Развитие управленцев в разных департаментах компании помогает создать пул квалифицированных, готовых к переменам сотрудников и топ-менеджеров, способных эффективно управлять рисками и масштабировать бизнес. Кто-то регулярно обновляет штат, делая текучесть персонала частью корпоративной стратегии, а кто-то — повышает квалификацию команд, преодолевая сложности, но в итоге выигрывая гонку за эффективностью. Например, авторы отчета 2023 Leadership Development Report: Ready for Anything (Harvard Business Publishing) отмечают, что специалисты по обучению и развитию в контексте развития топ-менеджмента столкнутся с четырьмя основными вызовами:
-
Нужно научить руководителей готовности к постоянным изменениям и сбоям, чтобы они могли эффективно планировать и взаимодействовать с хаотичной, непредсказуемой и постоянно меняющейся средой, руководить своими командами, быть энергичными и готовыми к решению задач.
-
Повысить их техническую и цифровую грамотность для использования передовых технологий в их функциональных областях.
-
«Гуманизировать» лидеров: несмотря на то, что внимание к технологиям растет, управленцы по-прежнему руководят людьми. Нужно продолжать работу над дальнейшим совершенствованием навыков межличностного общения, налаживании более тесных контактов с членами команды.
-
Научить управленцев использовать гибридные рабочие стратегии: подходы к организации рабочих мест давно изменились, менеджеры должны стать мастерами по организации гибридного и удаленного формата и управлению распределенными командами.
Содержание:
— Какие компетенции нужны руководителям
— Методы развития компетенций управленцев: МВА, тренинги, семинары, коучинг, менторство
— Кейсы: как вырастить талантливых лидеров
— Как внедрить программу развития компетенций в своей компании
Какие компетенции нужны руководителям
Эффективность бизнеса зависит от уровня развития профессиональных компетенций менеджера: обладая необходимыми навыками, руководитель способен принимать правильные решения в моменте, управлять ресурсами, мотивировать сотрудников и справляться с другими задачами. В результате бизнес становится более конкурентоспособным, устойчивым к изменениям, и приносит желаемые результаты.
Топ-10 компетенций управленца:
-
Стратегическое мышление — способность разрабатывать краткосрочные и долгосрочные планы и стратегии, умение управлять рисками и анализировать процессы.
-
Лидерство — способность вдохновлять, мотивировать и руководить сотрудниками, способствуя развитию их потенциала.
-
Коммуникативные навыки — умение эффективно общаться, передавать информацию и быть убедительным как внутри организации, так и во внешней среде.
-
Управление ресурсами — умение расставлять приоритеты, планировать и распределять ресурсы компании для достижения поставленных целей.
-
Умение работать в команде — способность эффективно взаимодействовать с другими членами управления, строить доверительные отношения с подчиненными и достигать совместных результатов.
-
Гибкость и адаптивность — способность быстро подстраиваться под изменения и находить возможности для роста даже в кризисных ситуациях.
-
Организационные навыки — умение планировать свою работу и работу команды, приоритизировать задачи и достигать результата в срок.
-
Предпринимательский инстинкт — способность видеть и воспринимать бизнес-возможности, принимать риски, быть креативным.
-
Стресс-менеджмент — умение предотвращать стрессовые ситуации, предупреждать профессиональное выгорание как у себя, так и у команды.
-
Эмоциональный интеллект — способность чувствовать людей, распознавать их эмоции, настроения, намерения и желания. Это помогает эффективнее управлять командой.
Кроме того, руководителю также важно быть этичным, честным, ответственным и уметь сохранять конфиденциальную информацию.
Методы развития компетенций управленцев: МВА, тренинги, семинары, коучинг, менторство
Для развития профессиональных компетенций менеджеров и топ-менеджеров существует несколько форматов:
-
Бизнес-образование, например, программы МВА (Master of Business Administration), которые помогают избежать метода проб и ошибок, научиться анализировать проблемы компаний не только в своем сегменте, а также дают понимание, что развивать компанию можно, не прибегая к изменению основных принципов управления. Подробнее о программах MBA можно узнать здесь.
-
Тренинги — формат обучения, в котором менеджеры получают знания и навыки путем взаимодействия друг с другом в различных активностях, ролевых играх и дискуссиях. Тренинги могут быть организованы как внутри компании силами HR, так и специализированными тренинговыми центрами или при участии приглашенных квалифицированных бизнес-тренеров (в индивидуальном порядке).
