуацию. Готовность признать, что дела пошли как-то не так, поможет избежать паники, потери контроля или доведения ситуации до крайности. По мнению некоторых специалистов, в условиях повышенной кризисной угрозы не стоит поддаваться влиянию тотального оптимизма. Позитивное мышление не сработает, если за ним не стоит реальных действий по улучшению ситуации.
В свою очередь, пессимистический взгляд на мир превращает человека в жертву в внешним локусом контроля, которая винит в своих проблемах окружающих и обстоятельства, ломается, не видит способов найти выход из плохой ситуации и восстановиться.
Баланс между двумя крайностями, который необходим для психологической резилентности, описывает парадокс Стокдейла.
Не возводить в абсолют
Изменить мышление можно даже на уровне лексикона. Чтобы развить психологическую резилентность, нужно перестать произносить и вслух, и про себя обобщения. Исключить слова «все», «никто», «никогда», «всегда». Мы никогда не сможем проверить все ситуации и возможности на 100%. А категоричные суждения программируют наше мышление на неудачи, ограничивают возможности и не позволяют взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
Не ходить по кругу
Человеческий мозг склонен снова и снова возвращаться к травмирующему событию. Кажется, что оно будет повторяться во всех аналогичных ситуациях. Но на самом деле обстоятельства могут развиваться по-разному даже из одной исходной точки. Ожидание неудачи или концентрация на старом негативе ограничивает перспективу и блокирует мышление, направленное на решение сложностей.
Не брать на себя многое
Предсказать развитие той или иной ситуации со 100% уверенностью сложно. Даже в самые реалистичные прогнозы может вмешаться форс-мажор. Поэтому психологи рекомендуют не винить себя, если что-то пошло не так. Точно так же невозможно нести ответственность за решения других людей, знакомых или нет. Согласно концепции ассертивного поведения, это два базовых права личности.
Быть готовым к риску
Если воспринимать все события как источник опыта, то успех перестанет быть столь необходимым, а неудачи окажутся менее болезненными. Такое восприятие событий раздвигает горизонт, ведь можно не бояться рисковать, экспериментировать и самостоятельно принимать больше решений.
Что еще можно сделать
В 2014 году Американская психологическая ассоциация сформулировала десять способов развития психологической резилентности. Эксперты советуют:
-
Выстраивать доверительные отношения с близкими и друзьями.
-
Не воспринимать проблемы как нечто неразрешимое и рассматривать их в контексте широкой перспективы.
-
Принимать неизменяемые обстоятельства как факт.
-
Действовать решительно в кризисный момент.
-
Ставить реалистичные цели.
-
Заниматься спортом.
-
Повышать самооценку.
-
Не терять веру в лучшие времена.
-
не игнорировать опыт потери и проживать его полностью.
Резилентность в бизнесе
В современных условиях для управленцев любого уровня стабильное психологическое состояние становится не менее важным, чем профессиональные навыки. Эмоциональная нагрузка на менеджеров растет, поскольку они вынуждены решительно и быстро работать в состоянии неопределенности. Если игнорировать последствия стресса, то рано или поздно он найдет выход либо в виде агрессии по отношению к команде, либо в саморазрушении, панике и ступоре. Такое состояние руководителя может отразиться на всем бизнесе.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Поэтому сегодня многие компании помогают ключевым сотрудникам развивать психологическую резилентность, а также переносят принципы рационального подхода к негативным обстоятельствам в масштабы всей компании в целом. В таком случае речь идет об устойчивом бизнесе, который умеет адаптироваться к изменениям и воспринимать их как возможности.
Предприниматели и топ-менеджеры стараются заранее оценить самые распространенные угрозы для непрерывной деятельности своих компаний, а затем смоделировать вместе с сотрудниками антикризисные действия в физическом, юридическом, экономическом, информационном и других аспектах. И в случае инцидентов у руководителей и исполнителей будут понятные, а иногда и отрепетированные, инструкции.