3 вопроса бизнес-коучу

Учимся выбирать коуча с бизнес-консультантом Михаилом Молокановым
7857

Предположим, вы познакомились с человеком, который говорит, что занимается коучингом. Прежде чем выбрать коуча, задайте ему три вопроса, чтобы понять, подходит ли вам этот специалист.

Какие вопросы задать коучу

1. Что именно вы делаете со своими клиентами?

Вас должны насторожить ответы трех типов:

  • Ответ не на этот вопрос, а на следующий (Как вы это делаете, какие инструменты используете?). То есть коуч начинает рассказывать не о том, что происходит благодаря его работе с клиентом, а о том, какие техники он использует. Это говорит об излишней сосредоточенности на процессе коучинга, а не на пользе для клиента. Или о том, что он не услышал или не понял вашего вопроса. Или о том, что он понял, что не совсем понял ваш вопрос, но не переспросил, не уточнил его. Или, может быть, он поспешил ответить, чтобы скрыть свою неуверенность и острую необходимость в клиентах. Задумайтесь, а если все это будет повторяться в самом коучинге?
  • Абстрактный ответ-лозунг. Например: «Способствую улучшению качества жизни конкретных людей через повышение их личной эффективности в решении стоящих перед ними задач — в работе и в отношениях». Этот ответ — «дымовая завеса». Коуч почему-то не хочет ничего рассказывать (а, может быть, и вообще задумываться) о своей работе. Этот ответ сгодится не только для любого коуча, но и для тренера, врача, массажиста.
  • Ответ-обещание неоднозначно измеримых и не очевидно желательных результатов. Например: «Раскрываю потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности». Особенно странно, если при этом коуч заявляет, что работает с целями и задачами самого клиента, ничего не навязывая ему. Но, получается, что при этом он изначально предполагает, что потенциал у вас не раскрыт? Подумайте, лично вам всегда нужно будет «потенциал раскрывать»? А если вам нужно лишь разобраться, как действовать в конкретной управленческой ситуации? И кто будет определять, достаточно ли «раскрыт» уже ваш «потенциал» в связи с вашим запросом, или его дальше надо раскрывать?

Вы готовы платить деньги коучу за «раскрытие потенциала»? А если вам надо будет практическую задачу решать — научиться выбирать стиль руководства, подходящий к конкретному подчиненному? А коуч уводит вас в «раскрытие потенциала»! Или если вы даже хотите «раскрыть свой потенциал», где найти уверенность, что вы и коуч понимаете под этим одно и то же? В общем, чем более красивыми и абстрактными словами говорит специалист, тем чаще он менее компетентен.

По моим наблюдениям, навязчивым желанием «раскрывать потенциал» клиентов отличаются коучи, которые сами когда-то столкнулись с каким-то внутренним барьером, через который не смогли перейти. Например, написать книгу, защитить кандидатскую диссертацию, войти в бизнес. Вот теперь они и пытаются экспериментировать на клиентах, провоцируя их на «раскрытие потенциала». При этом обычно они никогда не бывают удовлетворены, насколько глубоко удается этот «потенциал» у клиента раскрыть. Ведь такая неудовлетворенность служит им оправданием собственной неспособности добиться успеха: «Рано мне еще открывать свое дело, писать книгу, защищать диссертацию — ведь не знаю еще, как «полностью потенциал раскрывать».

И такого рода коучи получаются не только из психологов, но и из бизнесменов, которые достигают успеха, но через какое-то время понимают, что для его поддержания нужно взять на себя гораздо больше ответственности. А к этому они оказываются не готовы. Вот они и начинают коучить своих топов (и окружающих) и обучать коучингу других, вместо того, чтобы признаться, что созданный ими бизнес перерос их «личностный потенциал» и лучше бы из бизнеса выйти. Они же пытаются усидеть на двух стульях: вроде бы и оставаясь в бизнесе, но «коучингово» сваливая ответственность на других. В результате — кассовый разрыв или другие неприятности.

Словосочетание «максимальная эффективность» в этом ответе из той же серии. Во-первых, вы точно хотите развить свою эффективность «до максимума»? А что если вы предпочитаете об эффективности вообще не задумываться? А коуч вам ее навязчиво развивает и развивает. 