-
Семинары — это краткосрочный формат обучения, на котором управленцы получают новую информацию, изучают методики и лучшие практики. Семинары часто организуют на базе профессиональных ассоциаций, конференций и форумов.
-
Коучинг — индивидуальный подход, при котором менеджеры работают с профессиональным коучем для развития лидерских компетенций. Коучинг помогает менеджерам осознать свои сильные и слабые стороны, а также разработать план и определить ближайшие шаги для достижения личных и профессиональных целей.
-
Менторство — это формат, при котором руководители взаимодействуют с наставниками и получают поддержку от человека с большим опытом (даже не всегда в своей сфере).
-
Онлайн-курсы — дистанционный формат обучения, привлекательный своей доступностью, разнообразием программ и степенью вовлечения. Подробнее об онлайн-обучении писали в этой статье.
А также другие способы непрерывного обучения: чтение профессиональной литературы, участие в конференциях и вебинарах, обмен опытом с коллегами.
Кейсы: как вырастить талантливых лидеров
Человеческий ресурс — основной актив. Именно поэтому успешные компании реализуют программы развития талантов. Крупные мировые бизнесы действуют по одному правилу: чем больше вы вкладываете в сотрудников, тем больше выгоды получаете. И прежде чем создавать программу обучения в своей организации, стоит посмотреть на успешные кейсы.
Adobe
Как новые, так и действующие сотрудники на всех уровнях компании Adobe пользуются программой обратной связи Accelerate Adobe Life. Она позволяет выбирать области, в которых сотрудник хочет получить поддержку в профессиональном развитии — курсы от LinkedIn и Harvard ManageMentor с компенсацией от 1000 до 10 000 долл. Adobe подкрепляет свои программы высоким уровнем внутреннего продвижения по службе: показатель роста внутри компании составляет 33%, а годовой уровень продвижения по службе — 20%.
Delta
Авиакомпания Delta привлекла внимание в мире HR во время пандемии, поскольку добилась одного из самых низких показателей увольнений в индустрии путешествий — 5,5% — благодаря программе развития персонала и возможности роста в Delta. Учебный портал Delta iGrow — это платформа для самостоятельного обучения, с помощью которой сотрудники могут повышать свои навыки за счет планов развития карьеры, тренингов и наставничества от более опытных коллег.
Кофемания
В московской сети ресторанов «Кофемания» растят менеджеров и управляющих из талантливых линейных сотрудников — благодаря собственной «Академии сервиса» и внутреннему кадровому резерву. Например, со старта работы официанты получают не только навыки, важные для сферы обслуживания, но также изучают основы коммуникаций, лидерства и наставничества. Так Кофемания создает высококвалифицированные команды, что отражается на качестве обслуживания и показателях бизнеса, который является успешным уже более 20 лет.
Как внедрить программу развития компетенций в своей компании
Развитие компетенций менеджеров позволяет укреплять профессионализм команды. Управленцы, которые знают, как мотивировать и развивать персонал, могут создавать благоприятные условия для формирования культуры обучения в компании.
Такие сотрудники допускают меньше ошибок при выполнении собственных задач, а вместе с ними растут и их команды. Поэтому, чтобы специалисту было интересно настраивать процессы внутри компании и дальше, нужно почувствовать момент, когда его стоит не только мотивировать, но и дополнительно обучить. В этом помогают программы развития компетенций.
Восемь шагов на пути внедрения такой программы:
-
Определите цели и потребности компании: в соответствии со стратегией развития выявите, какие навыки и знания будут наиболее полезны для достижения целей в краткосрочном и долгосрочном периодах.
-
Оцените актуальный уровень компетенций в компании: проведите анализ существующих знаний и навыков менеджеров и определите области, в которых требуется развитие.
-
Создайте программу развития компетенций: определите необходимые обучающие модули и методы обучения, ресурсы и бюджет для реализации программы. Возможные методы включают в себя обучение внутренними или внешними экспертами, внедрение онлайн-курсов или наставничества.
-
Определите метрики успеха: установите параметры, на основе которых будет измеряться эффективность программы развития компетенций.
-
Объясните ценность программы: обеспечьте четкую коммуникацию и объясните преимущества развития компетенций.
-
Регулярно оценивайте и обновляйте программу: вносите корректировки в соответствии с потребностями и достижениями компании.
-
Сделайте программу доступной и многоступенчатой: это поможет не только повысить общий уровень компетенций, но и понять индивидуальные пробелы в знаниях, а также создать единое видение целей и ценностей компании.
-
Отчетность: регулярно оценивайте эффективность программы развития компетенций и давайте обратную связь сотрудникам.