MBA
Личный кабинет
Социальная эффективность управления персоналом: компоненты, инструменты, оценка

Социальная эффективность управления персоналом: компоненты, инструменты, оценка

Сотрудники — главный ресурс предприятия, который во многом определяет стоимость конечного продукта. Именно персонал влияет на бизнес-процессы и рост экономических показателей. Как оценить степень удовлетворенности работника и повысить его производительность?
5155

Социальная эффективность системы управления персоналом — собирательный образ тезиса, которым руководствуются прогрессивные компании. Именно поэтому HR-менеджеры фокусируются на нем в своей работе.

Читайте в статье:

Что такое социальная эффективность управления персоналом

Talent Management

Как оценить социальную эффективность управления персоналом

Что такое социальная эффективность управления персоналом

Социальная эффективность управления персоналом — это применение возможностей и потенциала каждого сотрудника для достижения целей бизнеса.

Повышение социальной эффективности достигается путем удовлетворения ожиданий и потребностей персонала, их социальных и экономических интересов, а также гармоничного развития каждого сотрудника как личности. Вот основные процессы, на которые стоит обратить внимание:

  1. Условия и качество труда.

  2. Организация трудового процесса.

  3. Уровень оплаты труда.

  4. Система материальной и нематериальной мотивации.

  5. Текучесть кадров.

  6. Уровень гибкости системы профессионального продвижения.

  7. Авторитет руководителей.

  8. Здоровый микроклимат в коллективе.

По данным совместного исследования Zarplata.ru и онлайн-сервиса Budu, проведенного в феврале 2023 года, благодаря эффективному социальному управлению 48% работников удается экономить до 10% своей зарплаты, а премии и бонусы регулярно получают 60% россиян. 43% сотрудников обеспечены материальной поддержкой от организации в сложных жизненных ситуациях. Расходы на детей компенсируются каждому пятому респонденту. И, наконец, самыми популярными опциями соцпакета у наших соотечественников являются: оплата обучения (37%), ДМС (31%) и предоставление рабочей техники (28%). Из бонусов также можно выделить скидки на продукцию компании — такие есть у четверти сотрудников, и постоянный доступ к свежим фруктам с снеками — этим могут похвастаться 12% опрошенных.

HR на заметку:

«Разговоры у кулера» — реальная возможность получить достоверную обратную связь от сотрудников и узнать их настроения относительно дел в компании. Поэтому выбирайтесь из своего уютного кабинета, чтобы выпить несколько стаканов воды в общей зоне: это полезно не только для организма, но и для оценки уровня удовлетворенности персонала.

Talent Management

Talent Management — это процесс управления, сохранения и развития в команде людей, которых компания считает важными и ценными для достижения стратегических целей.

Управление талантами — инструмент увеличения социальной эффективности, с помощью которого можно:

  • Получить преимущество перед конкурентами.

  • Поднять общий уровень вовлеченности персонала.

  • Снизить текучесть кадров.

  • Оптимизировать задачи руководителя.

  • Увеличить эффективность работы.

Если применить закон Парето к деятельности HR, то можно сказать, что 20% сотрудников обеспечивают 80% успеха компании. Эти 20% и есть таланты, движущая сила предприятия.

Благодаря талантливым сотрудникам, происходят позитивные изменения, создаются инновационные продукты, бизнес получает преимущество на рынке. Задача HR-менеджера — разглядеть, привлечь, удержать и увеличить количество талантов. Для этого и существует talent management или управление талантами.

HR на заметку:

Термин Talent Management в 1997 году впервые упомянула компания McKinsey в своем отчете «Война за таланты». Руководителям предлагалось оценить результаты работы и потенциал сотрудников и поделить их на условные классы от A до D. Согласно этим принципам, самых результативных сотрудников класса А нужно поощрять, класса B — мотивировать и обучать, а работников уровня С — переводить на другие должности. Если человек попал в класс D, то с ним следует попрощаться.

Как распознать талант: три важных рекомендации

  1. На этапе подбора персонала обратите внимание на то, как составлено резюме кандидата. Талантливые люди обычно рассказывают о результатах своей работы, а не делают акцент лишь на своем опыте и навыках.

  2. Выдающиеся сотрудники отличаются своим небезразличием и вовлеченностью в процесс. Их не нужно контролировать, они сами проявляют инициативу и обладают высоким уровнем проактивности.

  3. И наконец, талант редко бывает «удобным». Люди, которых вы ищете, умеют отстаивать свою точку зрения и вступать в конструктивный спор даже с руководителем.

Как оценить социальную эффективность управления персоналом

Чем больше цели и задачи организации удовлетворяют потребности, желания и интересы сотрудников, тем больше бенефитов получает бизнес. Как же произвести оценку социальной эффективности управления персоналом?