Во-вторых, кто определяет, когда этот «максимум эффективности» наступит? Его в принципе невозможно определить, так как не с чем сравнивать — все постоянно изменяется. Но такому коучу, разумеется, всегда выгодно склонять вас к тому, что максимум еще не достигнут!


«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

2. Как вы это делаете, какие инструменты используете?

Самый примитивный ответ может быть: «Задаю вопросы» или «Сократовский диалог». В нем нет ничего плохого, но, возможно, этот коуч овладел коучингом по книжкам или на каких-то авторских эклектичных (зачастую краткосрочных) курсах. При хорошей подготовке в психологическом консультировании или психотерапии этого может быть вполне достаточно. Ответ «Задаю сильные вопросы» говорит о том, что книжки и курсы были более продвинутыми.

Коуч, прошедший подготовку в рамках определенной школы, ответит более конкретно: «Помогаю изменить контекст восприятия вами происходящего в настоящем и вашей личностной истории» (нарративный коучинг) или «Помогаю разобраться с ограничивающими мыслями и установками, что приводят к эмоциям, из-за которых в различных ситуациях падает ваша эффективность» (когнитивно-поведенческий коучинг). Ответы могут быть разные, но если они слишком поверхностные (про задавание вопросов) то, может быть, коуч не слишком силен в рефлексии того, чем он занимается, и работа с ним окажется для вас также слишком поверхностной.

3. Где вы обучались коучингу?

Правильного ответа на этот вопрос не существует. Но обратите внимание на эмоциональный фон ответа. Если коуч активно пытается убедить вас, что у него хорошая подготовка, щеголяет сертификатами, много рассказывает о своем обучении, непомерно хвалит методы и техники, которым научился, то, скорее всего, у него недостаточная практика с реальными клиентами.

Технически же возможны четыре варианта профессиональной подготовки коуча:

  1. Коуч обучался по внутрикорпоративным программам какой-то глобальной компании — как управленец для работы со своими подчиненными или как внутренний или внешний тренер, консультант. Такие коучи обычно узко специализированы в коучинге по рабочим ситуациям. Часто их плюс — знание английского языка и, как результат, более адекватное (не фанатичное, не узколобое) понимание коучинга как практического инструмента.

  2. Коуч прошел какие-то авторские эклектичные курсы подготовки. Это самый непонятный случай. Таких курсов много, берут на них почти кого угодно и выпускают коучей пачками. Не обманывайтесь громкими названиями организаций, от которых они проводятся, и статусами ведущих. Есть масса «заслуженных коучей» которые только и делают, что обучают начинающих, а сами с реальными клиентами не работают. Целые «пирамиды обучения» выстраиваются.

  3. Коуч прошел серьезное обучение по работе с людьми. Например, в психотерапии или в каком-то роде психологического консультирования и адаптировал полученные глубокие знания и навыки к применению в коучинге. При хорошей профессиональной базе это сделать не сложно. Прочитать несколько книг по коучингу и быстро понять, какие из инструментов профессионального арсенала в коучинге использовать, а какие оставить до лучших времен как «тяжелую артиллерию». Есть книги на английском языке типа «Практика коучинга для психотерапевта», которые учат психотерапевта не залезать слишком глубоко в проблемы клиентов и использовать привычные для коучинга термины, чтобы начать продавать себя как коуча. Здесь уже смотрите на его «деловую адекватность»: способен ли он сбалансировано рассматривать обсуждаемые ситуации как с психологической, так и с «бизнесовой» и управленческой сторон.

    Востребованные коучи с хорошим опытом обычно успевают обучиться по всем трем вариантам. Международные клиенты приглашают их как внешних коучей и поэтому помогают адаптироваться к своим внутренним коучинговым стандартам. Из любопытства и желания держать руку на пульсе они тщательно выбирают и проходят одну-две программы обучения собственно коучингу (обычно международные и на языке первоисточника). А хорошее базовое образование у них или уже есть, или они добирают его на многолетних профессиональных программах, например, по групповому психоанализу и другим классическим методам.

  4. Обучение коучингу в рамках хорошо сформировавшегося отдельного коучингового подхода, коучинговой школы. Этот вариант среди отечественных специалистов пока редок, так как требует многих дней (а в сумме месяцев) обучения за рубежом. В России отдельные такие школы уже созданы, но делать выводы о профессионализме их выпускников пока еще рано.

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!