12 способов сократить расходы бизнеса

12 способов сократить расходы бизнеса

Пересматриваем процессы, повышаем эффективность и оптимизируем расходы. Эксперты онлайн-сервиса учета денег в бизнесе «ПланФакт» поделились вариантами сбережения денег компании.
1712

Прибыль зависит от продаж — это аксиома для любого предпринимателя. Но иногда доходы бизнеса могут расти, если просто сократить сопутствующие расходы. Рассказываем о двенадцати способах, которые помогут увеличить прибыль без увеличения продаж.

Содержание:

Два вида издержек в бизнесе

Как уменьшить расходы

Два вида издержек в бизнесе

Издержки — это все расходы, которые появляются при ведении бизнеса. Обычно выделяют два вида издержек:

  1. Постоянные. Например, это заработная плата штатных сотрудников, ежемесячная оплата интернет-сервисов, аренда офиса или цеха, оплаченная на год вперед.

  2. Переменные. Это расходы, которые постоянно меняются. Например, оплата ЖКХ, разовые заказы внештатных специалистов или затраты, которые зависят от объема произведенного товара.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.

Опытные предприниматели всегда стремятся сократить издержки, чтобы увеличить прибыль. Разберем пример торговли на маркетплейсах:

  • В месяц селлер продает на 3 000 000 руб.

  • При этом на все расходы уходит 2 000 000 руб.

  • Получается, что месячная прибыль составляет 1 000 000 руб.

В один месяц продавец договорился с поставщиками о снижении закупочных цен на товары на 10%. Это изменило финансовое состояние бизнеса:

  • Месячные продажи = 3 000 000 руб.

  • Месячные расходы на 10% меньше = 1 800 000 руб.

  • Месячная прибыль = доходы – расходы =1 200 000 руб.

Селлер сократил издержки на 10%, а прибыль выросла на 20%. Поэтому важно постоянно сокращать издержки.

Как уменьшить расходы

Существует как минимум двенадцать способов сокращения расходов компании.

1. Оптимизируйте зарплату

Старайтесь нанимать в штат специалистов, которые реально заняты весь день. Возможно, есть работы, которые могут выполнить самозанятые, а вам не придется платить налоги и страховые взносы. Только не стоит сразу переводить сотрудников на самозанятость, если они были устроены по трудовому договору. Это нарушение закона.

Если сотрудники регулярно работают в выходные, то есть законные основания сделать шестидневную рабочую неделю. В этом случае работодатель не обязан платить сверхурочные.

Также не забывайте про удаленный формат: возможно, часть сотрудников могут выполнять свои обязанности из дома, и не нужно обеспечивать рабочее место.

2. Сокращайте налоги

Нужно ориентироваться в Налоговом кодексе, чтобы знать все легальные возможности для оптимизации налоговых платежей. Например, статья 145 НК РФ разрешает не платить НДС, если выручка бизнеса за три месяца меньше 2 млн руб.

  • В некоторых регионах есть налоговые каникулы или пониженные налоговые ставки.

  • Существует патентная система налогообложения.

  • Можно нанимать самозанятых, которые платят налоги самостоятельно.

Варианты есть, но лучше посоветоваться с бухгалтером или налоговым аутсорсером, который расскажет о законных способах уменьшения налогов. Также не советуем использовать серые схемы оптимизации. Например, покупку «бумажного» НДС. Это может привести к уголовному делу.

3. Покупайте технику и оборудование в лизинг

Оборудование, автомобили или спецтехнику можно покупать в лизинг. Технику разрешают сдать обратно, а лизинговые платежи уменьшают налоги: на упрощенке можно уменьшить налог на сумму платежей по лизингу, а на ОСНО покрыть сумму по НДС.

4. Уменьшайте платежи за ЖКХ, интернет и мобильную связь

Некоторым предпринимателям просто лень этим заниматься, но лучше отслеживать тарифы на связь и интернет, чтобы регулярно переходить на услуги других операторов, которые предлагают более низкие цены. Используйте онлайн-сервисы, которые мониторят цены операторов. Например, Tarifer.

Если говорить о ЖКХ, то тут многое зависит от дисциплины. Приучайте сотрудников разумно использовать воду и не включать свет без необходимости.

5. Переводите процессы на аутсорсинг

Переводите часть процессов на аутсорсинг. Например, бухгалтерию или интернет-маркетинг. Не придется держать штатных специалистов и раздувать зарплатный фонд. Но делайте это, если позволяют бизнес-процессы: иногда выгоднее и эффективнее, чтобы специалист работал только на вашу компанию.

6. Внедряйте автоматизацию

Речь идет не о том, что сервисы заменяют людей, и можно меньше тратить на зарплату. CRM или сервисы финансового учета показывают реальную картину бизнеса. Возможно, некоторые ваши торговые точки не совсем рентабельны или деньги уходят не по назначению. Если вовремя это заметить, то можно перестроить процессы и сэкономить средства.

7. Пересмотрите процесс производства

Часто производственные предприятия работают в одинаковом режиме многие годы. Но время от времени стоит подумать, как можно оптимизировать и этот сегмент бизнеса. Возможно, появилось оборудование, которое производит больше при меньших затратах или делает больше продукции, но при этом не требуется увеличивать штат сотрудников.

8. Повышайте эффективность маркетинга

Если вид бизнеса позволяет, то следует использовать интернет-маркетинг. Его преимущество в том, что он показывает эффективность вложенных денег. Для этого есть показатели ROI и ROAS. Вы будете знать, насколько успешно инвестировали в маркетинг.

Для некоторого бизнеса нужна реклама на билбордах, радио или ТВ. Обсуждайте активности с рекламными площадками. Попросите подсказать, как сделать рекламу по-настоящему эффективной.

9. Оптимизируйте арендные платежи

Если клиенты не приходят в офис, то проще снимать помещения не в центре, а в более дешевых районах. Плюс можно добиваться снижения платежей, так как многие компании прекратили работу в России и освободили площади. Владельцы помещений сейчас становятся более сговорчивыми.

10. Не запускайте дебиторку

Очень часто бизнес не отслеживает долги со стороны контрагентов. Деньги на счетах вроде бы есть, но по факту счета пустые. Поэтому регулярно отслеживайте дебиторскую задолженность. Если контрагентов много, то лучше назначить ответственного сотрудника, который будет этим заниматься.

Может появиться кассовый разрыв из-за того, что кто-то вовремя не рассчитался. Возможно, вам будут отдавать деньги по частям, но это все равно лучше, чем ничего.

11. Пересмотрите поставщиков

Предположим, вы много лет сотрудничаете с одним поставщиком и всем довольны. Но на рынке есть другие компании, которые могут, например, сделать доставку дешевле. Можно заключить соглашение с новой компанией или добиться пересмотра условий у нынешнего поставщика.

Кроме этого, выгоднее быть на связи с несколькими поставщиками. Если у одного возникнут трудности, вы сможете оперативно обратиться к другому, чтобы не потерять время и не остановить работу. Составляйте базу своих поставщиков и актуализируйте ее время от времени.

12. Помните, что финансовый учет — основа для сокращения издержек

Все эти способы легче внедрить, если у компании настроен финансовый учет. Небольшой бизнес может вести учет в таблицах Google или Excel, а более крупным компаниям лучше использовать автоматизированные сервисы. Учет помогает полностью контролировать финансовое состояние бизнеса: собственник всегда знает, насколько эффективно тратятся деньги, можно обнаружить нерентабельные проекты и увидеть направления, которые стоит активнее развивать.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!