MBA
Личный кабинет

Зачем нужны бизнес-тренеры

Отточить навыки сотрудников и создать в компании собственную систему обучения
13762

В России на рынке тренингов работает более 500 тысяч человек. Однако профессиональный стандарт «Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)» для этой отрасли только разрабатывают — проект документа находится в Минтруде. Рассказываем, кто такой бизнес-тренер, какими навыками он должен обладать, какую пользу может принести и как развивать таких специалистов внутри компании.

Кто такие бизнес-тренеры

Из-за того, что профессионального стандарта на рынке бизнес-тренеров нет, возникает путаница в терминах. Например, так могут называть вообще всех людей, которые занимаются обучением — специалистов по психологической подготовке, организаторов «марафонов богатства» и прочих людей, далеких от реального обучения, не имеющих педагогических компетенций и навыков системного подхода к образованию.

Если мы говорим о людях, которые занимаются обучением персонала и менеджмента компании, то сформулировать задачи бизнес-тренера можно так:

Бизнес-тренер для бизнеса — это эксперт в какой-либо профессиональной отрасли, который обучает других специалистов с использованием разных техник и методов.

Например, это может быть бизнес-тренер в сфере переговоров — такой преподаватель, как правило, вышел из практического бизнеса, может рассказать многочисленные кейсы и поделиться инсайтами, которые он вынес из своей работы и опыта коллег.

Бизнес-тренер может быть фрилансером — специалистом, которого приглашают для проведения тренингов, семинаров, деловых игр, или же работать в штате одной компании и обучать ее сотрудников, разрабатывая разные программы и постоянно их совершенствуя.

Следует различать бизнес-тренеров и коучей, хотя эти понятия близки друг к другу. Так, бизнес-тренером обычно называют специалиста, который работает с краткосрочными форматами. Например, этот человек проводит мастер-класс по какой-то конкретной теме в выходные дни, или преподает интенсивный двухнедельный курс.

Коуч — это тренер, который обычно работает лично с заказчиком, анализирует его проблемы, помогает сформулировать вопросы и найти ответы. Бизнес-тренер ближе к образованию — он дает информацию, тренирует, развивает навыки. Коуч же работает с конкретным запросом, помогает человеку самому добиться желаемого.

Бизнес-тренер — это специалист в сфере образования, который сочетает в себе навыки двух профессий. Он профессиональный преподаватель, который знает, как научить. И хороший специалист в отрасли, о которой рассказывает обучающимся. Он умеет структурировать свой опыт и передавать его другим через образовательную программу.

Что делает бизнес-тренер и чем он может быть полезен бизнесу

В зависимости от размера и вида деятельности компании, преподаватели могут проводить несколько видов тренингов:

  • Обучение продукту — тренер разрабатывает и реализует образовательную программу, которая помогает новичкам понять особенности того, что они продают или улучшают, разобраться, как продуктом компании пользуются клиенты, какие у них потребности.

  • Обучение техническим навыкам — такие бизнес-тренеры разрабатывают образовательные модели, карты компетенций и систему грейдов для конкретной профессии, а затем самостоятельно или с помощью привлеченных преподавателей проводят занятия со специалистами.

  • Обучение мягким навыкам. Такой бизнес-тренер развивает навыки переговоров, коммуникации, лидерства, публичных выступлений и презентаций.

Для обучения персонала компании иногда приглашают внешних специалистов — как правило, они приходят с каким-то конкретным тренингом, который помогает развить определенный навык обучающихся. Например, это специалисты по ораторскому искусству или клиентоориентированности. Или вводит бизнес-тренера в штат и постепенно, по мере развития бизнеса, создает свой отдел обучения. Тогда тренинги могут разрабатываться специально под задачи внутренних заказчиков с учетом положения бизнеса на рынке, потребности клиентов, специфики продукта. Цель бизнес-тренингов — передача практических и конкретных знаний, приемов, обучение навыкам, которые можно применять.

