MBA
Личный кабинет
Привлечь и удержать: как построить well-being в бизнесе

Привлечь и удержать: как построить well-being в бизнесе

Основы современного HR: как заботиться о сотрудниках и снизить текучесть персонала
1266

Сделать сотрудников счастливыми, а значит, продуктивными, можно с помощью пяти элементов: профессионального, социального, финансового, физиологического и общественного благополучия, утверждают в Институте Гэллапа.

Рассказываем, что такое программа well-being, как она поможет сделать работников счастливее и решить проблемы с наймом.

Что такое well-being

Составляющие well-being

Как начать работать над well-being

Что можно сделать для благополучия сотрудников

Что такое well-being

Система well-being — комплекс мероприятий, с помощью которых бизнес заботится обо всех пяти составляющих благополучия сотрудника. Как правило, это программа, в которой есть общая стратегическая часть и несколько тактических решений, направленных на улучшение отдельных показателей счастья.

Основоположниками идеи well-being стали Джеймс Хартер, который работает главным научным консультантом Института Гэллапа по международным практикам управления персоналом, и Том Рат, старший научный сотрудник и консультант Института Гэллапа, известный писатель. В книге Wellbeing: The Five Essential Elements они рассказывают о пяти универсальных статистических показателях благополучия. А бизнес стал применять эти советы для сохранения и повышения продуктивности персонала.

Сейчас комплексные well-being программы нередко можно встретить в высококонкурентных отраслях с большой нехваткой персонала — например, в ИТ-компаниях, которым нужно много квалифицированных сотрудников. В других же организациях HR-подразделения тоже работают над благополучием персонала, но чаще сосредотачиваются на чем-то одном. Например, уделяют внимание социальной составляющей: проводят корпоративные мероприятия, организуют книжные клубы. Или работают над физическим благополучием — оплачивают ДМС, компенсируют расходы на спорт. На фоне политических событий особенно актуальной стала организация консультаций психологов и юристов.

Составляющие well-being 

Основа концепции well-being — пять элементов, на которых можно выстроить счастье любого человека:

  1. Здоровье, физическое состояние — насколько сотрудник хорошо себя чувствует, есть ли у него проблемы со здоровьем. В этот же элемент входит общая активность человека — есть ли у него возможность и мотивация больше двигаться. Это особенно актуально, если бизнес работает на удаленке. У сотрудника есть энергия, чтобы добиться цели.

  2. Карьера, профессиональная состоятельность — сотруднику нравится, чем он занимается. Задачи не скучные, не легкие и не слишком тяжелые. Доступны вызовы, над которыми стоит потрудиться с усилием, хватает времени на отдых. Есть понимание, куда двигаться, как расти в карьерном плане. Работник получает удовольствие от того, что он делает каждый день.

  3. Социальное благополучие — сотруднику есть с кем поговорить не только на профессиональные темы, может быть, у него интересное хобби. В коллективе дружеская атмосфера.

  4. Финансовое благополучие — у работника хорошая зарплата, он не планирует через несколько месяцев перейти в другую организацию из-за оффера со значительным повышением дохода. Работнику хватает денег, он умеет ими управлять.

  5. Общественное участие — сотрудник вовлечен в социально-ответственные процессы, он живет не только ради себя, делает мир вокруг лучше. У работника есть цели и желания, направленные на улучшение благополучия других.

Концепция может меняться: нередко в компаниях отдельно выделяют психологическое здоровье, следят, чтобы сотрудник был доволен собой, не испытывал сложностей в коммуникациях. Или развивают направление soft skills — организуют обучение по развитию мягких навыков, которые влияют сразу на все направления благополучия.

Как начать работать над well-being

Внедрение well-being в компании начинается с анализа ситуаций и метрик, по которым можно оценить организацию новых процессов и их влияние на благополучие. Например, нужно понять, на каком уровне находится физическое состояние сотрудника. Можно попросить коллектив несколько дней отслеживать активность с помощью фитнес-трекеров, оплатить им диспансеризацию или чекап в платной клинике.

Курс «Построение эффективной системы обучения и развития персонала»
Получите комплекс важных компетенций и инструменты от экспертов-практиков Русской Школы Управления для организации HR-процессов в компании.

Психологическое состояние оценивают с помощью тестов на уровень стресса, уровня благополучия. Можно использовать тесты эмоционального интеллекта. Как правило, для анализа необходим специалист — можно обратиться к профильную организацию или нанять психолога. Полезной будет практика ежедневных опросов: попросить сотрудников оценивать свое психологическое и физическое состояние от 1 до 5.

Сложнее оценить благополучие с точки зрения социальных связей. Как правило, сначала HR-специалист смотрит, какие мероприятия уже есть в компании. Затем спрашивает отношение сотрудников к ним: для объективности можно провести анонимный сбор мнений. После этого постепенно внедряет мероприятия и проводит исследование удовлетворенности ими вовлеченных сотрудников.

Разобравшись с текущей ситуацией, составляют стратегию. Например, если с деньгами у сотрудников порядок, но не хватает активности, то следует сначала поработать над ней, а уже затем переходить к социальным связям и общественной деятельности. Или, если ресурсы у бизнеса есть, внедрять все одновременно — но тогда эффект от конкретного мероприятия отследить будет сложнее.

Что можно сделать для благополучия сотрудников

Начните работу над внедрением концепции благополучия с небольших шагов, которые могут быть вовсе бесплатны или требуют минимальных вложений. Например:

  • Организовать группы желающих сократить употребление алкоголя или поддержки для тех, кто бросил курить.

  • Устроить соревнование по количеству пройденных шагов — для этого сотрудникам достаточно установить шагомеры в смартфоны.

  • Ввести практику проведения зарядок перед началом рабочего дня, совместных походов на уличные площадки для занятий спортом.

  • Создать книжный клуб, в котором можно обсуждать полезную литературу.

  • Организовать сбор макулатуры, совместный поход в экологический центр.

Если у компании есть бюджет, можно пойти традиционными методами повышения счастья: оплатить сотрудникам фитнес-зал, заключить договор на ДМС, подарить сертификаты на сессии с психологом, проводить ежегодные медицинские исследования.

Отдельно можно проработать сегмент карьерного удовлетворения:

  • Создать досье для каждого сотрудника, продумать индивидуальный карьерный план.

  • Внедрить практику оценок от коллег, заказчиков и руководителей — так называемую оценку на 360 градусов.

  • Организовать систему мотивации — сотрудник должен понимать, как он может повлиять на свой доход.

Комфортную рабочую среду можно создать с помощью повышения социального благополучия. Например, полезной будет практика организации хобби-клубов: сейчас в компаниях делают вечера настольных игр, покупают в комнаты отдыха игровые приставки, организуют походы на мастер-классы, спортивные мероприятия. Если же сотрудники проявляют инициативу и не против активностей такого рода, можно заняться общественными делами — например, организовать субботник.

Программа well-being — это всегда уникальный комплекс процессов, который зависит от количества персонала, готовности бизнеса выделять средства, вовлечения сотрудников и в целом отношения к работникам со стороны управленческого состава компании.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!