Когда речь заходит об оперативных финансовых решениях, следует руководствоваться не эмоциями, а расчетами — именно они позволят повысить качество прогнозирования и добиться эффективного инвестирования средств.
Содержание:
— Общий алгоритм работы с финансовыми вопросами
— Методы прогнозирования для финансовых решений
— Принятие решений с помощью юнит-экономики
Общий алгоритм работы с финансовыми вопросами
Универсальный процесс принятия финансовых решений в организации строится по единому алгоритму для всех индустрий. Отличаются только методы для каждого из этапов:
-
Информационно-аналитический этап — найти нужную информацию, понять, как ее получить.
-
Контрольный этап — провести проверки контрагентов, выяснить, существуют ли третьи лица, как-то влияющие на ситуацию. На шаге контроля разумно принять отрицательное финансовое решение, если вокруг сделки слишком много подозрительного или неизвестного.
-
Финансовый этап — если контроль пройден, бизнес анализирует и ищет экономические возможности для сделки. Может быть, на этом этапе проводится анализ ликвидности предприятия, то есть менеджеры уточняют, способен ли предприниматель инвестировать в решение личные средства. Или необходимо привлекать сторонние деньги — тогда на этом этапе анализируется возможность займа.
-
Проверка эффективности — конечный этап принятия финансового решения: необходимо подсчитать с учетом всех полученных данных, насколько эффективными будут вложения, принесут ли они бизнесу необходимую доходность. Как правило, на этом этапе закладываются основные метрики, по которым будет вестись контроль за исполнением решений.
-
Корректировка и запуск действий. Если решение принято, то на заключительном этапе в план действий вносятся небольшие изменения и процесс запускается.
Кроме этих этапов, в научной литературе по финансовому менеджменту упоминается дополнительный этап, который необходимо учитывать в современном денежном планировании — политические решения. Бывает, что анализ данных и оценка рентабельности последствий показывает необходимость отказаться от финансирования проекта. Но решение принимается обратное — из-за того, что на него влияют не только экономические параметры, но и необходимость следовать стратегии бизнеса, или какие-то другие установки.
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.
Политический этап необходимо учитывать при взаимодействии с любым бизнесом — правильные финансовые решения, принимаемые только на основе формул и аналитики, довольно редки. Как правило, политические причины так или иначе влияют на любой проект — поэтому логично признать их одним из факторов наряду с другими параметрами для анализа и прогнозирования.
Методы прогнозирования для финансовых решений
Для принятия финансовых решений можно использовать один или сразу несколько методов. Комплексный подход повышает эффективность прогнозирования и планирования, но требует больше ресурсов.
Нормативный метод. Изначально в компании нужно изучить техническую, экономическую и административно-хозяйственную деятельность, выяснить основные параметры всех процессов, заложить нормативы. Например, ставки налогов, нормы амортизации, доходность с продукта — норм может быть много.
Затем в процессе работы отслеживаются реальные показатели и сравниваются с нормативными, матрица норм корректируется. В итоге бизнес получает систему норм, по которым можно прогнозировать эффективность будущих проектов. Например, компания планирует инвестировать в новый проект — сравнив ожидаемые показатели с нормативными, можно принять взвешенное решение.
Расчетно-аналитический метод. Суть метода заключается в выборе метрик для отслеживания эффективности финансовой деятельности. Затем нужно собирать данные о них на протяжении нескольких периодов. И в итоге считать какие-то показатели базовыми, а какие-то рассчитывать исходя из других показателей. Метод используют, когда нет возможности взять за основу нормативы, установленные государством или независимыми организациями.
Например, расчетно-аналитический метод можно внедрить для планирования выручки компании. Раз нет нормативов, к расчету придется привлекать экспертов — в случае с выручкой это может быть руководитель отдела продаж или коммерческий директор. Выручка будет подсчитываться на основе сразу нескольких показателей — динамики увеличения за прошлые годы, динамики рынка, планов эксперта.
Балансовый метод. Идея в том, чтобы сравнивать остатки ресурсов на начало и конец периода с приходом и расходом ресурсов. Это помогает производственным предприятиям в первую очередь планировать и принимать решения для непрерывного производства.
В методе оптимизации плановых решений предприятие разрабатывает сразу несколько вариантов плана реализации проекта: с максимум прибыли за период, на каждый вложенный рубль, на единицу затраченного ресурса. И затем выбирает оптимальный вариант для текущего состояния компании.
Метод бюджетирования — это планирование на основе составления бюджета, то есть бизнес выясняет, сколько ресурсов необходимо для выполнения проекта. Суть в том, что бюджетов у компании несколько: как правило, сначала разрабатываются бюджеты для подразделений, а затем они сводятся в единый документ.
Бюджет, как правило, делят на два вида:
-
Операционный бюджет, то есть планы бизнеса по операционной, текущей деятельности.
-
Финансовый бюджет — это план по поступлению денег и их использованию.
Принятие решений с помощью юнит-экономики
Юнит-экономика — это инструмент, с помощью которой оценивают прибыльность каждого условного юнита в компании. Под юнитом можно подразумевать клиента бизнеса, произведенную единицу товара, определенного сотрудника.
-
Сначала нужно подсчитать, сколько в среднем тратится на каждый юнит — например, себестоимость производства одного продукта.
-
После это число отнимают от выручки, которую бизнес получил от реализации данного юнита.
-
Получившиеся значение — это и есть экономика одного юнита.
Например, мы продаем кофе навынос. В среднем на одну чашку популярного кофе тратим 100 руб. с учетом всех расходов, включая аренду, зарплаты, налоги. Продаем в среднем за 150 руб. Итого юнит-экономика — 50 рублей.
Рассчитывая юниты, предприниматель принимает финансовые решения, например, решает, стоит ли браться за новый проект, или он будет убыточен.
Как научиться принимать оперативные финансовые решения
Для грамотного управления ликвидностью в организации нужен сотрудник, который знаком с основами бюджетирования, финансовым менеджментом и возможностями автоматизации этих процессов. Вот что придется сделать:
-
Оценить существующую систему бюджетирования с учетом типичных ошибок.
-
Создать систему отслеживания ресурсов, составить бюджеты подразделений и свести их в единый бюджет.
-
Организовать систему стимулирования и мотивации для отслеживания бюджетов.
-
Оценить и проанализировать оборотный капитал, изучить баланс организации.
-
Провести анализ операционной деятельности, вычислить EBITDA, EBIT, чистую прибыль. Создать систему сбора данных и формирования отчета о движении денежных средств.
-
Проработать стратегию и тактику бизнеса в области использования оборотного капитала. Составить список приоритетных направлений для инвестирования.
-
Провести финансовое моделирование бизнеса — подготовить бизнес-план, финансовую модель, бюджет, инвестиционный план. Подсчитать юнит-экономику.
-
Рассчитать потребности в финансировании разных подразделений.
-
Создать итоговую систему управления доходностью продуктов компании.