Самонаправленное обучение

Почему в наши дни самонаправленное обучение сотрудников — важное конкурентное преимущество компании, зачем позволять им самостоятельно выбирать траектории развития и как мотивировать на самообучение тех, кто пока еще уклоняется от этого.
826

В наши дни самонаправленное обучение (СНО) — одна из центральных тем для многих специалистов отдела обучения и развития персонала. Менеджеры по подготовке кадров, специалисты по работе с персоналом и методисты заинтересованы в популяризации обучения на рабочих местах, поскольку оно облегчает создание сильной и жизнеспособной культуры обучения в организации. Так, по данным исследования сервисов Работа.ру и СберПодбор, 58% российских компаний инвестируют в обучение сотрудников. А 25% работников в 2022 году назвали «обучение» словом года в области карьеры.

Что такое СНО

Характеристики СНО

Преимущества внедрения СНО на рабочих местах

Как создать культуру обучения в своей организации

В этой статье мы расскажем о характеристиках и преимуществах самонаправленного обучения, а также о том, как внедрить эту модель на рабочих местах, чтобы мотивировать и вдохновить тех сотрудников, которые пока еще не стремятся к обучению или избегают его.

Что такое СНО

Взрослые обучающиеся — это зрелые, ответственные личности, которые хотят взять свое образование в собственные руки. Речь идет о естественном психологическом и когнитивном развитии, которое происходит по мере того, как люди «созревают» интеллектуально. В этом смысле понятие самонаправленного обучения является ключевым для образования взрослого человека, поскольку оно естественно проистекает из свойственных ему поведенческих характеристик.

Самонаправленное обучение включает объем знаний, которые вы хотите получить, метод обучения, а также способ оценки усвоенного материала. Оно предполагает активную роль обучающегося в выборе дидактического материала, который соответствует его потребностям в обучении.

Характеристики СНО

СНО представляет собой революционный отход от традиционного метода организованного обучения в классе. Его революционность подтверждается следующими характеристиками самообучения:

Гибкость: главная отличительная черта СНО. Обучающимся предоставлена свобода в создании системы и методики занятий. Постоянное развитие информационных и коммуникативных технологий делает обучение все более гибким.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Ответственность за обучение лежит на самом обучающемся: взрослые «студенты» видят в обучении инструмент, который поможет решить реальные проблемы, возникающие в профессиональной жизни и вне ее, связанные с профессиональными и личными обязанностями. Взрослые мотивированы на учебу в силу своего характера и сами составляют и отслеживают «маршрут» обучения.

Расширение возможностей обучающегося: СНО дает возможность «студентам» взять ответственность за свое образование на себя и вести свой «корабль» по тому маршруту, по которому им хочется. Материалы разработаны с учетом особенностей восприятия взрослых. Таким образом, обучение через опыт, который может быть с легкостью перенесен с парты на рабочее место, является главной чертой СНО. Наличие нужных инструментов и технологий, легкий доступ к контенту, а также культура обучения в организации, поощряющая СНО и облегчающая его прохождение, жизненно необходимы, чтобы стимулировать обучающихся принимать решения по построению траектории своего развития.

Преимущества внедрения СНО на рабочих местах

Существует несколько преимуществ СНО, и многие из них в конечном счете положительно отражаются на доходах компании. Вот некоторые из них:

Гибкость при выстраивании графика: согласно теории когнитивной гибкости, эффективность обучения возрастает, если сложная информация объясняется с различных точек зрения, с помощью разнообразных примеров и аналогий. Взрослые заявляют о том, что они усваивают информацию более эффективно, если самостоятельно анализируют и интернализируют материал, переключаясь между точками зрения и кейсами и пользуясь другими источниками из виртуального пространства. СНО позволяет взрослым «студентам» гибко выстраивать свой график и учиться тогда, когда им удобно.

Соответствие особенностям восприятия и обучения взрослых: СНО идеально соответствует особенностям восприятия взрослых людей, которым не нужно, чтобы преподаватель «кормил их с ложечки». Благодаря этому, у учеников не возникает сопротивления учебе; напротив, это мотивирует их стремиться к новым знаниям.

Большее соответствие нуждам обучающихся: СНО позволяет каждому заниматься в собственном ритме, изучать то, что нужно именно ему, и теми методами и средствами, которые ему нравятся. Таким образом, СНО в целом больше адаптировано под нужды обучающихся, чем любое другое образование. Кроме того, эффект от такого обучения будет еще больше, поскольку в этих условиях сотрудники мотивированы учиться на собственном опыте, применяя вновь приобретенные знания к той работе, которую они непосредственно выполняют.

