Бизнес-образование в России: с чего все начиналось

Бизнес-образование в России: с чего все начиналось

Русская культура ведения бизнеса во многом отличается от мировых практик. У нас каждая встреча начинается с приветствия и рукопожатия. При этом к собеседнику обращаются обычно по имени-отчеству и, отвечая на вопрос «Как дела?», говорят о реальном положении дел. Но каким был путь к сегодняшним нормам? Что повлияло на формирование бизнес-традиций? Ответы на эти вопросы позволяют заглянуть в историю российского бизнес-образования начиная с эпохи Петра Великого, и оценить ее влияние на современные аспекты бизнеса.
3291

Обучение коммерции в России складывалось из многих этапов, связанных с противоречивостью экономического развития, политикой государства и отношением предпринимателей к профессиональному обучению. До появления первых государственных учебных заведений в России бизнес-образование длительное время носило наставнический характер. К примеру, родители, работая вместе с детьми, рассказывали им сначала основы, а затем нюансы профессии. То есть опыт передавался по наследству. 

Трудности в закреплении навыков были связаны с неустойчивостью торговых капиталов, поэтому особое значение уделялось развитию деловых качеств молодых людей, их способностей, сноровки. Несостоятельные купцы отдавали своих детей в чужие семьи на несколько лет. Там молодое поколение овладевало навыками различных форм торговли, училось выяснять конъюнктуру рынка, цену товара, рассчитывать издержки и прибыль. Интересно, что эта практика напоминает современное обучение за рубежом, при котором студенты отправляются жить в семьи носителей языка, чтобы усовершенствовать свои знания.

Содержание:

Период реформ Петра Первого

Острая потребность дореволюционной России в экономистах

Экономическое образование в Советском Союзе

Современные традиции бизнес-образования в России

Период реформ Петра Первого

Бизнес-образование в современном понимании этого слова началось только в период реформ Петра Первого. Он создал Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, которые содействовали промышленному развитию, предоставляя различные привилегии, контролируя производство и торговлю, а также обучая мастеров.

Благодаря работе коллегий, появилось понимание необходимости глубоких знаний в коммерции. Большинство объединений создавалось не по острой необходимости, а потому что хотелось перенять еще что-то у Запада. В 1721 году было решено послать в Италию и Испанию 12 человек для обучения купечеству. Узкий круг учеников объяснялся тем, что в середине XVlll века купцы составляли всего 1,5% населения.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Следующий этап коммерческого образования наступил, когда архангельские купцы, занимающиеся внешней торговлей, обратили внимание на недостатки в знании «коммерческого искусства», а именно: географии, арифметики, бухгалтерии, иностранных языков. Поэтому в 1772 году, намного раньше чем в Западной Европе, в Москве при воспитательном доме было создано первое в России коммерческое училище. Деньги на эти цели пожертвовал П.А. Демидов — представитель знаменитого рода промышленников Демидовых, получивших дворянство по указу Петра Первого. Выпускники училища направлялись на практику за границу в коммерческие конторы. При императрице Марии Федоровне училище было переведено в Санкт-Петербург, и еще долгое время оставалось единственным в России.

Острая потребность дореволюционной России в экономистах

Россия в конце XlX века переживала мощный экономический рост. Будучи еще недавно аграрной страной, Российская империя стремительно развивалась, занимая лидирующие позиции в мире по показателям экономики. Многие государства ожидали, что Россию в ближайшее время будет уже не догнать по уровню экономических процессов. Однако стремительный рост промышленности требовал наличия квалифицированных кадров, которых как раз серьезно не хватало. 

Дело в том, что таких специалистов, по сути, никто не готовил. Ресурсы в сфере экономического образования ограничивались шестью учебными заведениями в крупных городах страны. Их выпускники были каплей в море растущих потребностей в специалистах. К тому же эти заведения были среднего профессионального образования. Высшего учебного направления в сфере экономики в то время не существовало. Так как государство не могло решить эту проблему самостоятельно в сжатые сроки, оно призвало на помощь предпринимателей, разрешив им самостоятельно открывать высшие учебные заведения. 

Реакция русских предпринимателей была мгновенной: они стали открывать коммерческие учебные заведения одно за другим. Например, так был открыт Плехановский институт, основанный потомственным Московским купцом А.С. Вишняковым. Кстати, по его инициативе была создана общественная некоммерческая организация Московских предпринимателей, которые своей основной целью ставили развитие и продвижение экономического образования. В эту организацию вошли крупные промышленники и предприниматели: Рябушинский, Третьяков, Мамонтов, Богау, Найденов и другие. Они сыграли существенную роль в развитии бизнес-образования, инвестируя в учебные заведения и инициируя создание новых образовательных программ. 

Экономическое образование в Советском Союзе

С приходом советской власти страна вошла в период госплана и централизации экономики. Бизнес как таковой был уничтожен, образование — перепрофилировано под нужды плановой экономики, с акцентом на технические и профессиональные специальности. Но бизнес-образование не исчезло полностью. Имена таких ученых, как создатель линейного программирования Леонид Канторович, и Виктор Глушков — гений советской кибернетики, стали символами советского экономического образования и науки. Глушков и Канторович внесли значительный вклад в развитие экономической теории, за что последний в 1975 году даже получил Нобелевскую премию по экономике.

С появлением новых экономических изменений и начала Перестройки возникла необходимость в знаниях менеджмента и бизнеса. В 1988 году на базе Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы была открыта первая программа МВА в стране. Позже, в 1991 году, в Москве основали Российскую экономическую школу (РЭШ), которая стала одной из первых частных образовательных организаций в сфере высшего образования после распада Советского Союза.

Современные традиции бизнес-образования в России

Сегодня бизнес-образование в России соответствует мировым стандартам и постоянно преобразуется, чтобы идти в ногу с изменяющимся экономическими трендами. Многие российские бизнес-школы имеют аккредитацию от ведущих международных организаций и регулярно фигурируют в рейтингах. Традиции бизнес-образования в России и дальше продолжают эволюционировать, сочетая традиции и современные бизнес-тенденции.

В России работает более сотни бизнес-школ и факультетов, где обучаются сотни тысяч студентов. Сегодня такое образование более чем когда-либо важно для формирования будущего страны — учебные заведения привлекают и обучают талантливых и предприимчивых людей, способных выбрать путь предпринимателя и привести страну к новым успехам. Одна из таких школ — РШУ. Мы предлагаем линейку программ MBA, первыми на российском рынке разработали и внедрили формат Mini MBA — альтернативу классическому MBA.

РШУ — универсальная бизнес-школа. Мы предлагаем качественное образование как для бизнеса, так и для специалистов различного уровня — от начинающих до топ-менеджеров компаний. 

Мы храним традиции и поддерживаем современные тренды в образовании. РШУ сегодня — это более 150 000 выпускников, свыше 20 направлений обучения и 1500 курсов, 1300 преподавателей-практиков. Наша миссия — помогать развивать бизнес и карьеру: сотрудник поднимает уровень профессионализма, менеджер оттачивает управленческие навыки, а владелец компании усиливает компетенции команды. 

Мы даем специальные отраслевые знания. Наши курсы — инструмент для изменений и роста. Все программы РШУ построены на практическом опыте российских и зарубежных компаний, их можно применять в работе сразу после окончания курса.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!