Развитие управленческих навыков: чему учиться руководителю

Развитие управленческих навыков: чему учиться руководителю

Регулярное развитие управленческих компетенций — необходимый пункт в резюме сильного руководителя. Какие пять навыков наиболее востребованы во время кризиса?
1047

Зарубежные исследования показывают, что 85% карьерного успеха сотрудника обеспечивает развитие мягких управленческих навыков. В 2022 году объем мирового рынка обучения в этом сегменте достиг 26,5 млрд долл. К 2028 году, согласно прогнозам, этот показатель вырастет до 53 млрд долл.

Весной 2023 hh.ru и консалтинговое агентство «Яков и партнеры» провели совместное исследование управленческих навыков, востребованных на рынке труда, и получили неожиданные результаты. Лидерские качества заняли лишь седьмое место, а на первую строчку рейтинга работодатели поставили коммуникабельность. В это понятие входит как владение тонкостями делового общения и дипломатии, так и умение увлекательно и понятно рассказывать свои идеи окружающим. Хорошему коммуникатору иногда достаточно нескольких слов, чтобы мотивировать и вдохновить команду. Согласно отчету Coursera, в 2023 году в коммуникативном сегменте среди самых популярных направлений оказалось именно обучение сторителлингу, то есть способности рассказывать захватывающие истории.

Тренды развития управленческих навыков меняется в зависимости от тенденций рынка труда. Мы подобрали пять компетенций менеджеров, которые будут востребованы в ближайшие годы.

Содержание:

Системный подход

Аналитическое мышление

Умение слышать других

Делегирование

Практика отдыха

Системный подход

41% участников опроса hh.ru и консалтингового агентства «Яков и партнеры» среди ключевых навыков хорошего управленца выделили умение принимать решения по сложным проблемам. В условиях современной бизнес-среды, когда долгосрочные планы и достоверное прогнозирование затруднительны, руководителю важно владеть алгоритмами работы с нестандартными задачами. При этом он должен понимать причины и следствия своего выбора не только на своем участке, но и в смежных сегментах в масштабе всей компании. Сюда же можно отнести и способность быстро и правильно принимать антикризисные меры. Доклад Всемирного экономического форума подтвердил, что решение комплексных проблем уже много лет находится в топе востребованных управленческих навыков.

Аналитическое мышление

Объем информации, которую ежедневно вынужден обрабатывать человек, растет с каждым годом. Например, в 2022 году пользователи Google делали 5,9 млн поисковых запросов в минуту. Опытный управленец должен уверенно ориентироваться в ежедневном информационном потоке и уметь критически осмысливать различные сообщения на достоверность и существенность. Аналитическое мышление позволяет отделять «зерна от плевел», сегментировать важное и второстепенное, определять степень влияния новых событий на команду и проекты. На основе полученных выводов такой руководитель сможет эффективно выстроить приоритеты.

Развитие управленческих навыков аналитического мышления в том числе может стимулировать наблюдение за коммуникациями и методами работы коллег. Так лидер может получить дополнительные невербальные сведения для собственного личностного и профессионального роста.

Умение слышать других

Тренд на открытые коммуникации и «бирюзовые» компании формирует современную корпоративную культуру. Сотрудники хотят высказывать свое профессиональное мнение, а лидер группы нередко не имеет команды в прямом подчинении.

Развитие управленческих навыков помогает управлять проектом, не обладая официальными рычагами давления на исполнителей. Завоевать авторитет и принимать эффективные решения помогает способность не только выслушивать чужие мнения, но и прислушиваться к ним. Стоит обратить внимание на курсы и тренинги, которые учат задавать корректные вопросы и получать на них понятные ответы.

Руководителю важно научиться примирять противоположные точки зрения и направлять спор в созидательное русло. Опытный управленец способен результативно выйти из щекотливой ситуации, когда мнение команды идет вразрез с его собственным. Он сможет принять решение, которое сохранит его авторитет, но не поставит под сомнение компетенции подчиненных.

Делегирование

Одна из часто встречающихся проблем среди управленцев — это неумение делегировать задачи подчиненным. В одном из опросов 73% руководителей сказали, что ключевые рабочие процессы в компаниях сконцентрированы на них самих.

Иногда психологи связывают нежелание отдать часть работы с боязнью ответственности: ведь себе доверять легче, чем другим. Однако нежелание поручать дела коллегам вредит производству на всех уровнях: лидер завален текущей работой, а подчиненные чувствуют сомнение в их способностях и угрозу профессиональному статусу. Исследования показали: компании, практикующие делегирование, получили на 33% больше выручки, чем те, в которых руководители делают все сами.

Практика отдыха

Массовая культура десятилетиями закрепляла в сознании людей образ идеального руководителя как человека, жертвующего всем ради работы. Такой ролевой модели придерживались многие карьеристы. Однако сегодня, когда Всемирная ассоциация здравоохранения признала выгорание болезнью XXI века, успешному руководителю следует взять курс на другие ценности. Баланс между работой и личной жизнью — один из главных корпоративных трендов современности. В отчете Всемирного экономического форума отмечается, что для 94% соискателей приоритеты зарплаты и возможности полноценно отдыхать равнозначны.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Согласно опросу hh.ru, в 2021 году в России с регулярными переработками сталкивались 73% сотрудников. Поэтому руководитель на собственном примере может показывать, что делать перерывы можно и нужно для того, чтобы развиваться, ясно мыслить и любить проекты, над которыми работаешь. Развитие эмпатии позволит современному управленцу замечать усталость, создавать комфортные условия для отдыха в офисе и быть чутким к просьбам коллег о дополнительном выходном или работе из дома.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!