Сотрудники в курсе всех последних разработок, новинок и достижений в отрасли: когда люди мотивированы на учебу и могут легко получить доступ к тем инструментам и ресурсам, которые им необходимы, чтобы составить схему собственного маршрута обучения, они быстро овладевают самой последней информацией. Сотрудники, которые следят за последними разработками и достижениями в своей отрасли, представляют ценнейший ресурс для работодателя.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах» в удобном формате EPUB
Автор — Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, специалист в сфере управления персоналом, бизнес-тренер и консультант.

Оно помогает лучше овладевать специализированными навыками: взрослые «студенты» хотят овладевать специализированными навыками, чтобы повысить свою конкурентоспособность на работе. Когда люди могут выбирать, чему именно им учиться, это становится для них сильнейшей мотивацией. Кроме того, когда сотрудники могут самостоятельно планировать график учебы, а не ждать, пока менеджер отдела обучения организует для них занятия в классах, они получают возможность овладевать новыми навыками и практиковать их намного раньше.

Сотрудники быстрее овладевают предметом (дисциплиной): когда взрослые имеют возможность учиться так, как подходит именно им, — распределяя занятия и нагрузку в соответствии со своими потребностями и опираясь на различные источники для анализа и синтеза данных, чтобы получить информацию наиболее подходящим для себя способом, уровень и качество овладения предметом возрастают.

Как создать культуру обучения в своей организации

Чтобы выжить в условиях рынка, необходимо мотивировать сотрудников на постоянное обучение и развитие. Так они станут специалистами высочайшего класса в своих областях, будут в курсе последних тенденций и разработок. Вы сможете достичь этих целей, создав в компании культуру СНО.

Как способствовать популяризации культуры СНО в компании

Поощряйте сотрудников заниматься СНО: предоставляйте информацию о его преимуществах и демонстрируйте, как они могут сами управлять процессом своего обучения.

Заручитесь поддержкой топ-менеджмента. Создайте такую рабочую среду, которая будет мотивировать на СНО и в которой обучающиеся почувствуют поддержку компании. Высшее руководство компании не только должно быть уверено в компетентности своих сотрудников и их способности организовывать учебный процесс для самих себя, но также и демонстрировать доверие, создавая для сотрудников возможности, в рамках которых они смогут достигать целей обучения.

Продемонстрируйте, что компания поддерживает культуру СНО: разрешите эксперименты, будьте терпимы к ошибкам, выделяйте часть рабочего времени для того, чтобы сотрудники могли заниматься внеплановым обучением.

Разрешите людям учиться в собственном ритме. Пусть они сами выбирают время для обучения, составляют расписание занятий и выбирают темы.

Инвестируйте в необходимые технологии. Организуйте трансляции вебинаров, проводите модули онлайн-обучения (eLearning), создавайте базы данных со ссылками, чтобы желающие учиться имели беспрепятственный доступ к ресурсам.

Выстройте полноценную и разветвленную учебную инфраструктуру, предоставляя доступ к последним новинкам в сфере мобильных, облачных и социальных технологий. Современные обучающие платформы позволят разместить учебный контент различного плана, обеспечат беспрепятственное обновление информации и дадут «студентам» эффективно управлять своим обучением.

Научите сотрудников пользоваться цифровыми инструментами и технологиями, облегчающими процесс самообразования и познания.

Собирайте от «студентов» обратную связь касательно того, как еще можно улучшить процесс самообучения.

Создавайте платформы, на которых сотрудники смогут общаться друг с другом, обмениваться ресурсами и рассказывать о своем опыте обучения.

Составьте библиотеку ресурсов: соберите на одной платформе множество ресурсов из разных мест и предоставьте сотрудникам беспрепятственный доступ.

Создание культуры самонаправленного обучения в компании не только даст возможность вашим работникам совершенствовать свои навыки и повысить производительность, но также поможет оптимизировать инвестиции в обучение и повышение квалификации. В бизнес-среде, где «не знать» означает проиграть конкурентам, компаниям не следует более игнорировать преимущества СНО на рабочем месте.

При подготовке статьи были использованы материалы сайта shiftelearning.com


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!