Обзор книги: «Десять шагов комплексного обучения. Четырехкомпонентная модель дизайна обучения»

Обзор книги: «Десять шагов комплексного обучения. Четырехкомпонентная модель дизайна обучения»

В отличие от традиционного, фрагментарного, образования, комплексное обучение нацелено на получение комплексных знаний — оно помогает соединить их с навыками и установками в одну богатую взаимосвязанную базу. В итоге ваши сотрудники, столкнувшись с незнакомыми ситуациями, не окажутся в ловушке разрозненных знаний, а смогут единовременно активировать множество различных видов навыков и найти эффективное решение. Учебные задачи, поддерживающая информация, процедурная информация и частичная практика — вот основы четырехкомпонентной модели дизайна обучения, незаменимой для непрерывного образования XXI века.
868

Книга «Десять шагов комплексного обучения: Четырехкомпонентная модель дизайна обучения»¹, подготовленная к изданию экспертами Skillbox, предназначена как для специалистов в области дизайна обучения, так и для студентов, но будет полезна и всем тем, кому постоянно приходится осваивать новые навыки — а в наши дни это касается вообще всех занятых на рынке труда.

Содержание:

Фрагментация знаний и важность комплексного обучения

Комплексное обучение

Структура «Десяти шагов»

Десять шагов, индивидуальные траектории обучения и самонаправленное обучение

Международное признание

Книга во всей полноте раскрывает суть и структуру четырехкомпонентной модели дизайна обучения: она поможет выстроить любой курс в формате этой концепции, помогающей с успехом разрабатывать учебные программы для комплексного обучения. В нашем быстро меняющемся высокотехнологичном обществе, идти в ногу с которым можно, только непрерывно обучаясь, эта книга приобретает особую ценность. С ее помощью можно создать любую программу — от курсов кулинарного мастерства или владения Excel до программ обучения макроэкономике.

Вопросы, на которые призвана ответить четырехкомпонентная модель дизайна обучения (модель 4С/ID):

  1. Как определить, какие навыки учащийся должен освоить прежде всего?

  2. Как научить студента экстраполировать полученные навыки на реальные рабочие задачи?

  3. Как выстроить обучение так, чтобы учащийся мог применять свои навыки комплексно?

  4. Как выстроить процесс обучения, чтобы навыки оставались в долгосрочной памяти студента (т.н. выстраивание когнитивной нагрузки)?

  5. Как выявлять типичные ошибки и устранять их?

  6. Как обеспечить правильный уровень наставничества — достаточный на начальном этапе и постепенно угасающий по мере усвоения учащимся материала (скаффолдинг)?

Фрагментация знаний и важность комплексного обучения

Основным приемом традиционных моделей обучения привычно была фрагментация — дробление целого на мелкие и изолированные части (запомнить факт, применить процедуру, освоить концепцию и т. д.). В младших классах детям на уроке математики объясняют, что можно вычесть только из большего числа меньшее, и только в средних классах вводят понятие отрицательных чисел и так далее). Под каждую отдельную цель выбирались свои методы обучения (заучивание, отработка навыков, решение задач). Таким образом, единовременно ученик мог научиться только одному базовому навыку — или же крайне ограниченному их числу. Новые базовые навыки добавлялись постепенно, и только в самом конце обучения учащийся мог отработать сложный навык целиком.

Но ведь большинство профессий предполагают, что работнику придется решать множество различных задач и разбираться со сложными взаимодействиями внутри них и между ними, а значит, ему потребуются серьезные умения применять полученные навыки одновременно и связывать их воедино. Однако при фрагментарном подходе у студентов не вырабатывается способность соединять отдельные части своих знаний и навыков, чтобы принимать решения в реальных ситуациях. В настоящее время в этом и заключается главная и насущная проблема образования.

Комплексное обучение

На смену фрагментарному образованию должно прийти комплексное — предполагающее синтез знаний, навыков и установок, взаимодействие качественно разных навыков и перенос полученных компетенций на повседневную жизнь и работу.

В наши дни меняются сами рабочие места — и не только потому, что для работы требуются новые навыки, но и в связи с тем, что данные, нужные для ее выполнения, очень быстро устаревают. К примеру, врачи-терапевты теперь не только занимаются собственно медицинскими аспектами здоровья пациентов. Им приходится осваивать множество новых препаратов, инструментов и методов лечения, а еще — регистрировать пациентов, разбираться в тонкостях функционирования медицинского страхования, сталкиваться со сбором конфиденциальной информации, обучаться психологии работы с пациентами и т. д. Бухгалтеры вынуждены учится ежедневно, так как постоянно вносятся изменения в законодательство, появляются новые компьютерные программы, меняются правила заполнения документов.

