Как управлять здоровьем и безопасностью персонала

Как управлять здоровьем и безопасностью персонала

Трудно найти хороших специалистов, еще труднее их удержать. Рыночной зарплаты и стандартного соцпакета зачастую недостаточно, чтобы сотрудники работали эффективно и с удовольствием. В этой статье расскажем, как управление здоровьем и безопасностью персонала может помочь бизнесу достичь лучших результатов.
1924

Философия заботы о здоровье и благополучии сотрудников — уже не новый, но все еще тренд как для западных, так и для российских компаний. Дело в том, что бизнес только выиграет, если персонал будет лучше себя чувствовать, меньше болеть и оставаться лояльным к организации, в которой работает. Например, всего за год экономика США потеряла 2 млрд долл. из-за отсутствия сотрудников компаний на работе по причине болезни. Этих издержек можно было бы избежать или как минимум их сократить, заблаговременно позаботившись о своих людях.

Почему благополучие сотрудников выгодно бизнесу

Как взаимосвязаны управление персоналом и кадровая безопасность

Как государство охраняет труд персонала

Когда компания осознанно выделяет бюджет на то, чтобы сотрудники просто чувствовали себя хорошо, — это не расходы. Это инвестиции, которые принесут дивиденды в виде лучших результатов, повышения вовлеченности и продуктивности, лояльности и работоспособности, снижения количества больничных, случаев выгорания и даже увольнений.

Почему благополучие сотрудников выгодно бизнесу

Управление здоровьем и безопасностью персонала, забота о его психическом и физическом состоянии — это часть философии и корпоративной культуры многих успешных компаний, и она не ограничивается предоставлением только медицинских услуг или страховки.

Не так давно ведущие организации стали использовать более сложный и комплексный подход — well-being. В его основе — сохранение баланса между эмоциональным, финансовым и физическим благополучием, а также развитие осознанного отношения персонала к своему здоровью. Компенсация затрат на фитнес, штатный психолог, доставка здоровых завтраков, расширенная страховка, йога в офисе, создание корпоративных спортивных команд, обустройство комнаты отдыха и лекции по теме сбалансированного питания для сотрудников — все это примеры проявления концепции well-being.

Особое внимание в философии заботы о сотрудниках отводится профилактике болезней и эмоционального выгорания. Это позволяет командам оставаться продуктивными на протяжении длительного времени, а компаниям — вести бизнес успешнее. Например, бренд Johnson&Johnson сэкономил 250 млн долларов, внедрив свою wellness-программу и придерживаясь ее стратегии в течение шести лет. Корпорация PepsiCo смогла пережить кризис, разработав и интегрировав в процессы well-being программу с оригинальным названием Healthy Living. Google ежегодно конвертирует многомиллионные расходы на заботу о ментальном и физическом здоровье сотрудников в прибыль, превышающую затраты на 200—300%.

Как взаимосвязаны управление персоналом и кадровая безопасность

Кадровая безопасность — это действия, направленные на предотвращение и устранение неблагоприятных ситуаций, связанных с работой персонала. Сюда же относится снижение рисков и угроз, имеющих отношение к сотрудникам, их интеллектуальному и физическому труду, а также рабочим процессам в целом.

Главные задачи кадровой безопасности заключаются в построении системы мотивации персонала, влиянии на его лояльность, недопущение действий сотрудников, которые могут скрывать в себе потенциальную угрозу для деятельности компании.

Управление безопасностью труда персонала в организации происходит на основании требований, установленных законом. Повышение работоспособности сотрудников является основой производи­тельности труда, поэтому создание благоприятных и безопасных условий — задача первого порядка для любой компании.

Как решить эту задачу и предотвратить аварийные ситуации на рабочем месте?

  • Проводить регулярные проверки оборудования, своевременный ремонт и замены.

  • Проводить профилактические и охранные мероприятия.

  • Отсеивать профессионально непригодных людей, чья ошибка может навредить жизни и здоровью коллег.

  • Проводить профилактику переутомлений, в том числе психоэмоциональных перенапряжений.

  • Тренировать профессиональное поведение в аварийных и экстремальных ситуациях (например, тренировки по эвакуации при пожаре).

  • Проверять готовность сотрудников выполнять требования безопасности труда.

Среди угроз кадровых рисков определяют внешние: переманивание работников конкурентами, сложность в подборе достойных кадров из-за дефицита специалистов в конкретной области, различные вредные привычки и зависимости персонала (алкогольные, наркотические и другие), инфляция, влияющая на заработную плату.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах» в удобном формате EPUB
Автор — Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, специалист в сфере управления персоналом, бизнес-тренер и консультант.

И внутренние угрозы: слабая мотивация сотрудников, обучение кадров на недостаточном уровне, отсутствие корпоративной культуры, неэффективное управление персоналом.

Получается, что своевременное обеспечение предприятия кадрами должного уровня и квалификации в необходимом количестве, рациональное использование мастерства и возможностей каждого сотрудника — это основные факторы эффективного управления кадровой безопасностью.

Как государство охраняет труд персонала

Очевидно, что полностью исключить риски в трудовой деятельности невозможно. Однако вполне реально сократить их за счет проведения профилактических мероприятий.

Трудовой Кодекс РФ предусматривает обязанности работодателей по сохранению здоровья работников. Например, проведение обязательных ежегодных медосмотров значительно снижает появление и развитие ряда заболеваний. Также на законодательном уровне установлено обязательное внедрение системы управления охраной труда с целью снижения воздействия опасных (вредных) факторов и рисков на предприятии.

Основные задачи управления охраной труда:

  • Защищенность технологических процессов.

  • Безопасность персонала и предоставление сотрудникам средств индивидуальной защиты.

  • Проведение инструктажей, обучения для сотрудников по охране труда.

  • Лечебно-профилактическое обслуживание.

  • Установление оптимальных режимов труда и отдыха.

  • Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования, зданий и сооружений.

  • Улучшение условий труда.

  • Информационная поддержка в области охраны труда.

Государством установлены такие нормативно-правовые основы по охране труда, как 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Трудовой Кодекс РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда и другие нормативные и правовые акты.

Чем внимательнее руководители будут к своим сотрудникам, тем большую продуктивность проявит команда. Можно провести лекцию по охране труда «для галочки», а можно вплотную заняться управлением здоровьем и безопасностью персонала, чтобы в выигрыше остались и бизнес, и подчиненные.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!