MBA
Личный кабинет
Информационные бизнес-системы: ИТ-решения, меняющие мир

Информационные бизнес-системы: ИТ-решения, меняющие мир

ИТ-сфера является одной из самых быстрорастущих: по данным HeadHunter, в мае 2022 года число вакансий в данной области выросло на 39%. В современном мире информационные технологии проникли практически в каждую профессиональную область: чат-боты в HR и продажах, ЭДО в бухгалтерии, CRM-системы и омниканальные средства связи — в маркетинге. Сегодня расскажем, почему без подобных ИТ-решений сегодня сложно представить прогрессивную компанию.
6381

Информационные бизнес-системы — это совокупность инструментов и технологий для работы с данными, оптимизации бизнес-процессов и, как следствие, получения предприятием более высокой прибыли при наименьших затратах. Они помогают: внедрить новейшие технологии в работу; повысить эффективность деятельности специалистов; стандартизировать и оптимизировать бизнес-процессы, преимущественно в онлайн-формате.

Применение бизнес-систем

Бизнес-системы в HR

Принципы использования современных информационных технологий

ИТ всему голова

Информационные технологии для малого и среднего бизнеса — какие подойдут?

Применение бизнес-систем

Информационные технологии важны и актуальны для компаний любых масштабов. Например, предприятия не только крупного, но и малого и среднего бизнеса активно используют омниканальные коммуникации для повышения продаж и общения с клиентами (собственный корпоративный сайт, приложения, мессенджеры). Такие процессы, как ведение социальных сетей, внедрение сервисов для предоставления обратной связи и отзывов, CRM-систем и ботов-помощников знакомы каждой прогрессивной организации.

Крупные компании имеют более сложную структуру и параллельно координируют сотни, если не тысячи, различных процессов. Бизнес-системы в информационных технологиях позволяют создавать, хранить, обрабатывать информацию, контролировать процессы и структурировать данные. Например, CRM-системы аккумулируют большое количество данных от клиентов: история покупок, контакты, отзывы, предпочтения, рейтинги — то есть все, что в дальнейшем помогает оптимизировать маркетинг, повышать продажи и улучшать клиентский сервис.

Для примера рассмотрим одну из важнейших направлений деятельности любой компании — управление персоналом.

Бизнес-системы в HR

Многие процессы управления персоналом сейчас проходят в автоматизированном и цифровом формате. И даже те компании, которые раньше признавали только очную коммуникацию или работу в офисе, после эпидемии Covid-19 открыли для себя преимущества диджитал-решений. Например, запустили:

  • Автоматизированный поиск сотрудников на специализированных работных сайтах. Первое касание с кандидатами при этом может проводиться при помощи чат-ботов. 

  • Кадровый электронный документооборот, в том числе электронные трудовые книжки.

  • Учет рабочего времени, перерывов и других процессов в формате диспетчеризации. 

  • Обучающие онлайн-сервисы, в которых также предусмотрено тестирование, экзамены и аттестации. Например, сотрудник может прослушать лекцию о технике безопасности дистанционно, а работодатель — проверить знания с помощью теста. Результаты при этом сохраняются в LMS или LRS-системе и дублируются на электронную почту сотрудника и руководителя отдела. В дальнейшем это помогает составлять рейтинги и отслеживать динамику обучения.

  • Корпоративный портал, интранет и приложение — подобные решения усиливают корпоративную культуру и обеспечивают эффективную коммуникацию внутри организации.

  • Сервисы для ведения проектов. Иногда это готовое облачное решение или кастомная разработка штатных ИТ-специалистов: помогает координировать проект, определять очередность и приоритетность задач, назначать ответственных, отслеживать изменения, добавлять файлы, комментарии.

Список возможностей далеко не полный, поскольку задач может выполняться гораздо больше. Информационный менеджмент в бизнес-системах актуален для самых разных подразделений: юридических, аналитических, операционных, финансовых, маркетинговых и других. 

Принципы использования современных информационных технологий

Информационные технологии постоянно совершенствуются и меняются. Крупные компании просто не могут игнорировать обновления, иначе повышается риск проиграть конкурентам. Некоторые сферы (например, бухгалтерский учет) более стабильны и даже консервативны, а некоторые — требуют обновлений чуть ли не ежедневно. Яркий пример — современные приложения банков. Доступ к ним ежедневно имеют миллионы людей, они задают тренды и часто влияют на функциональность и интерфейс. Если компания быстро реагирует на запросы пользователей, убирает баги, добавляет возможности и упрощает клиентский путь, то рейтинг приложения растет, а количество пользователей — увеличивается. В случае если компания не принимает во внимание просьбы и жалобы или реагирует медленно — клиенты уходят.

Так, среди принципов использования современных информационных технологий выделяют:

  • Удобство для потребителя.

  • Скорость внедрения изменений.

  • Простоту в использовании.

  • Легкую интеграцию в текущие процессы.

  • Расширенные возможности.

  • Безопасность работы с данными.

  • Соответствие законодательству.

  • Рентабельность в отношении цены.

ИТ всему голова

По данным исследования ИТ-корпорации SAP, 80% организаций, успешно внедривших новые технологии в ходе диджитал-трансформации, сообщили об увеличении прибыли, а 85% — об увеличении своей доли на рынке.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде» в удобном формате EPUB.
Автор — Михаил Колонтай, научный руководитель программы MBA Русской Школы Управления. Кандидат экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.

Во время кризисов, обусловленных различными событиями в мире, наибольшее развитие получили такие решения, как: онлайн-примерочные, чат-боты, новые инструменты в социальных сетях (популяризирующие вертикальные видео), автоматизированные голосовые помощники, хелпдески и кастомные сервисы для ведения проектов, омниканальные коммуникации и оцифрованные программы лояльности.

Сегодня можно выделить пять направлений развития информационных бизнес-систем:

  • Глобализация — это возможность ведения бизнеса по всему миру, без ограничений.

  • Конвергенция — это универсальность конкретного информационного продукта для разных сфер бизнеса.

  • Совершенствование информационных систем в сторону усложнения.

  • Увеличение способности к взаимодействию в международном масштабе.

  • Ликвидация промежуточных звеньев, что приводит к упрощению передачи информации постоянным и потенциальным клиентам.

Если говорить о России, то в последнее время актуален вопрос импортозамещения. Разработка и создание собственных ИТ-продуктов стали настоящим вызовом для отечественных компаний. Уже в марте 2022 года спрос на отечественный софт вырос почти на 300%.

Информационные технологии для малого и среднего бизнеса — какие подойдут?

Может показаться, что у малого и среднего бизнеса меньше возможностей для развития и больше трудностей по сравнению с крупным. Однако не стоит забывать о преимуществах, которые имеют только небольшие компании. Например, способность быстрее обработать запрос клиента и отреагировать на него, исправить ошибку, изменить качество продукта или убрать невостребованный товар из линейки, добавив востребованный. Сегодня наряду с привычными колл-центрами используют усовершенствованные CRM-системы, социальные сети, чат-боты и мессенджеры. С их помощью компания способна более оперативно решить вопросы, связанные с продажами, гарантийным обслуживанием и ремонтом, доставкой и возвратом товаров, а также предоставить консультацию, сделать напоминание или подарок и лучше узнать своего потребителя.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!