Обычно этот показатель измеряется в совокупности с другими. Для полноты картины необходимо оценивать общий уровень удовлетворенности сотрудников (то, как они себя ощущают на работе) и уровень продуктивности (то, насколько эффективно они работают). Также необходимо сформулировать тезисы, которые в процессе исследования вы сможете либо подтвердить, либо опровергнуть. В зависимости от полученных результатов, представителям HR-функции удастся оценить и скорректировать стратегию социального управления персоналом.

Уровень удовлетворенности

Один из показателей эффективности, который имеет индивидуальную направленность, но результаты рассматриваются в целом. То есть каждый сотрудник лично участвует в исследовании на тему удовлетворенности, но итоги можно подвести только в том случае, если анализировать ответы всей команды (это и будет средний показатель).

Удовлетворенность — это ощущение, то есть многокомпонентное и переменчивое понятие, которое зависит от ряда факторов. Высшей степенью удовлетворенности человека называют «счастье». Социологи утверждают, что достижение «счастья» хотя бы в одном из аспектов жизни повышает уровень удовлетворенности во всех остальных.

С другой стороны, понятие удовлетворенности можно сформулировать как степень, в которой ожидания от процесса или объекта находят подтверждение в реальности.

Как измерить уровень удовлетворенности

Самый популярный способ измерения удовлетворенности коллег — это анонимные онлайн-опросы, которые можно сформировать в корпоративной системе обучения или, например, в сервисах Google. Вот список распространенных вопросов, которые помогут измерить среднюю «температуру»:
  • Какие возможности для профессионального роста и развития предоставляет вам компания?

  • Какие инструменты и ресурсы для работы предоставляет вам компания?

  • Как часто вы получаете обратную связь от руководителя?

  • Что вдохновляет и мотивирует вас при выполнении профессиональных обязанностей?

  • Какие у вас отношения с коллегами?

  • Как корпоративная культура компании помогает вам в работе?

  • Какие профессиональные задачи за последний год вы считаете интересными и развивающими?

  • Чего вам не хватает для эффективной работы?

  • Насколько по 10-балльной шкале вы довольны своим функционалом?

  • Насколько по 10-балльной шкале вы довольны отношениями в коллективе?

  • Насколько по 10-балльной шкале вы довольны условиями труда?

  • Укажите три причины, по которым вы работаете в компании?

  • Укажите три причины, по которым вы могли бы покинуть команду?

Важно отметить, что количество и характер вопросов может отличаться. Для оценки уровня удовлетворенности можно использовать как открытые, так и закрытые вопросы, опцию ранжирования, выпадающие списки и другие форматы. Если масштабные исследования проводить сложно, помните про эффективность пульс-опросов.

Уровень продуктивности

Для оценки этого показателя создается система критериев, определяющих насколько человек соответствует занимаемой должности и как он справляется с работой. Изучение уровня продуктивности полезно не только руководителям, но и самим сотрудникам.

В ходе оценки учитываются следующие показатели:

  • Объем работы, выполненный сотрудником за период.

  • Сложность работы.

  • Соответствие результата работы поставленным задачам.

  • Затраченные ресурсы.

Своевременная оценка продуктивности поможет определить навыки, способности и профессиональный уровень сотрудника, а также произвести грамотные кадровые перестановки и усовершенствовать систему KPI и мотивации.

Как измерить продуктивность

Специфика деятельности персонала определяет способ оценки его продуктивности. Эффективность сотрудников, работающих с людьми (руководители, наставники, специалисты по обучению, рекламе и другие.), оценивается с помощью качественных или описательных методов. Работа, связанная с «цифрой», разработкой и созданием механических систем — с помощью количественных методов.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по персоналу

Ниже мы предлагаем четыре популярных способа оценки, которые компании могут проводить собственными силами без привлечения сторонних специалистов.

Качественные (описательные) методы:

  1. «360 градусов». Оценку деятельности сотрудника дают коллеги, его непосредственный руководитель и сам подчиненный. Информация собирается с помощью опросника, разбитого на блоки.

  2. Групповая дискуссия. Такая оценка проводится в форме обсуждения результатов работы с руководством. Используя этот метод, можно оценить стрессоустойчивость, навыки общения, способность отстаивать свою точку зрения, воспринимать и делиться обратной связью.

Количественные методы:

  1. Метод балльной оценки. Сотрудник получает баллы за выполненную работу по 10 или 5-балльной шкале. В конце отчетного периода баллы складываются и анализируются.

  2. Рейтинги. Руководители организации создают рейтинг сотрудников, исходя из их результативности и полезности.

Социальная эффективность управления персоналом — современный бизнес-тренд. Он объединяет в себе поиск и применение талантов сотрудников, раскрытие их потенциала, обучение, развитие и создание системы наставничества.


HR на заметку

Стать ролевой моделью lifelong learning и научиться влиять на уровень эффективности социального управления поможет современное онлайн-обучение. Например, курс «HR-академия», состоящий из десяти востребованных модулей.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!