Что такое скаффолдинг в обучении

О теории «строительных лесов» в образовании: как дать учащемуся ровно столько поддержки, сколько требуется, и простимулировать его к развитию.
487

Скаффолдинг (от англ. Scaffolding, строительные леса) — это образовательная теория, основанная на способности учащихся усваивать информацию с помощью того, кто лучше знает тему.

Преподаватели, которые знакомят своих учеников с новым материалом, обычно видят, когда тем требуется дополнительная помощь для понимания и освоения информации. По мере того как учащийся обретает уверенность в знаниях, помощь преподавателя уменьшается (постепенно снимается часть «лесов»), и студент выполняет большую часть работы самостоятельно. Учитель продолжает снимать части конструкции «лесов» до тех пор, пока учащийся, наконец, не освоит содержание и не перестанет совершенно в них нуждаться.

При правильном использовании скаффолдинг помогает студентам изучать контент, который они не смогли бы освоить самостоятельно.

Содержание:

Скаффолдинг как образовательная теория

Преимущества скаффолдинга

Скаффолдинг и корпоративное обучение

Скаффолдинг как образовательная теория

Скаффолдинг, постепенно завоевывающий мир образования, на самом деле, понятие не новое. Его принципы основываются на теории советского психолога Льва Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка. Согласно теории Выготского, ЗБР — это «область не созревших, но созревающих процессов», задачи, с которыми ребенок на этом этапе развития не способен справиться самостоятельно, однако вполне может научиться постепенно их выполнять с помощью взрослых.

ЗБР можно представить в виде концентрических кругов:

Зона потенциального развития

  • Самый маленький круг — это то, чему ученик может научиться самостоятельно. 

  • Круг, окружающий меньший, демонстрирует навыки, которые ученик способен освоить с помощью педагога.

  • Зона потенциального развития представляет навыки, которые ученик может освоить в принципе. Она ограничена его способностями, желаниями, продолжительностью жизни и другими факторами.

Преимущества скаффолдинга

Вовлекает учащихся в процесс: этот метод обучения приветствует работу учащихся в парах и небольших группах, чтобы расширить понимание материала. Таким образом, слушатели и преподаватели могут взаимодействовать и более активно работать с контентом, чем если бы работа проводилась поодиночке.

Стимулирует к развитию: скаффолдинг побуждает слушателей узнавать материал за пределами имеющихся знаний по теме с помощью других. Это позволяет изучать контент, который в противном случае ученику было бы трудно или невозможно освоить самостоятельно.

Дает возможность добиться успеха: скаффолдинг повышает вероятность достижения учебных целей. Задача преподавателя — дать подробные объяснения по выполнению задачи и работать вместе со слушателями, пока они осваивают материал, а затем «отпустить их в самостоятельное плавание».

Обеспечивает дифференцированное обучение. Это очень важный аспект скаффолдинга. В небольших классах учителя могут определить ЗБР каждого ученика и на основе этой информации индивидуально адаптировать формат обучения. Таким образом, можно избежать как ситуации, когда материал слишком сложен для студента, так и ситуации, когда он слишком прост и человек ничему не учится.

Скаффолдинг и корпоративное обучение

Преподаватель РШУ Елизавета Ефремова обращает внимание на то, что в корпоративном обучении скаффолдинг может оказаться более успешной стратегией, чем часто применяемый цикл Дэвида Колба:«Цикл обучения Колба, который включает в себя четыре стадии — конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактное концептуализирование и активное экспериментирование, — не всегда является наиболее эффективным в корпоративной среде. Иногда тренинги, основанные на модели Колба, могут приобретать скорее развлекательно-мотивационный характер, не в полной мере способствуя реальному усвоению навыков или знаний, необходимых для работы.

В контексте корпоративного и взрослого образования, особенно при необходимости быстро ввести сотрудников в новую деятельность и оптимизировать время обучения, переосмысление традиционных педагогических принципов и их адаптация к современным условиям могут оказать значительное влияние на эффективность учебных программ. Объединение исторических концепций с понятием скаффолдинга и другими современными подходами открывает новые возможности для разработки образовательных стратегий, актуальных для взрослых обучающихся».