Что должен знать и уметь бизнес-тренер

Работа бизнес-тренера подразумевает сочетание двух областей знаний и навыков. Во-первых, нужно разбираться в своей предметной области. Например, тренер по продажам должен знать способы выявления потребностей клиентов, уметь презентовать разные продукты, понимать, как формировать стратегию продаж и достигать нужных показателей. Во-вторых, ему придется разобраться в методах и особенностях передачи знаний и навыков.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Вот что должен уметь современный бизнес-тренер:

  • Организовывать образовательные мероприятия — понимать технологии формирования методологической базы, разработки учебного плана.

  • Разбираться в методах управления знаниями.

  • Знать распространенные форматы обучения и их особенности: от коротких семинаров до полноценных программ переподготовки.

  • Понимать, как работают бизнес-процессы в образовании, знать, как их настроить.

  • Уметь формировать инфраструктуру, необходимую для обучения.

  • Управлять процессами в учебной группе, понимать, как обучать сверхмалые группы и большие аудитории, как активизировать обучающихся, помогать им осваивать разные виды материалов.

  • Уметь отвечать на сложные вопросы аудитории, управлять стрессом и устанавливать контакт с людьми.

Хороший бизнес-тренер разбирается в разных форматах обучения, например, в игровых и интенсивных тренингах, понимает, как лучше проводить очное или дистанционное обучение, формировать видеокурсы без обратной связи с преподавателем.

Высококлассные тренеры умеют не только учить, но и управляют другими тренерами и методистами, руководят процессами разработки учебных программ. Умеют эффективно взаимодействовать с разными подразделениями компании: маркетингом, HR, производством, понимают, какую информацию запросить, чтобы тренинг получится эффективным.

Преимущества и недостатки внутренних и внешних бизнес-тренеров

Если бизнес-тренер работает в основном как приглашенный преподаватель, есть вероятность, что он хороший специалист в своей отрасли — чтобы оставаться востребованным, он должен постоянно развиваться, учиться сам и улучшать свою программу.

Качество тренингов от внешних преподавателей проверяют по демонстрационным записям и отзывами. Например, можно поискать отклики слушателей в соцсетях и контакты заказчиков тренинга из своей сферы. К сожалению, отзывы о тренере могут быть заказными. Поэтому всегда есть риск, что ожидания от тренинга не совпадут с реальностью.

Внутренние бизнес-тренеры отличаются последовательным подходом к разработке программ: они собирают информацию от руководителя, обновляют ее, разрабатывают и постоянно улучшают программу обучения. В качестве работы штатного сотрудника можно убедиться во время испытательного срока — собрать мнения участников тренингов, проанализировать, как изменилась их продуктивность после прохождения курса.

Штатные тренеры постепенно становятся экспертами в разных отраслях — им приходится погружаться в бизнес, создавать разные программы, много общаться со специалистами компании. В отличие от внешних бизнес-тренеров, они могут видеть результаты своей работы — например, приятно, когда твой ученик через несколько недель практики показывает хорошие результаты на работе. Это мотивирует развиваться.

Но у штатных специалистов есть и недостатки: если работа занимает много времени, они сами не успевают развиваться. Через несколько лет потоковой работы в одной организации знания тренера могут устареть: существует риск, что взгляд преподавателя «замылится», он будет повторять один и тот же тренинг много раз подряд и постепенно выгорит.

Решить такую проблему можно несколькими способами:

  • Кроме внутреннего обучения, в компании практикуется и внешнее — штатный преподаватель может привлекать для тренингов других специалистов.

  • Тренер постепенно становится руководителем и создает внутри компании учебное подразделение — читайте подробнее об этом в статье «Как создать корпоративный университет и нужен ли он».

  • Бизнес может оплатить преподавателю обучение, например, профильный курс для бизнес-тренеров или повышение квалификации в его предметной области.

Работа бизнес-тренера требует постоянного исследования предметной области, развития в сфере педагогики, глубокого погружения в проблемы и задачи компании.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!