8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Ассертивное поведение: отстаиваем свои границы без агрессии

Ассертивное поведение: отстаиваем свои границы без агрессии

Оказывается, эгоизм повышает авторитет и вызывает уважение у других людей. Только он должен быть здоровым. Перестать оправдываться за свои поступки, победить зависимость от чужого мнения и отстоять свое право чего-то не знать можно, развивая навык ассертивного поведения.
2402

Нередко люди считают, что отстаивать собственные границы или поворачивать ситуацию в свою пользу можно только при помощи агрессии или активного продавливания своей позиции. Но в этом случае, получив свое, можно столкнуться с негативным отношением к себе в будущем. Например, вы будете известны как начальник-самодур. В обратной ситуации, соглашаясь со всеми, можно прослыть слабым человеком, которым легко манипулировать. И снова не пойти в отпуск, потому что вы незаменимый сотрудник.

Суть ассертивности

Как использовать ассертивность в рабочих отношениях

Как развить ассертивность

Навыки ассертивного поведения помогают добиваться результатов или отказываться от невыгодных предложений, мягко манипулируя окружающими в свою пользу, сохраняя при этом уважительные отношения.

Суть ассертивности

Ассертивное поведение (от англ. assertiveness — упорство, настойчивость) подразумевает уверенность в себе и своих решениях, на которые не могут повлиять оценочные суждения окружающих. Модель ассертивного поведения разработал американский психолог Мануэль Смит. В книге «Тренинг уверенности в себе» он сформулировал важные принципы ассертивности, а также изложил стереотипы, которые мешают их придерживаться.

По мнению Смита, многие живут с убеждением, что их решения должны учитывать общепринятые правила и мнения более важных, умных и авторитетных людей. Но на самом деле истинного результата можно достичь, поступая в соответствии с собственными мыслями и желаниями, даже если они идут вразрез с запросами большинства. Однако и ответственность за принятые по такой модели решения человек также несет сам.

Как использовать ассертивность в рабочих отношениях

Навыки ассертивного поведения могут быть полезными во взаимоотношениях с коллегами. Умея выстраивать диалог и манипулировать ситуацией в соответствии с идеями Мануэля Смита, вы можете стать авторитетным, но понимающим начальником или вовлеченным, но ценящим свои границы сотрудником.

Право не извиняться за свое поведение

С детства у многих формируется убеждение, что необходимо нести ответственность за свои действия перед окружающими и объяснять им свои поступки. По мнению Мануэля Смита, уверенный в себе человек не должен оправдываться за принятые решения. Не надо проявлять агрессию и запрещать другим высказывать мнения или пожелания на свой счет. Однако колебаться и следовать им не обязательно.

Опираясь на это правило, руководитель способен принимать непопулярные решения, не наживая себе врагов. А линейный сотрудник может повысить свой авторитет, транслируя уверенность в своей экспертизе.

Право не отвечать за чужие проблемы

Делая кому-то приятное, помогая морально или материально, нельзя забывать: ответственность за свои решения и судьбу другой человек несет самостоятельно. Так можно научиться противостоять корпоративным манипуляциям: например, премию, которую сотрудник честно заработал и просит заплатить, задерживают из-за дебиторской задолженности, обвиняя его в нелояльности к компании в трудные времена. Чувствуя вину, он вовсе отказывается от претензий, хотя поведение клиентов от него не зависит.

Право передумать

Согласно постулатам ассертивного поведения, абсолютно нормально менять свое мнение — это не говорит о нерешительности или безответственности. И не нужно придумывать аргументы, если их нет. Иногда достаточно просто желания.

Право делать ошибки и отвечать за них

Мануэль Смит отмечает, что детские убеждения заставляют нас думать: ошибки — это катастрофа. Однако именно умение признать свои заблуждения, делать выводы и двигаться дальше делает человека неуязвимым к манипуляциям.

Право не знать

Любой, даже самый лучший эксперт, имеет право сказать «я не знаю» без угрозы для своего авторитета. Если ваш партнер уточняет, подумали ли вы о последствиях, то вам не нужно испытывать чувства вины на счет того, что вы что-то не предугадали.

Право не зависеть от чужих чувств

Нет смысла испытывать вину за то, что не удалось найти решение, которое устроило бы всех в равной степени. Точно так же нет ничего страшного в том, чтобы сказать «нет» даже на приятное предложение, которое просто в данный момент вам не подходит.

Право мыслить алогично

Бывает так, что все разумные доводы говорят в пользу одного решения, но интуитивно хочется сделать иначе. Например, человек захотел получить другое образование. Окружающие могут осуждать нелогичность выбора новой профессии. Однако, на самом деле никто не знает, к каким результатам приведет решение, основанное на интуиции.

Право не понимать

В деловых отношениях стороны часто манипулируют недосказанностью, которая объединяет тех, кто «в теме». Однако человек не обязан быть экстрасенсом, знать что-то по умолчанию и догадываться о желаниях других людей.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Коммуникации в управлении : влиять или воздействовать?» в удобном формате EPUB.

Цель этой книги — расширить ваш арсенал влияния в управленческих коммуникациях. Мы разберем мифы о коммуникациях, расскажем, как меняются цели и инструменты влияния на разных этапах работы человека в организации, рассмотрим наиболее эффективные технологии, изложим теоретические обобщения и приведем практические примеры.

Как развить ассертивность

Мануэль Смит предлагает несколько шагов, которые помогут освоить навыки ассертивного поведения.

  1. Раз за разом повторяйте в диалоге, чего вы хотите. Не повышая голоса, но и не отступая.

  2. В конфликтной ситуации предлагайте компромисс, но только в том случае, если вы точно знаете: вашему достоинству и интересам ничего не угрожает.

  3. Определите блок информации о себе, который вы свободно можете рассказывать любому человеку. Опирайтесь на него, чтобы не испытывать беспокойства во время разговора.

  4. Внимательно относитесь к критике: не защищайтесь и не отрицайте. Из всего потока выделите какой-нибудь справедливый аспект и согласитесь публично именно с ним.

  5. Принимайте комплименты без смущения, не оправдывайтесь.

  6. Открыто говорите о своих предпочтениях, если это уместно.

Ряд других экспертов рекомендуют заносить в специальный дневник наблюдения за своим повседневным общением. Например:

  • Сколько раз в день вам удалось сказать «нет» и чувствовали ли вы при этом вину?

  • В какой ситуации вы почувствовали, что вами манипулируют? Почему вы сделали не то, что хотели?

Анализ этих ситуаций в контексте модели ассертивного поведения поможет найти и устранить источник проблемы.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!