Поэтому требования к кадрам все время усложняются — сотрудники должны гибко адаптироваться к постоянным изменениям, а работодатели ждут от них умения принимать решения и творческого подхода к задачам. Поэтому образование должно обеспечивать студентов учебными заданиями, основанными на реальных кейсах, встречающихся в повседневной практике.

Структура «Десяти шагов»

Главная мысль универсальной четырехкомпонентной модели обучения и «Десяти шагов», которые помогут выстроить любую программу обучения в любой сфере, звучит так: планы образовательных программ комплексного обучения всегда можно описать с помощью четырех основных элементов, а именно:

  • А. Учебные задачи.

  • Б. Поддерживающая информация.

  • В. Процедурная информация.

  • Г. Частичная практика.

А. Учебные задачи

Целостные задачи, основанные на ситуациях из реальной жизни. Они нужны для объединения знаний и навыков. Для учебных задач характерна высокая вариативность, что позволяет студентам обобщать полученный опыт и не зависеть от конкретных деталей. Задания распределены по уровням — от простого к сложному; на каждом новом уровне поддержка учащегося снижается.

Б. Поддерживающая информация

Данные, полезные для получения навыков и выполнения учебных задач: они помогают справляться с проблемами, обосновывать и принимать решения. Они описывают, как устроена область и как в ее рамках должны решаться проблемы.

Поддерживающая информация всегда разрабатывается для каждого класса задач отдельно. Она связывает уже известное учащимся с тем, что требуется знать, чтобы успешно справляться с задачами. Может быть представлена в виде когнитивных стратегий или ментальных моделей и подаваться в виде мультимедиа, гипермедиа, эпистемических игр и др.

В. Процедурная информация

Данные, необходимые для изучения и выполнения рутинных аспектов учебных задач — то есть тех, которые всегда выполняются одинаково. Это инструкция, которая должна быть предоставлена, когда учащиеся в ней нуждаются; по мере приобретения опыта необходимость в ней исчезает.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Примером могут служить инструкции по измерению давления, которые учат студентов-медиков правильно осматривать пациентов.

Г. Частичная практика

Практические задачи, которые помогают студентам достичь автоматизма при выполнении рутинных сторон задач. Например, хирурги много времени учатся делать надрезы и зашивать раны, чтобы во время операций эти действия совершались ими с наибольшим уровнем автоматизма; пилоты самолетов отрабатывают навыки пилотирования на специальных тренажерах и так далее.

Частичная практика подразумевает множество повторов, но начинать ее следует только после того, как рутинный аспект, о котором идет речь, вставлен в контекст целостной учебной задачи, то есть когда определено его значение для целого и иерархия значимости.

Структуру десяти шагов можно кратко представить в виде таблицы:

А. Учебные задачи

1. Разработка учебных задач
2. Определение критериев оценки эффективности обучения
3. Создание последовательности задач



Б. Поддерживающая информация

4. Разработка поддерживающей информации
5. Анализ когнитивных стратегий
6. Анализ ментальных моделей



В. Процедурная информация

7. Разработка процедурной информации
8. Анализ когнитивных правил
9. Анализ предварительных знаний



Г. Частичная практика

10. Разработка частичной практики

Десять шагов, индивидуальные траектории обучения и самонаправленное обучение

Прежде всего «Десять шагов» направлены на обучение сложным навыкам и профессиональным компетенциям в конкретных сферах деятельности. Но они также прекрасно подходят для обучения и более общим навыкам, например, выбору заданий, информационной грамотности и осознанности обучения.

При самостоятельном освоении курсов студенты научатся выбирать для себя задания, наиболее соответствующие их нуждам. Регулярно оценивая эффективность своих знаний, они смогут создавать индивидуальные траектории обучения — в собственном темпе — это касается, например, современных курсов иностранных языков онлайн, обучения различным профессиям в сфере ИТ и многих других. Также учащиеся овладеют навыками саморегулируемого и самонаправленного обучения и другими навыками мышления XXI века, что особенно актуально в эпоху непрерывного образования.

Международное признание

Модель 4С/ID уже на протяжении нескольких десятилетий используется в международной практике и подтвердила свою действенность. Книга станет неоценимым пособием для разработки курсов, учебных программ и платформ комплексного обучения любой направленности в соответствии с последними достижениями дизайна обучения.


¹Десять шагов комплексного обучения: Четырехкомпонентная модель дизайна обучения / Йерун Дж. Г. ван Мариенбор, Пол А. Киршнер. — Пер. с англ. — Астана: Zerde Publishing, 2023.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!