Принятие оперативных финансовых решений

Принятие оперативных финансовых решений

Спокойствие, анализ, рационализм и математика: рассматриваем методы прогнозирования, алгоритмы и правила принятия финансовых решений в организации
79

Когда речь заходит об оперативных финансовых решениях, следует руководствоваться не эмоциями, а расчетами — именно они позволят повысить качество прогнозирования и добиться эффективного инвестирования средств.

Общий алгоритм работы с финансовыми вопросами

Методы прогнозирования для финансовых решений

Принятие решений с помощью юнит-экономики

Общий алгоритм работы с финансовыми вопросами

Универсальный процесс принятия финансовых решений в организации строится по единому алгоритму для всех индустрий. Отличаются только методы для каждого из этапов:

  1. Информационно-аналитический этап — найти нужную информацию, понять, как ее получить.

  2. Контрольный этап — провести проверки контрагентов, выяснить, существуют ли третьи лица, как-то влияющие на ситуацию. На шаге контроля разумно принять отрицательное финансовое решение, если вокруг сделки слишком много подозрительного или неизвестного.

  3. Финансовый этап — если контроль пройден, бизнес анализирует и ищет экономические возможности для сделки. Может быть, на этом этапе проводится анализ ликвидности предприятия, то есть менеджеры уточняют, способен ли предприниматель инвестировать в решение личные средства. Или необходимо привлекать сторонние деньги — тогда на этом этапе анализируется возможность займа.

  4. Проверка эффективности — конечный этап принятия финансового решения: необходимо подсчитать с учетом всех полученных данных, насколько эффективными будут вложения, принесут ли они бизнесу необходимую доходность. Как правило, на этом этапе закладываются основные метрики, по которым будет вестись контроль за исполнением решений.

  5. Корректировка и запуск действий. Если решение принято, то на заключительном этапе в план действий вносятся небольшие изменения и процесс запускается.

Кроме этих этапов, в научной литературе по финансовому менеджменту упоминается дополнительный этап, который необходимо учитывать в современном денежном планировании — политические решения. Бывает, что анализ данных и оценка рентабельности последствий показывает необходимость отказаться от финансирования проекта. Но решение принимается обратное — из-за того, что на него влияют не только экономические параметры, но и необходимость следовать стратегии бизнеса, или какие-то другие установки.

Пройдите комплексную программу MBA Эксперт: Финансы, которая вобрала в себя современные инструменты финансового и управленческого менеджмента,
риск-менеджмента с применением теории корпоративных финансов,
ценностно-ориентированного и мотивационного менеджмента.

Вместе с преподавателями-практиками вы сформируете профессиональное финансовое и управленческое мышление, сможете конвертировать финансовые планы в ликвидный капитал.

Политический этап необходимо учитывать при взаимодействии с любым бизнесом — правильные финансовые решения, принимаемые только на основе формул и аналитики, довольно редки. Как правило, политические причины так или иначе влияют на любой проект — поэтому логично признать их одним из факторов наряду с другими параметрами для анализа и прогнозирования.

Методы прогнозирования для финансовых решений

Для принятия финансовых решений можно использовать один или сразу несколько методов. Комплексный подход повышает эффективность прогнозирования и планирования, но требует больше ресурсов.

Нормативный метод. Изначально в компании нужно изучить техническую, экономическую и административно-хозяйственную деятельность, выяснить основные параметры всех процессов, заложить нормативы. Например, ставки налогов, нормы амортизации, доходность с продукта — норм может быть много.

Затем в процессе работы отслеживаются реальные показатели и сравниваются с нормативными, матрица норм корректируется. В итоге бизнес получает систему норм, по которым можно прогнозировать эффективность будущих проектов. Например, компания планирует инвестировать в новый проект — сравнив ожидаемые показатели с нормативными, можно принять взвешенное решение.

Расчетно-аналитический метод. Суть метода заключается в выборе метрик для отслеживания эффективности финансовой деятельности. Затем нужно собирать данные о них на протяжении нескольких периодов. И в итоге считать какие-то показатели базовыми, а какие-то рассчитывать исходя из других показателей. Метод используют, когда нет возможности взять за основу нормативы, установленные государством или независимыми организациями.

Например, расчетно-аналитический метод можно внедрить для планирования выручки компании. Раз нет нормативов, к расчету придется привлекать экспертов — в случае с выручкой это может быть руководитель отдела продаж или коммерческий директор. Выручка будет подсчитываться на основе сразу нескольких показателей — динамики увеличения за прошлые годы, динамики рынка, планов эксперта.

Балансовый метод. Идея в том, чтобы сравнивать остатки ресурсов на начало и конец периода с приходом и расходом ресурсов. Это помогает производственным предприятиям в первую очередь планировать и принимать решения для непрерывного производства.

В методе оптимизации плановых решений предприятие разрабатывает сразу несколько вариантов плана реализации проекта: с максимум прибыли за период, на каждый вложенный рубль, на единицу затраченного ресурса. И затем выбирает оптимальный вариант для текущего состояния компании.

Метод бюджетирования — это планирование на основе составления бюджета, то есть бизнес выясняет, сколько ресурсов необходимо для выполнения проекта. Суть в том, что бюджетов у компании несколько: как правило, сначала разрабатываются бюджеты для подразделений, а затем они сводятся в единый документ.

Бюджет, как правило, делят на два вида:

  1. Операционный бюджет, то есть планы бизнеса по операционной, текущей деятельности.

  2. Финансовый бюджет — это план по поступлению денег и их использованию.

Принятие решений с помощью юнит-экономики

Юнит-экономика — это инструмент, с помощью которой оценивают прибыльность каждого условного юнита в компании. Под юнитом можно подразумевать клиента бизнеса, произведенную единицу товара, определенного сотрудника.

  1. Сначала нужно подсчитать, сколько в среднем тратится на каждый юнит — например, себестоимость производства одного продукта.

  2. После это число отнимают от выручки, которую бизнес получил от реализации данного юнита.

  3. Получившиеся значение — это и есть экономика одного юнита.

Например, мы продаем кофе навынос. В среднем на одну чашку популярного кофе тратим 100 руб. с учетом всех расходов, включая аренду, зарплаты, налоги. Продаем в среднем за 150 руб. Итого юнит-экономика — 50 рублей.

Рассчитывая юниты, предприниматель принимает финансовые решения, например, решает, стоит ли браться за новый проект, или он будет убыточен.

Как научиться принимать оперативные финансовые решения

Для грамотного управления ликвидностью в организации нужен сотрудник, который знаком с основами бюджетирования, финансовым менеджментом и возможностями автоматизации этих процессов. Вот что придется сделать:

  • Оценить существующую систему бюджетирования с учетом типичных ошибок.

  • Создать систему отслеживания ресурсов, составить бюджеты подразделений и свести их в единый бюджет.

  • Организовать систему стимулирования и мотивации для отслеживания бюджетов.

  • Оценить и проанализировать оборотный капитал, изучить баланс организации.

  • Провести анализ операционной деятельности, вычислить EBITDA, EBIT, чистую прибыль. Создать систему сбора данных и формирования отчета о движении денежных средств.

  • Проработать стратегию и тактику бизнеса в области использования оборотного капитала. Составить список приоритетных направлений для инвестирования.

  • Провести финансовое моделирование бизнеса — подготовить бизнес-план, финансовую модель, бюджет, инвестиционный план. Подсчитать юнит-экономику.

  • Рассчитать потребности в финансировании разных подразделений.

  • Создать итоговую систему управления доходностью продуктов компании.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации