Социальная эффективность системы управления персоналом — собирательный образ тезиса, которым руководствуются прогрессивные компании. Именно поэтому HR-менеджеры фокусируются на нем в своей работе.
Читайте в статье:
— Что такое социальная эффективность управления персоналом
— Как оценить социальную эффективность управления персоналом
Что такое социальная эффективность управления персоналом
Социальная эффективность управления персоналом — это применение возможностей и потенциала каждого сотрудника для достижения целей бизнеса.
Повышение социальной эффективности достигается путем удовлетворения ожиданий и потребностей персонала, их социальных и экономических интересов, а также гармоничного развития каждого сотрудника как личности. Вот основные процессы, на которые стоит обратить внимание:
-
Условия и качество труда.
-
Организация трудового процесса.
-
Уровень оплаты труда.
-
Система материальной и нематериальной мотивации.
-
Текучесть кадров.
-
Уровень гибкости системы профессионального продвижения.
-
Авторитет руководителей.
-
Здоровый микроклимат в коллективе.
HR на заметку:
«Разговоры у кулера» — реальная возможность получить достоверную обратную связь от сотрудников и узнать их настроения относительно дел в компании. Поэтому выбирайтесь из своего уютного кабинета, чтобы выпить несколько стаканов воды в общей зоне: это полезно не только для организма, но и для оценки уровня удовлетворенности персонала.
Talent Management
Talent Management — это процесс управления, сохранения и развития в команде людей, которых компания считает важными и ценными для достижения стратегических целей.
Управление талантами — инструмент увеличения социальной эффективности, с помощью которого можно:
-
Получить преимущество перед конкурентами.
-
Поднять общий уровень вовлеченности персонала.
-
Снизить текучесть кадров.
-
Оптимизировать задачи руководителя.
-
Увеличить эффективность работы.
Если применить закон Парето к деятельности HR, то можно сказать, что 20% сотрудников обеспечивают 80% успеха компании. Эти 20% и есть таланты, движущая сила предприятия.
Благодаря талантливым сотрудникам, происходят позитивные изменения, создаются инновационные продукты, бизнес получает преимущество на рынке. Задача HR-менеджера — разглядеть, привлечь, удержать и увеличить количество талантов. Для этого и существует talent management или управление талантами.
HR на заметку:
Термин Talent Management в 1997 году впервые упомянула компания McKinsey в своем отчете «Война за таланты». Руководителям предлагалось оценить результаты работы и потенциал сотрудников и поделить их на условные классы от A до D. Согласно этим принципам, самых результативных сотрудников класса А нужно поощрять, класса B — мотивировать и обучать, а работников уровня С — переводить на другие должности. Если человек попал в класс D, то с ним следует попрощаться.
Как распознать талант: три важных рекомендации
-
На этапе подбора персонала обратите внимание на то, как составлено резюме кандидата. Талантливые люди обычно рассказывают о результатах своей работы, а не делают акцент лишь на своем опыте и навыках.
-
Выдающиеся сотрудники отличаются своим небезразличием и вовлеченностью в процесс. Их не нужно контролировать, они сами проявляют инициативу и обладают высоким уровнем проактивности.
-
И наконец, талант редко бывает «удобным». Люди, которых вы ищете, умеют отстаивать свою точку зрения и вступать в конструктивный спор даже с руководителем.
Как оценить социальную эффективность управления персоналом
Чем больше цели и задачи организации удовлетворяют потребности, желания и интересы сотрудников, тем больше бенефитов получает бизнес. Как же произвести оценку социальной эффективности управления персоналом?
Обычно этот показатель измеряется в совокупности с другими. Для полноты картины необходимо оценивать общий уровень удовлетворенности сотрудников (то, как они себя ощущают на работе) и уровень продуктивности (то, насколько эффективно они работают). Также необходимо сформулировать тезисы, которые в процессе исследования вы сможете либо подтвердить, либо опровергнуть. В зависимости от полученных результатов, представителям HR-функции удастся оценить и скорректировать стратегию социального управления персоналом.
Уровень удовлетворенности
Один из показателей эффективности, который имеет индивидуальную направленность, но результаты рассматриваются в целом. То есть каждый сотрудник лично участвует в исследовании на тему удовлетворенности, но итоги можно подвести только в том случае, если анализировать ответы всей команды (это и будет средний показатель).
