Нужно ли становиться незаменимым сотрудником

Нужно ли становиться незаменимым сотрудником

И какие риски несет в себе «незаменимость»
4955

Тренер-консультант, преподаватель программы MBA Русской Школы Управления Елизавета Ефремова — о разнице между незаменимыми и талантливыми работниками.

Когда человек выстраивает рабочие отношения, планирует свое материальное благополучие, продвигается по карьерной лестнице, он может подумать: «Дай-ка я сделаю так, чтобы моя организация без меня не смогла. Какой выработать план, чтобы стать незаменимым?». И к этой идее я предлагаю подойти аккуратно, потому что при всей привлекательности она несет угрозу.

Отсутствие профессионального развития

Первая угроза, с которой может столкнуться человек, решивший стать незаменимым, — это замыкание всех процессов на себе. Например, он один умеет работать с определенной компьютерной программой. Или так организовал рабочий процесс, что без его присутствия и согласования ничего не происходит. 

И, конечно, чувство значимости в этот момент ликует, но в реальности такой сотрудник вынужден постоянно находиться в рабочем процессе. Это значит, работник не может позволить себе поехать в отпуск, заболеть, пойти учиться, потому что без него ничего не работает. И это чревато торможением в развитии.

Есть такой базовый принцип: «Сейчас хорошо — потом плохо, сейчас плохо — потом хорошо». В момент эйфории от собственной значимости человек фактически не двигается вперед, выгорает, и в долгосрочной перспективе это может дорого ему обойтись.

Смотрите также: Карьера в кризис и после


Отсутствие роста внутри компании

Руководитель организации видит, что сотрудник перекрывает какой-то процесс, замыкает его на себе. Поэтому продвигать дальше такого работника он не хочет. Это значит, когда в организации появляются новые вакансии, возможности, проекты, их отдают другим, у кого работа налажена. А человек, замкнувший все на себе, остается сидеть в своем мелком королевстве, в котором все без него обрушится.

Поэтому, если работник планирует свое передвижение внутри организации, я бы не ставила ему задачи быть незаменимым. Наоборот, лучше решить, как воспитать людей, наладить рабочий процесс, спокойно передать его в другие руки и идти дальше. 

Перед такими сотрудниками открываются все двери. Они могут расти с позиции специалиста до менеджера среднего звена, с позиции менеджера — до директора, получать новые проекты и дополнительные возможности.

Руководство чувствует угрозу

Для организации, в которой задумываются о ресурсной независимости, человек, захвативший много власти в свои руки, становится опасным. Он может окончательно замкнуть на себя все процессы, и начать шантажировать компанию. Например, требуя увеличения заработной платы. И в этом случае руководство просто устранит такого сотрудника. Поэтому незаменимость в ключе «все замкнуть на себе» — это не самая лучшая стратегия.


«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

Талант вместо незаменимости

Если говорить о правильной формулировке, то я бы задала другой вопрос: «Как стать для организации человеком, в котором видят талант? Как стать талантливым сотрудником?». И тогда становится ясно, что у каждого есть силы, таланты, возможности, которые мы можем реализовать на рабочем месте:

  • В первую очередь, это владение какими-то уникальными технологиями и их расширение. То есть, когда мы приносим в нашу организацию то, чего в ней не было. Это силы, которые мы легко получаем, когда читаем профессиональную литературу, проходим специальные курсы, общаемся с коллегами. И тогда мы становимся очень важны, потому что даем что-то новое.
  • Кроме того, мы сами обладаем большим потенциалом для креатива и сложных решений. И этот внутренний творческий потенциал — умение сочинять, воображать, видеть новые возможности — тоже очень важное качество для организации.
  • У многих есть силы вести за собой людей — лидерский потенциал. Таким людям организация дает пространство для реализации их навыков и компетенций, связанных с умением вести переговоры, наращивать новые клиентские базы, новаторством и умением решать производственные задачи.

Поэтому вместо того, чтобы задавать вопрос «Как стать незаменимым?», я бы предложила спросить себя: «Какие таланты есть у меня? Как их можно развить? Как их можно представить в выгодном свете?».

Запомните: сначала вкладывать, а потом получать. Если вы хотите какого-то особого отношения, ощущения своей ценности в организации, проявите лояльность и любовь к своей компании, вложите свою энергию. Помогайте коллегам, будьте наставником, делитесь опытом, передавайте знания и технологии внутри организации, активно участвуйте в принятии решений. 

Когда руководитель видит такое отношение, желание сотрудничать, умение развиваться, он начинает чувствовать в сотруднике силу, которую можно назвать незаменимостью. И это незаменимость не только в узком функционале, но и в жизни всей компании. Такая незаменимость, на мой взгляд, более продуктивна.

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook


Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ.
comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию