Компетенции менеджера: ключ к эффективности бизнеса

Компетенции менеджера: ключ к эффективности бизнеса

Профессиональный рост команды напрямую зависит от компетенций лидера, его умения сопровождать сотрудников в их развитии, обеспечивать необходимыми ресурсами и поддержкой в быстро меняющемся мире
7468

Развитие управленцев в разных департаментах компании помогает создать пул квалифицированных, готовых к переменам сотрудников и топ-менеджеров, способных эффективно управлять рисками и масштабировать бизнес. Кто-то регулярно обновляет штат, делая текучесть персонала частью корпоративной стратегии, а кто-то — повышает квалификацию тех, кто уже в деле.

Содержание:

Какие компетенции нужны руководителям

Методы развития компетенций управленцев: МВА, тренинги, семинары, коучинг, менторство

Кейсы: как вырастить талантливых лидеров

Как внедрить программу развития компетенций в своей компании

Какие компетенции нужны руководителям

Эффективность бизнеса зависит от уровня развития профессиональных компетенций менеджера: обладая необходимыми навыками, руководитель способен принимать правильные решения в моменте, управлять ресурсами, мотивировать сотрудников и справляться с другими задачами. В результате бизнес становится более конкурентоспособным, устойчивым к изменениям, и приносит желаемые результаты.

Топ-10 компетенций управленца:

  1. Стратегическое мышление — способность разрабатывать краткосрочные и долгосрочные планы и стратегии, умение управлять рисками и анализировать процессы.

  2. Лидерство — способность вдохновлять, мотивировать и руководить сотрудниками, способствуя развитию их потенциала.

  3. Коммуникативные навыки — умение эффективно общаться, передавать информацию и быть убедительным как внутри организации, так и во внешней среде.

  4. Управление ресурсами — умение расставлять приоритеты, планировать и распределять ресурсы компании для достижения поставленных целей.

  5. Умение работать в команде — способность эффективно взаимодействовать с другими членами управления, строить доверительные отношения с подчиненными и достигать совместных результатов.

  6. Гибкость и адаптивность — способность быстро подстраиваться под изменения и находить возможности для роста даже в кризисных ситуациях.

  7. Организационные навыки — умение планировать свою работу и работу команды, приоритизировать задачи и достигать результата в срок.

  8. Предпринимательский инстинкт — способность видеть и воспринимать бизнес-возможности, принимать риски, быть креативным.

  9. Стресс-менеджмент — умение предотвращать стрессовые ситуации, предупреждать профессиональное выгорание как у себя, так и у команды.

  10. Эмоциональный интеллект — способность чувствовать людей, распознавать их эмоции, настроения, намерения и желания. Это помогает эффективнее управлять командой.

Кроме того, руководителю также важно быть этичным, честным, ответственным и уметь сохранять конфиденциальную информацию.

Получите чек-лист для самодиагностики управленческих компетенций c рекомендациями по их развитию

Методы развития компетенций управленцев: МВА, тренинги, семинары, коучинг, менторство

Для развития профессиональных компетенций менеджеров и топ-менеджеров существует несколько форматов:

  • Бизнес-образование, например, программы МВА (Master of Business Administration), которые помогают избежать метода проб и ошибок, научиться анализировать проблемы компаний не только в своем сегменте, а также дают понимание, что развивать компанию можно, не прибегая к изменению основных принципов управления. Подробнее о программах MBA можно узнать здесь.

  • Тренинги — формат обучения, в котором менеджеры получают знания и навыки путем взаимодействия друг с другом в различных активностях, ролевых играх и дискуссиях. Тренинги могут быть организованы как внутри компании силами HR, так и специализированными тренинговыми центрами или при участии приглашенных квалифицированных бизнес-тренеров (в индивидуальном порядке).

  • Семинары — это краткосрочный формат обучения, на котором управленцы получают новую информацию, изучают методики и лучшие практики. Семинары часто организуют на базе профессиональных ассоциаций, конференций и форумов.

  • Коучинг — индивидуальный подход, при котором менеджеры работают с профессиональным коучем для развития лидерских компетенций. Коучинг помогает менеджерам осознать свои сильные и слабые стороны, а также разработать план и определить ближайшие шаги для достижения личных и профессиональных целей.

  • Менторство — это формат, при котором руководители взаимодействуют с наставниками и получают поддержку от человека с большим опытом (даже не всегда в своей сфере).

  • Онлайн-курсы — дистанционный формат обучения, привлекательный своей доступностью, разнообразием программ и степенью вовлечения. Подробнее об онлайн-обучении писали в этой статье.

А также другие способы непрерывного обучения: чтение профессиональной литературы, участие в конференциях и вебинарах, обмен опытом с коллегами.

Кейсы: как вырастить талантливых лидеров

Человеческий ресурс — основной актив. Именно поэтому успешные компании реализуют программы развития талантов. Крупные мировые бизнесы действуют по одному правилу: чем больше вы вкладываете в сотрудников, тем больше выгоды получаете. И прежде чем создавать программу обучения в своей организации, стоит посмотреть на успешные кейсы.

Adobe

Как новые, так и действующие сотрудники на всех уровнях компании Adobe пользуются программой обратной связи Accelerate Adobe Life. Она позволяет выбирать области, в которых сотрудник хочет получить поддержку в профессиональном развитии — курсы от LinkedIn и Harvard ManageMentor с компенсацией от 1000 до 10 000 долл. Adobe подкрепляет свои программы высоким уровнем внутреннего продвижения по службе: показатель роста внутри компании составляет 33%, а годовой уровень продвижения по службе — 20%.

Delta

Авиакомпания Delta привлекла внимание в мире HR во время пандемии, поскольку добилась одного из самых низких показателей увольнений в индустрии путешествий — 5,5% — благодаря программе развития персонала и возможности роста в Delta. Учебный портал Delta iGrow — это платформа для самостоятельного обучения, с помощью которой сотрудники могут повышать свои навыки за счет планов развития карьеры, тренингов и наставничества от более опытных коллег.

Кофемания

В московской сети ресторанов «Кофемания» растят менеджеров и управляющих из талантливых линейных сотрудников — благодаря собственной «Академии сервиса» и внутреннему кадровому резерву. Например, со старта работы официанты получают не только навыки, важные для сферы обслуживания, но также изучают основы коммуникаций, лидерства и наставничества. Так Кофемания создает высококвалифицированные команды, что отражается на качестве обслуживания и показателях бизнеса, который является успешным уже более 20 лет.

Как внедрить программу развития компетенций в своей компании

Развитие компетенций менеджеров позволяет укреплять профессионализм команды. Управленцы, которые знают, как мотивировать и развивать персонал, могут создавать благоприятные условия для формирования культуры обучения в компании.

Такие сотрудники допускают меньше ошибок при выполнении собственных задач, а вместе с ними растут и их команды. Поэтому, чтобы специалисту было интересно настраивать процессы внутри компании и дальше, нужно почувствовать момент, когда его стоит не только мотивировать, но и дополнительно обучить. В этом помогают программы развития компетенций. 

Восемь шагов на пути внедрения такой программы:

  1. Определите цели и потребности компании: в соответствии со стратегией развития выявите, какие навыки и знания будут наиболее полезны для достижения целей в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  2. Оцените актуальный уровень компетенций в компании: проведите анализ существующих знаний и навыков менеджеров и определите области, в которых требуется развитие.

  3. Создайте программу развития компетенций: определите необходимые обучающие модули и методы обучения, ресурсы и бюджет для реализации программы. Возможные методы включают в себя обучение внутренними или внешними экспертами, внедрение онлайн-курсов или наставничества.

  4. Определите метрики успеха: установите параметры, на основе которых будет измеряться эффективность программы развития компетенций.

  5. Объясните ценность программы: обеспечьте четкую коммуникацию и объясните преимущества развития компетенций.

  6. Регулярно оценивайте и обновляйте программу: вносите корректировки в соответствии с потребностями и достижениями компании.

  7. Сделайте программу доступной и многоступенчатой: это поможет не только повысить общий уровень компетенций, но и понять индивидуальные пробелы в знаниях, а также создать единое видение целей и ценностей компании.

  8. Отчетность: регулярно оценивайте эффективность программы развития компетенций и давайте обратную связь сотрудникам.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!