Время, когда маркетинг в социальных сетях, по мнению многих, заключался лишь в публикации смешных картинок, давно прошло. В последние годы социальные сети превратились в незаменимый инструмент маркетологов, но главный вопрос остался прежним: как продвигать продукты или услуги и какие площадки нужно использовать.
SMM-маркетинг всегда был гибким инструментом продвижения. Алгоритмы и возможности площадок постоянно меняются и обновляются, появляются новые социальные сети и теряют актуальность старые. Но если знать основы маркетинга в социальных сетях, отслеживать диджитал-новости и тренды, то даже глобальные изменения не станут сюрпризом.
В этой статье мы разберем, что такое SMM-продвижение и какие задачи можно решить с его помощью, а также обсудим основные инструменты и изменения в продвижении в 2022 году.
Что такое маркетинг в социальных сетях
Маркетинг в социальных сетях — это комплексная работа по достижению некоторых целей бизнеса с помощью инструментов социальных медиа. Задачи, которые он помогает решить:
-
Повышение узнаваемости бренда.
-
Привлечение и расширение целевой аудитории.
-
Налаживание и поддержка коммуникации с целевой аудиторией.
-
Создание особого имиджа бренда и формирование лояльного сообщества вокруг него.
-
Увеличение продаж и конверсии.
Продвижение в социальных сетях подходит компаниям любого размера и сферы деятельности, а для B2С-бизнеса он может стать самым удобным, эффективным и недорогим способом продвижения.
В социальных сетях давно присутствует не только бизнес, но и государственные и муниципальные организации
Как строится маркетинг в социальных сетях
Качественный маркетинг невозможен без cтратегии. Это документ, в котором зафиксированы цели и KPI и прописан подробный план действий по продвижению. Последнее включает:
-
Создание концепции ведения сообществ и их оформление.
-
Определение каналов продвижения.
-
Выбор инструментов SMM-маркетинга.
-
Расчет бюджета рекламных кампаний.
-
Прогнозирование результатов.
Важная часть продвижения — аналитика, поэтому в стратегии нужно определить метрики эффективности маркетинга. Как правило, они напрямую зависят от выбранных целей.
Цель | Метрика |
Повысить узнаваемость бренда. | Количество подписчиков, темп прироста аудитории, количество упоминаний на сторонних площадках, охват и уровень вовлеченности. |
Привлечь целевую аудиторию. | Количество подписчиков, количество целевых переходов на сайт, процент отказов на сайте. |
Увеличить продажи. | Количество продаж из социальных сетей и на сайте, лидов, выполненных целей. |
Повысить лояльность аудитории. | Количество положительных реакций и отзывов. |
Отслеживать данные можно вручную, но гораздо проще и быстрее это можно делать при помощи сервисов аналитики. На каждом этапе продвижения необходимо регулярно измерять показатели эффективности и корректировать стратегию при необходимости.
Например, для продвижения была выбрана одна концепция. После ежемесячного отчета выявили, что два канала из четырех приносили результаты, а на остальных возникал негатив от аудитории. Следовательно, нужно пересмотреть подход к продвижению на этих площадках, который будет отличаться от выбранного сначала.
Семь основных инструментов SMM-маркетинга
Контент-маркетинг. Это продвижение посредством контента: текстовые публикации, изображения, видеоматериалы, подкасты, статьи, инфографика и другие форматы. Главная особенность контент-маркетинга в том, что он направлен на завоевание доверия потребителей и привлечения внимания к бренду.
Таргетированная реклама. Настройки таргетинга позволяют показывать ваш контент только заинтересованной в вашем товаре или услуге аудитории. Поэтому таргетированная реклама является эффективным способом продвижения, которым активно пользуются маркетологи.
Инфлюенс-маркетинг. Формат продвижения, при котором реклама закупается у инфлюенсеров (лидеров мнений, блогеров) или с ними формируется долгосрочное сотрудничество. Преимущество этого инструмента в том, что аудитория, на которое оказывается рекламное воздействие, лояльна.
