
Представим ситуацию: известная крупная компания успешно продавала некий продукт. Его популярность стремительно выросла за короткий срок, затем интерес потребителя начал затухать. Одновременно на другом рынке буквально из ниоткуда появился такой же продукт, только усовершенствованный. Он оказался более удобен и применим в тех областях, где его предыдущую версию не использовали.
К неожиданному повороту благополучная, стабильная компания была не готова и тем самым, возможно, поставила под вопрос свою дальнейшую судьбу. Пока она адаптировала под продукт все процессы (продажи, маркетинг, управление), конкуренты, отследив назревающие тренды, адаптировали сам продукт — под потребности общества, которые вот-вот появятся.
Содержание:
— Анализируйте информационное поле
Анализируйте информационное поле
Трендвотчинг — это поиск и анализ устойчивых изменений в бизнес-среде, социуме, политике, культуре, технологиях. Если им не заниматься, ситуация, подобная описанной выше, может произойти в любом бизнесе, даже крупном и, казалось бы, нерушимом. Поэтому одни компании создают специальные отделы, которые изучают инновации, стартапы и генерируют идеи на основе трендов, другие обращаются в трендвотчинговые агентства. Кто-то проводит самостоятельное исследование (что, пожалуй, самое сложное, поскольку требует системного подхода).
Искать тренды как материал для будущих бизнес-идей — это значит постоянно мониторить СМИ, соцсети, блоги, официальную статистику. Обращайте внимание на стартапы, патенты, следите за динамикой запросов в интернете, коллекционируйте заметки, сохраняйте скриншоты (кстати, как систематизировать полученные знания, мы писали в этой статье). Причем важно не просто отслеживать, но и анализировать информацию. Например, можно ли из такого глобального тренда, как искусственный интеллект, извлечь полезную информацию для вашего бизнеса или имеет смысл сузить поиск?
Ловите сигналы из будущего
В трендвотчинге сосредоточенность только на масштабных, общеизвестных явлениях чревата возникновением нежизнеспособных идей: либо совсем уж фантастических, либо слишком очевидных. Поэтому отталкивайтесь от так называемых мегатрендов, но изучайте изменения, происходящие (а еще важнее — только зарождающиеся) в конкретной сфере. Например:
-
Как искусственный интеллект внедряется в систему обучения персонала?
-
Есть ли проекты, где он в полной мере контролирует учебный процесс без потери качества?
-
Что прогнозируют эксперты?
Надежным подспорьем здесь служат официальные данные, которые всегда можно найти в открытом доступе. В частности, глобальное исследование, проведенное НИУ ВШЭ и Ultimate Education, проясняет вопрос об искусственном интеллекте.
Один из трендов 2025 года — обучение через диалог с ИИ-помощниками. Способные вести с человеком беседу, нейросети, задавая ученикам наводящие вопросы, помогают, по мнению инноваторов, лучше усваивать материал и развивать ценные навыки.
Опрошенные эксперты скептически относятся к заявлениям о том, что ИИ-ассистенты скоро заменят преподавателей. Полностью доверять нейросетям учебный процесс рискованно. Еще высока вероятность ошибок в предоставляемой ими информации и различных сбоев. Однако, без сомнения, искусственный интеллект будет все глубже интегрироваться в образовательную систему России. Персональные ИИ-помощники уже запущены в таких проектах, как Яндекс Учебник, «Обучение с легендами».
Смотрите по сторонам
Вернемся к ранее описанной ситуации. Как уже известно, усовершенствованный продукт компании-конкурента возник на другом рынке, и область его применения расширилась. Обновленной версии нужно было выждать время, чтобы «выстрелить» позже, когда интерес к старой после резкого взлета начнет падать.
Идея родилась на пересечении нескольких трендов. Но это было бы невозможно без тщательного анализа их влияния. Вот возможные вопросы, на которые опиралась компания в процессе исследования, и которые наверняка пригодятся вам:
-
От каких изменений со стороны технологий (и как именно) зависят внешний вид, функциональность продукта, его производство, продвижение и распространение?
-
Можно ли спрогнозировать изменения в клиентском поведении? В чем они будут выражаться и к чему подталкивать? Возникнет ли необходимость адаптировать продукт под появившиеся в связи с этим новые каналы продаж?
-
Что обещает рынок? Насколько сильные колебания он переживает на фоне внешних событий? Кого впускает в себя, а кого выдавливает? Благодатной почвой для каких бизнес-моделей станет в ближайшем будущем?
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Затем трендвотчеры (будь то сотрудники компании или приглашенные специалисты) поставили перед собой следующую цель: понять, как использовать выявленные тренды с учетом опыта конкурентов. Для этого нужно:
-
Критически оценить работу других компаний.
-
Определить свою целевую аудиторию и каналы продвижения.
-
Наметить варианты продукта, который можно создать.
Запомнить
-
Поиск и анализ изменений, способных повлиять на бизнес, и выходящих отсюда стратегических решений — трудоемкий процесс. Но он помогает компаниям находить новые возможности для роста и оставаться на плаву в эпоху перемен.
-
Трендвотчинг предполагает движение от общего к частному. Мегатренды задают направление поиска. Анализ изменений в конкретных отраслях позволяет узнать о зарождающихся трендах. А они, в свою очередь, становятся предметом анализа и материалом для идей.
-
Продукт испытывает влияние сразу с нескольких сторон: например, технологии, клиенты, рынок — и все это требует осмысления.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.