Что не так с бизнес-образованием в России

Что не так с бизнес-образованием в России

Четыре мифа об отечественных программах MBA
861

Во многих странах рынок бизнес-образования уже вошел в зрелую стадию. Работодатели уверены в качестве знаний выпускников, а студенты понимают, во что они инвестируют и какие результаты получат. 

В турбулентных условиях российской экономики статус бизнес-школ до сих пор меняется. Нечеткое позиционирование приводит к тому, что многие менеджеры среднего звена покупают программы преждевременно. В массовом сознании MBA до сих пор воспринимается либо как гарантированный карьерный лифт, либо как неэффективный инструмент. Детальный сбор информации перед поступлением поможет разобраться со стереотипами, выбрать подходящую программу и сформировать релевантные ожидания от обучения.

Миф 1: Бизнес-образование — это только теория

Эксперты рынка российского образования уже не первый год обсуждают несоответствие учебных программ реальным запросам рынка. Эта проблема стимулировала развитие партнерских проектов между вузами и крупными компаниями, благодаря которым подготовка будущих кадров в реальных условиях может вестись уже с первого курса.

Бизнес-образование также трансформируется под современные реалии. Этот сегмент быстрее остальных может реагировать на изменения и экспериментировать с форматами, так как в учебных планах нет жестких ограничений, а среди студентов — состоявшиеся в профессии люди. Они стремятся к топовым позициям в корпорациях, поэтому умеют работать в условиях изменений. Подготовка менеджеров такого уровня предусматривает работу с личным опытом участников, которым они готовы делиться с сокурсниками. Поэтому инвестирующий в MBA человек должен быть уверен, что у него здесь и сейчас есть практические задачи, которые он сможет решить благодаря новым знаниям. А также полномочия и ресурсы на такие действия в рамках той ступени карьерного развития, на которой он находится.

Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС и президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) отмечает, что если какое-то время назад в бизнес-школах делали упор на развитие soft skills (гибких управленческих навыков), то сегодня растет процент «хардовых дисциплин» (hard skills, твердых навыков). Современные сбалансированные программы — реакция на бурный рост ИТ-индустрии и больших данных. Сегодня менеджерам, претендующим на высшие должности в крупных компаниях, необходимо быть не только хорошими управленцами и финансистами, но и обладать соответствующей технической подготовкой.

Такой подход стимулирует развитие рынка бизнес-образования. В 2021 году его объем вырос на 15% и составил 6,2 млрд руб.

Миф 2: Западные стандарты MBA неприменимы к российским реалиям

Попытки адаптировать советскую систему повышения квалификации управленцев под новую рыночную экономику в эпоху перестройки оказались неудачными. Пустующую нишу заполнили западные программы MBA, которые пользовались большой популярностью среди амбициозных молодых людей. В контексте открывающихся в России представительств международных компаний такой диплом выглядел особо привлекательно. Эйфория схлынула: стало понятно, что методы преподавания международных тренеров и звездных коучей не отвечают российскому менталитету, а западный подход к ведению бизнеса не всегда применим к российским деловым реалиям. Репутация бизнес-образования была испорчена.

Однако нехватка высококвалифицированных управленцев на рынке осталась. Тогда степень MBA стали практиковать отечественные вузы на базе собственных кафедр экономики. Однако потребовалось еще некоторое время, чтобы скорректировать и наполнить практикой учебные программы и подобрать преподавателей нового поколения, к которым в сегменте бизнес-образования предъявляются особые требования. Кроме широкого академического кругозора, харизматичный лектор должен владеть инструментами мотивации, быть ментором и рассказывать кейсы по менеджменту, стратегии и финансам из собственной практики.

МВА №1 специально для В2В и обучения руководителей
35+ специализаций обучения, практические курсы с прямыми эфирами, встречами
и обратной связью. Сделайте рывок в бизнесе или карьере и получите современные управленческие и профессиональные компетенции в одной из ведущих
бизнес-школ России!

Сегодня в РАБО входят порядка 100 бизнес-школ. И многие из них преподают программу, разработанную специально для турбулентных условий отечественной экономики, дополняя ее выступления мастер-классами зарубежных звездных практиков и тренеров.

По словам предпринимателя Игоря Рыбакова, среди студентов MBA востребованы такие компетенции, как «выживание» в любых обстоятельствах, осознание собственных пределов возможностей, умение отказаться от неоправданного риска.

Согласно опросам экспертного портала «МВА в Москве и России», 86% выпускников бизнес-школ отметили рост дохода после обучения, а 66,7% слушателей приобрели очень хорошие профессиональные связи, которые помогли им в дальнейшем развитии карьеры.

Миф 3: Российские программы не котируются за рубежом

Некоторые бизнес-школы, состоящие в РАБО, имеют аккредитации в ассоциациях «Тройной короны», что подтверждает мировой уровень качества и эффективности их программ.

Под термином «Тройная корона» объединены три самые авторитетные аккредитации бизнес-школ в мире из США, Великобритании и Европейского союза. Получение даже одной из этих аккредитаций — высочайшая оценка для бизнес-школы. Две «короны» подтверждают, что выпускники школы получают экспертизу международного уровня. А три «короны» собрали лишь около 1% из всех бизнес-школ в мире.

Стремиться попасть в аккредитованную на международном уровне школу необходимо для развития карьеры в зарубежных компаниях. Для профессионального роста в России могут оказаться более релевантными отечественные программы: они дают необходимые социальные связи и навыки работы с особенностями регионов нашей страны. В таком случае позиции бизнес-школы в мировых рейтингах не так важны. При выборе учебного заведения можно ориентироваться на статус клуба выпускников, состав преподавателей, соответствие программы карьерным целям, а также на степень влияния школы на развитие бизнес-среды на уровне городов, регионов и даже всей страны.

Миф 4: Бизнес-образование заменит высшее образование и сразу гарантирует высокую должность

В 2021 году только 43% выпускников школ хотели поступать в вузы. На фоне развития технологий и формирования новой бизнес-среды многие молодые люди предпочитают получать среднее специальное образование или сразу выходить на работу, «добирая» дипломы по мере необходимости. Среди основных причин — устаревшие методички, преподаватели-теоретики, отсутствие практических знаний, плохое техническое оснащение и длительность учебного процесса.

Существует ошибочное мнение, что подход MBA может заменить классическое образование, так как он построен на инновационных методиках преподавания, практике и современных кейсах. Однако наиболее эффективными качественные бизнес-программы окажутся для людей не только с большим практическим опытом, но и с широким кругозором, стратегическим мышлением, аналитическими и учебными навыками, которые прививает классическое образование.

Сам диплом MBA не гарантирует кресло топ-менеджера и резкий рост зарплаты. Инвестиции в бизнес-образование могут окупиться у тех специалистов, которые уже имеют определенные успехи в своей отрасли и хотят получить ресурсы для качественного скачка вперед. Дополнительные знания могут усилить способности, мотивацию, а новые связи — повысить шансы в продвижении по карьерной лестнице.

Выпускники бизнес-школ отмечают, что в процессе обучения надо уделить много времени своему профессиональному позиционированию и формулировке предложения, которое будет интересно рынку. А затем придется еще несколько лет упорно работать, чтобы закрепить свое положение в бизнес-элите.

Смотрите также: О Русской Школе Управления


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!