В России на рынке тренингов работает более 500 тысяч человек. Однако профессиональный стандарт «Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)» для этой отрасли только разрабатывают — проект документа находится в Минтруде. Рассказываем, кто такой бизнес-тренер, какими навыками он должен обладать, какую пользу может принести и как развивать таких специалистов внутри компании.
Кто такие бизнес-тренеры
Из-за того, что профессионального стандарта на рынке бизнес-тренеров нет, возникает путаница в терминах. Например, так могут называть вообще всех людей, которые занимаются обучением — специалистов по психологической подготовке, организаторов «марафонов богатства» и прочих людей, далеких от реального обучения, не имеющих педагогических компетенций и навыков системного подхода к образованию.
Если мы говорим о людях, которые занимаются обучением персонала и менеджмента компании, то сформулировать задачи бизнес-тренера можно так:
Бизнес-тренер для бизнеса — это эксперт в какой-либо профессиональной отрасли, который обучает других специалистов с использованием разных техник и методов.Например, это может быть бизнес-тренер в сфере переговоров — такой преподаватель, как правило, вышел из практического бизнеса, может рассказать многочисленные кейсы и поделиться инсайтами, которые он вынес из своей работы и опыта коллег.
Бизнес-тренер может быть фрилансером — специалистом, которого приглашают для проведения тренингов, семинаров, деловых игр, или же работать в штате одной компании и обучать ее сотрудников, разрабатывая разные программы и постоянно их совершенствуя.
Следует различать бизнес-тренеров и коучей, хотя эти понятия близки друг к другу. Так, бизнес-тренером обычно называют специалиста, который работает с краткосрочными форматами. Например, этот человек проводит мастер-класс по какой-то конкретной теме в выходные дни, или преподает интенсивный двухнедельный курс.
Коуч — это тренер, который обычно работает лично с заказчиком, анализирует его проблемы, помогает сформулировать вопросы и найти ответы. Бизнес-тренер ближе к образованию — он дает информацию, тренирует, развивает навыки. Коуч же работает с конкретным запросом, помогает человеку самому добиться желаемого.
Бизнес-тренер — это специалист в сфере образования, который сочетает в себе навыки двух профессий. Он профессиональный преподаватель, который знает, как научить. И хороший специалист в отрасли, о которой рассказывает обучающимся. Он умеет структурировать свой опыт и передавать его другим через образовательную программу.
Что делает бизнес-тренер и чем он может быть полезен бизнесу
В зависимости от размера и вида деятельности компании, преподаватели могут проводить несколько видов тренингов:
-
Обучение продукту — тренер разрабатывает и реализует образовательную программу, которая помогает новичкам понять особенности того, что они продают или улучшают, разобраться, как продуктом компании пользуются клиенты, какие у них потребности.
-
Обучение техническим навыкам — такие бизнес-тренеры разрабатывают образовательные модели, карты компетенций и систему грейдов для конкретной профессии, а затем самостоятельно или с помощью привлеченных преподавателей проводят занятия со специалистами.
-
Обучение мягким навыкам. Такой бизнес-тренер развивает навыки переговоров, коммуникации, лидерства, публичных выступлений и презентаций.
Для обучения персонала компании иногда приглашают внешних специалистов — как правило, они приходят с каким-то конкретным тренингом, который помогает развить определенный навык обучающихся. Например, это специалисты по ораторскому искусству или клиентоориентированности. Или вводит бизнес-тренера в штат и постепенно, по мере развития бизнеса, создает свой отдел обучения. Тогда тренинги могут разрабатываться специально под задачи внутренних заказчиков с учетом положения бизнеса на рынке, потребности клиентов, специфики продукта. Цель бизнес-тренингов — передача практических и конкретных знаний, приемов, обучение навыкам, которые можно применять.