Гостевые публикации. Размещение контента на сторонних площадках с целью рекламы своего продукта или продвижения сообщества. Эффективность способа зависит от отрасли, например, лучше подойдет для узкопрофильной тематики, так как таргетинг не приветствует показ рекламы на малую аудиторию.
Хештеги. Из-за нецелевого использования хештегов, многие стали скептически относиться к этому способу продвижения, но несмотря на это, он давал и продолжает давать хорошие результаты.
Как делать | Как не стоит делать |
Изучить и собрать ключевые запросы, по которым аудитория ищет вас, ваш продукт и конкурентов. Для этого можно воспользоваться популярным сервисом «Вордстат» от Яндекса или любым другим, например, Букварикс. | Часто пользоваться только высокочастотными и заспамленными хештегами, например, #followforfollow (подписка за подписку). Это приведет нецелевую аудиторию. |
Собрать воронку из запросов и использовать их в соответствии с тематикой поста. | Использовать большое количество хештегов. Так социальные сети могут принять пост за спам и заблокировать. |
Поисковая оптимизация внутри социальных сетей. Поиск в социальных сетях работает по принципу выдачи сайтов. Например, пользователь ищет учебный курс по маркетингу и вводит запрос в поиск — если его запрос отображен на вашей странице, социальная сеть будет лучше ее ранжировать. Ключевые запросы можно найти так же, как и хештеги, но добавлять их нужно в описание группы.
Ключевые запросы должны органично вписываться и равномерно распределяться в тексте
Конкурсы и акции. Один из быстрых способов привлечения аудитории — сделать оффер подписчику за ряд простых действий. Важно, чтобы условия и механика выбора победителей были максимально прозрачными. Но у инструмента есть ряд недостатков: площадка может заблокировать за нарушение условий (например, во ВКонтакте нельзя призывать делать репост записей), многочисленные отписки после завершения розыгрыша или акции, привлечение нецелевой аудитории — «призоловов».
Новые реалии маркетинга в социальных сетях
События февраля 2022 года, которые привели к санкциям, ограничениям и блокировкам некоторых каналов продвижения и интернет-ресурсов, внесли значительные изменения в маркетинг. Бизнесу пришлось адаптироваться к новой реальности и менять подход к продвижению в социальных сетях. Изменения до сих пор продолжаются, но уже ясно видно направление, в котором нужно сейчас двигаться.
Что делать с социальными сетями
Что будет с привычными площадками, которые для многих являлись главным источником дохода? Они остались, но основной инструмент продвижения запрещен: нельзя запустить таргетированную рекламу. Кроме этого, сократилось число охватов и снизилась вовлеченность.
Курс «Диджитал-маркетинг. Набор эффективных инструментов»
Узнайте, как повысить отдачу от цифрового маркетинга в вашей компании.
Решение проблемы:
-
Не покидать социальную сеть, но задействовать дополнительные каналы из числа доступных площадок.
-
Использовать альтернативные инструменты продвижения.
-
Проконсультироваться с юристом о возможных рисках использования этих каналов.
Как теперь общаться с аудиторией
Нужно продолжать коммуникацию, но с ограничениями и оглядкой на общественное мнение. Так как аудитория находится в состоянии неопределенности и повышенного стресса, любое неправильное высказывание может вызвать негативную реакцию.
Решение проблемы:
-
Изучить реакцию аудитории на разные форматы контента и подачи материала.
-
Сконцентрироваться на трех типах контента: прагматический, социальный и комфортный.
-
Модерировать комментарии подписчиков.
Что с таргетированной рекламой
Действующие социальные сети ужесточили модерацию всех рекламных объявлений. Например, от пользователей ВКонтакте поступает много жалоб, так как правила проверки постоянно меняются.
Комментарии SMM-специалистов и таргетологов к публикации об отклонении модератором рекламного объявления
Последнее нововведение — закон о маркировке рекламы: все рекламные объявления и креативы нужно обязательно маркировать и регистрировать в операторе рекламных данных.
Решение проблемы:
-
Внимательно изучить требования социальных сетей к рекламным объявлениям.
-
Изучить действующие объявления и внести изменения при необходимости.
-
Соблюдать все требования закона о рекламе.