Удовлетворенность — это ощущение, то есть многокомпонентное и переменчивое понятие, которое зависит от ряда факторов. Высшей степенью удовлетворенности человека называют «счастье». Социологи утверждают, что достижение «счастья» хотя бы в одном из аспектов жизни повышает уровень удовлетворенности во всех остальных.
С другой стороны, понятие удовлетворенности можно сформулировать как степень, в которой ожидания от процесса или объекта находят подтверждение в реальности.
Как измерить уровень удовлетворенности
Самый популярный способ измерения удовлетворенности коллег — это анонимные онлайн-опросы, которые можно сформировать в корпоративной системе обучения или, например, в сервисах Google. Вот список распространенных вопросов, которые помогут измерить среднюю «температуру»:-
Какие возможности для профессионального роста и развития предоставляет вам компания?
-
Какие инструменты и ресурсы для работы предоставляет вам компания?
-
Как часто вы получаете обратную связь от руководителя?
-
Что вдохновляет и мотивирует вас при выполнении профессиональных обязанностей?
-
Какие у вас отношения с коллегами?
-
Как корпоративная культура компании помогает вам в работе?
-
Какие профессиональные задачи за последний год вы считаете интересными и развивающими?
-
Чего вам не хватает для эффективной работы?
-
Насколько по 10-балльной шкале вы довольны своим функционалом?
-
Насколько по 10-балльной шкале вы довольны отношениями в коллективе?
-
Насколько по 10-балльной шкале вы довольны условиями труда?
-
Укажите три причины, по которым вы работаете в компании?
-
Укажите три причины, по которым вы могли бы покинуть команду?
Важно отметить, что количество и характер вопросов может отличаться. Для оценки уровня удовлетворенности можно использовать как открытые, так и закрытые вопросы, опцию ранжирования, выпадающие списки и другие форматы. Если масштабные исследования проводить сложно, помните про эффективность пульс-опросов.
Уровень продуктивности
Для оценки этого показателя создается система критериев, определяющих насколько человек соответствует занимаемой должности и как он справляется с работой. Изучение уровня продуктивности полезно не только руководителям, но и самим сотрудникам.
В ходе оценки учитываются следующие показатели:
-
Объем работы, выполненный сотрудником за период.
-
Сложность работы.
-
Соответствие результата работы поставленным задачам.
-
Затраченные ресурсы.
Своевременная оценка продуктивности поможет определить навыки, способности и профессиональный уровень сотрудника, а также произвести грамотные кадровые перестановки и усовершенствовать систему KPI и мотивации.
Как измерить продуктивность
Специфика деятельности персонала определяет способ оценки его продуктивности. Эффективность сотрудников, работающих с людьми (руководители, наставники, специалисты по обучению, рекламе и другие.), оценивается с помощью качественных или описательных методов. Работа, связанная с «цифрой», разработкой и созданием механических систем — с помощью количественных методов.
Ниже мы предлагаем четыре популярных способа оценки, которые компании могут проводить собственными силами без привлечения сторонних специалистов.
Качественные (описательные) методы:
-
«360 градусов». Оценку деятельности сотрудника дают коллеги, его непосредственный руководитель и сам подчиненный. Информация собирается с помощью опросника, разбитого на блоки.
-
Групповая дискуссия. Такая оценка проводится в форме обсуждения результатов работы с руководством. Используя этот метод, можно оценить стрессоустойчивость, навыки общения, способность отстаивать свою точку зрения, воспринимать и делиться обратной связью.
Количественные методы:
-
Метод балльной оценки. Сотрудник получает баллы за выполненную работу по 10 или 5-балльной шкале. В конце отчетного периода баллы складываются и анализируются.
-
Рейтинги. Руководители организации создают рейтинг сотрудников, исходя из их результативности и полезности.
Социальная эффективность управления персоналом — современный бизнес-тренд. Он объединяет в себе поиск и применение талантов сотрудников, раскрытие их потенциала, обучение, развитие и создание системы наставничества.
HR на заметку
Стать ролевой моделью lifelong learning и научиться влиять на уровень эффективности социального управления поможет современное онлайн-обучение. Например, курс «HR-академия», состоящий из десяти востребованных модулей.