Елена Лимонова, эксперт по подбору, оценке и развитию персонала — о стратегии поиска вакансий во время кризиса и секретах составления резюме. Основные тезисы прямого эфира.
Для начала определите, на какую позицию вы претендуете: управленческую или экспертную, а также, кто в данный момент определяет правила игры на рынке — работодатели или соискатели. О поиске работы нужно говорить с точки зрения «продажи себя» — научитесь продавать свою экспертизу, работу и не скромничайте в этом вопросе. На рынке труда вы продукт, для продвижения которого можно использовать стратегию 4P:
-
Product — ваш опыт, репутация, проекты. Опишите их в резюме.
-
Promotion и Place — продвижение, дистрибуция. Покажите свой опыт при помощи разных каналов продвижения.
- Price — ваша стоимость на рынке труда.
Резюме
Пока вы не упаковали себя как продукт, на рынке труда о вас никто не знает. Такой упаковкой станет резюме, соответствующее искомой должности. Подготовка этого документа требует времени. Бывает, что хороший эксперт не может правильно «упаковывать» себя в резюме.
- Не указывайте все места работы (если их много) — только несколько последних, или те, что относятся к нужной должности.
- Объем резюме — одна-две страницы. Расскажите о профильном и специализированном образовании, владении языками. Опыт работы лучше «упаковать» в одну страницу — чтение резюме занимает у рекрутеров не более одной минуты. За это время они успевают проанализировать информацию о работодателях и задачах, которые выполнял соискатель, сравнить, похожи ли они они на текущие обязанности, понять, насколько доступно и системно кандидат описывает свой опыт работы.
- Не пишите историю своей жизни, а оцифруйте свои достижения. Это, конечно, проще сделать тем, кто работает в коммерческом блоке — коммерсантам, менеджерам по продажам. Но и другие специалисты — из бэк-офиса, директора по маркетингу, по персоналу, эксперты по тендерам и даже линейные сотрудники — могут найти в своей работе задачи, поддающиеся оцифровке. Сколько вакансий вы закрыли в год, сколько денег компании вы сэкономили, какие еще достижения у вас были — если в конце любой фразы в резюме вы ставите цифру, это всегда привлекает внимание и говорит в пользу вашей системности, поддерживает интерес к вам, как к кандидату.
- Также в резюме должны быть важные детали, о которых иногда забывают. Например, рекомендации с прошлых мест работы. Это может быть бывший руководитель, коллега или даже клиент. Его телефон, конечно, указывать не стоит, а вот его статус в компании, ФИО — вполне можно. Даже если он уже уволился, но ему есть, что сказать о вас. Хорошо, если в резюме есть пара таких людей.
- Важный момент, которым многие пренебрегают: набор и уровень развития личностных компетенций и навыков по отношению к должности. Например, опытному управленцу вместо «коммуникабельность, стрессоустойчивость, обучаемость» лучше написать «организация работы удаленной команды, антикризисное управление, умение вести переговоры на уровне первых лиц, управление бюджетом, опыт открытия филиальной сети”. Если время от времени вы меняете работу, проводите ревизию своего резюме и сверяйтесь с текущим статусом. Если вы студент на стадии поиска первой работы, напишите «обучаюсь». Если вы эксперт в какой-то отрасли, напишите «имею опыт работы в отрасли с такого-то года».
- Фотография увеличивает процент просмотра вашего резюме на 30%. Она должна быть актуальной и, желательно, без большого количества фильтров. Лучше использовать фото не в полный рост, а чуть больше по размеру, чем на паспорт. Идеальный вариант — фотосессия в деловом стиле. В своей практике я сталкивалась со снимками с домашними животными, детьми, со свадьбы, с бокалами в резюме. Это недопустимо.
- Будьте внимательны даже к адресу электронной почты: drakosha@почта.ру тоже выдает уровень серьезности в поиске работы.
Продвижение
Искать работу можно не только на карьерных сайтах. Соцсети — мощный инструмент продвижения, формирования персонального бренда и поиска работы или кандидатов. Посмотрите свежим взглядом на свои странички в соцсетях: продают ли они вас как эксперта, можно ли по ним составить мнение о вашем профессионализме? На какие группы вы подписаны, кто у вас в фолловерах и друзьях?
Помните: если вас не знает отрасль, то вас в этой отрасли нет. Старайтесь делать публикации в отраслевых медиа, размещайте ссылки на них в своих соцсетях — это добавит очков в поиске работы. Многие крупные издания бесплатно публикуют кейсы от практиков, нужно просто сформулировать часть работы, в которой вы участвовали. Чем больше о вас говорят в отрасли, публикуют ваших статей, тем больше шансов найти работу.
Нетворкинг на профильных конференциях. Да, работая в условиях пандемии, приходится полагаться на онлайн-мероприятия, но их проходит достаточно. Используйте свои контакты — общайтесь, подписывайтесь друг на друга, это позволит порекомендовать себя и найти работу.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Сколько денег просить
Финальный этап — price, определение вашей стоимости. Будьте в рынке, не завышайте цену. Будущий работодатель не должен предлагать вам зарплату выше на 20% среднерыночной. С другой стороны, не нужно думать, что, сильно скинув стоимость, вы выиграете в этой конкуренции. Демпинг вызывает еще большие подозрения.
Чтобы понять уровень зарплат для вашей позиции, проведите небольшой анализ — оцените, сколько за аналогичную работу предлагают работодатели на крупных работных сайтах. И далее, приготовившись морально к торгу с работодателем, обсуждайте четкую фиксированную часть зарплаты и какую-то переменную (ежемесячный бонус, квартальная премия).
Переменную часть платят за результат — зарабатываете (или экономите) ли вы деньги для бизнеса. Конечно, есть должности, которые трудно оцифровать, например, сложно сформировать KPI кадровику, ведь непонятно, как он влияет на бизнес. В этом случае критериями эффективности могут стать отсутствие ошибок (или их лимит), объем сотрудников в компании и их норма на одного кадровика. Курирование дополнительных сотрудников станет поводом для кадровика говорить с руководителем о повышении зарплаты — ведь этой займет дополнительное время работы. Желательно такой разговор инициировать самому. Гарантированный фикс неизменен, но на доходную, премиальную часть вы можете сами повлиять.
Запомнить
Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, нужно постоянное самообучение и саморазвитие. Обращайте внимание на профессии, которые набирают обороты, — ведь рынок не статичен, существуют отмирающие специальности (например, рядовой бухгалтер, базовый аналитик). Любая профессия, в основе которой содержится алгоритм) довольно быстро будет замещена искусственным интеллектом. Оцените участки своей работы, на которых не задействуются ваши талант, личные качества, где есть повторяющиеся алгоритмы и процедуры. Скорее всего, эта часть вашей профессии скоро уйдет, а участки, на которых нужны креатив, работа в команде, компетенции, останутся востребованными.
Поэтому при поиске работы опирайтесь на текущую ситуацию, подчеркивайте экспертность нетворкингом, соцсетями. Также смотрите в будущее, формируйте личную карьерную стратегию: можете ли вы освоить смежную профессию, кем будете в 50, возможен ли для вас фриланс, проектная работа.
Поиск работы — большой труд. Для успеха нужно мыслить стратегически, возможно, посоветоваться с карьерным консультантом, и сделать ставку на свои сильные стороны.