Как использовать скаффолдинг в учебном процессе

Выбирайте задания, соответствующие целям учебной программы и потребностям слушателей.

  • Позвольте учащимся определить собственные учебные цели, исходя из их текущей зоны ближайшего развития, — это может повысить их мотивацию.

  • Используйте различные учебные пособия, чтобы «провести» студентов через учебный материал: помогайте им формулировать вопросы, рисовать диаграммы и обсуждать контент, чтобы помочь сформировать связь между тем, что они изучают, и тем, что им уже известно.

  • Поощряйте слушателей меньше обращаться за учебной поддержкой по мере усвоения нового контента, чтобы они могли выполнять работу самостоятельно.

Как это работает: этапы обучения в рамках скаффолдинга

«Я делаю»: этап объяснения материала. На первом этапе учитель объясняет классу новый материал и дает инструкции по выполнению задач. Затем учитель и ученик моделируют правильное выполнение работы. На этапе «Я делаю» ученик в основном является пассивным наблюдателем и смотрит, как учитель демонстрирует выполнение задачи.

«Мы делаем»: совместная демонстрация и практика под руководством педагога. На втором этапе «мы делаем», преподаватель передает ученикам больше ответственности за их собственное обучение. Преподаватель уделяет больше внимания практике того, чему он только что научил слушателей.

Этот этап может начаться с общей демонстрации, когда педагог показывает учащимся еще один пример и просит их выполнить задачу вместе с ним. Они вместе работают над ней шаг за шагом, чтобы каждый ученик в итоге уяснил, как выполнять работу самостоятельно. «Мы делаем» также может начинаться с практики под руководством учителя, когда тот задает студентам несколько практических вопросов, и те работают в небольших группах, в то время как педагог помогает ученикам индивидуально по мере необходимости.

«Ты делаешь»: самостоятельная практика. После того как учащиеся продемонстрировали свою способность работать в небольших группах и выполнять задания, получая меньше помощи от учителя, мы переходим к заключительному этапу процесса постепенного демонтажа «строительных лесов».

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Третий этап дает учащимся возможность выполнить работу самостоятельно. Это позволяет педагогам оценить, какие ученики усвоили контент, а кому может потребоваться дополнительная индивидуальная помощь, прежде чем они смогут перейти к новому, более сложному материалу. Учитель может провести небольшую проверку того, как усвоена информация — попросить слушателей подвести итоги обучения или решить небольшой тест по материалам урока.

Скаффолдинг и стратегия завершения

Один из наиболее эффективных подходов к скаффолдингу — стратегия завершения: учащиеся сначала изучают кейс-стади, затем работают над задачами на завершение и, наконец, выполняют обычные задачи.

Кейс-стади — это задачи на завершение с полностью заданным решением, в то время как обычные задачи — это задачи на завершение без заданного решения. Образец использования этого подхода приводится в книге «Десять шагов комплексного обучения» Йеруна Дж. Г. ван Мариенбора и Пола А. Киршнера на примере программы вводного курса компьютерного программирования.

Пример использования скаффолдинга в классе с использованием стратегии завершения:

  1. Начало обучения: студенты изучали, оценивали и тестировали существующее ПО, чтобы усвоить стереотипные шаблоны кода, используемые в компьютерных программах.

  2. Постепенно студентам поручали разрабатывать все более и более крупные участки компьютерных программ. Задачи на завершение были динамически построены таким образом, что студентам давалась частично готовая программа, состоящая из шаблонов, пока еще без когнитивных схем, и в их задачу входило завершить разработку этой программы с помощью шаблонов, полезные схемы для которых они уже освоили.

  3. Наконец, в качестве последней стадии подготовки, от студентов требовалось самостоятельно разработать компьютерную программу с нуля.

Скаффолдинг, завоевав популярность за океаном, возвращается и к нам.

Елизавета Ефремова отмечает, что он «…позволяет не только эффективно передавать необходимые знания и навыки, но и способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и способности к самостоятельному решению
проблем — качеств, особенно ценных в современном динамичном бизнес-окружении. Переосмысление старых моделей в новых условиях позволяет найти эффективные приемы и подходы, соответствующие специфике современного взрослого образования и корпоративного обучения».

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!