Что должен знать и уметь бизнес-тренер
Работа бизнес-тренера подразумевает сочетание двух областей знаний и навыков. Во-первых, нужно разбираться в своей предметной области. Например, тренер по продажам должен знать способы выявления потребностей клиентов, уметь презентовать разные продукты, понимать, как формировать стратегию продаж и достигать нужных показателей. Во-вторых, ему придется разобраться в методах и особенностях передачи знаний и навыков.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Вот что должен уметь современный бизнес-тренер:
-
Организовывать образовательные мероприятия — понимать технологии формирования методологической базы, разработки учебного плана.
-
Разбираться в методах управления знаниями.
-
Знать распространенные форматы обучения и их особенности: от коротких семинаров до полноценных программ переподготовки.
-
Понимать, как работают бизнес-процессы в образовании, знать, как их настроить.
-
Уметь формировать инфраструктуру, необходимую для обучения.
-
Управлять процессами в учебной группе, понимать, как обучать сверхмалые группы и большие аудитории, как активизировать обучающихся, помогать им осваивать разные виды материалов.
-
Уметь отвечать на сложные вопросы аудитории, управлять стрессом и устанавливать контакт с людьми.
Хороший бизнес-тренер разбирается в разных форматах обучения, например, в игровых и интенсивных тренингах, понимает, как лучше проводить очное или дистанционное обучение, формировать видеокурсы без обратной связи с преподавателем.
Высококлассные тренеры умеют не только учить, но и управляют другими тренерами и методистами, руководят процессами разработки учебных программ. Умеют эффективно взаимодействовать с разными подразделениями компании: маркетингом, HR, производством, понимают, какую информацию запросить, чтобы тренинг получится эффективным.
Преимущества и недостатки внутренних и внешних бизнес-тренеров
Если бизнес-тренер работает в основном как приглашенный преподаватель, есть вероятность, что он хороший специалист в своей отрасли — чтобы оставаться востребованным, он должен постоянно развиваться, учиться сам и улучшать свою программу.
Качество тренингов от внешних преподавателей проверяют по демонстрационным записям и отзывами. Например, можно поискать отклики слушателей в соцсетях и контакты заказчиков тренинга из своей сферы. К сожалению, отзывы о тренере могут быть заказными. Поэтому всегда есть риск, что ожидания от тренинга не совпадут с реальностью.
Внутренние бизнес-тренеры отличаются последовательным подходом к разработке программ: они собирают информацию от руководителя, обновляют ее, разрабатывают и постоянно улучшают программу обучения. В качестве работы штатного сотрудника можно убедиться во время испытательного срока — собрать мнения участников тренингов, проанализировать, как изменилась их продуктивность после прохождения курса.
Штатные тренеры постепенно становятся экспертами в разных отраслях — им приходится погружаться в бизнес, создавать разные программы, много общаться со специалистами компании. В отличие от внешних бизнес-тренеров, они могут видеть результаты своей работы — например, приятно, когда твой ученик через несколько недель практики показывает хорошие результаты на работе. Это мотивирует развиваться.
Но у штатных специалистов есть и недостатки: если работа занимает много времени, они сами не успевают развиваться. Через несколько лет потоковой работы в одной организации знания тренера могут устареть: существует риск, что взгляд преподавателя «замылится», он будет повторять один и тот же тренинг много раз подряд и постепенно выгорит.
Решить такую проблему можно несколькими способами:
-
Кроме внутреннего обучения, в компании практикуется и внешнее — штатный преподаватель может привлекать для тренингов других специалистов.
-
Тренер постепенно становится руководителем и создает внутри компании учебное подразделение — читайте подробнее об этом в статье «Как создать корпоративный университет и нужен ли он».
-
Бизнес может оплатить преподавателю обучение, например, профильный курс для бизнес-тренеров или повышение квалификации в его предметной области.
Работа бизнес-тренера требует постоянного исследования предметной области, развития в сфере педагогики, глубокого погружения в проблемы и задачи компании.