Компания может обладать финансовыми и техническими ресурсами, но все это не имеет значения без сотрудников с высокой квалификацией. Именно поэтому так важно постоянно инвестировать в корпоративное обучение, совершенствовать управленческие навыки и рассматривать человеческий ресурс как основной капитал. Как устроена экономика управления персоналом, как она влияет на производительность и какие функции к ней относятся — расскажем в этой статье.
— Что такое человеческий капитал
— Как экономика управления персоналом влияет на производительность
— Функциональность системы управления персоналом
— Как взаимосвязаны экономика и персонал
Что такое человеческий капитал
Впервые термин «Человеческий капитал» использовал американский экономист Джейкоб Минсер в 1958 году. Несколько лет спустя его идею поддержали и развили Теодор Шульц и Гэри Беккер. Они смогли обосновать экономический подход к поведению человека и эффективность вложений в человеческий капитал.
В общем смысле человеческий капитал состоит из знаний, навыков, умений, здоровья и интеллекта человека, а также его способностей, которые применяются в работе (а значит, приносят доход семье и стране в целом).
Человеческий капитал каждого отдельного государства можно измерить. С 2018 года Всемирный банк составляет рейтинг Индекса человеческого капитала по странам. Индекс показывает, какой производительности может достичь человек с хорошим здоровьем и полным образованием в той или иной стране, и нужен для анализа проблемных моментов. Их решение поможет ускорить осуществление эффективных инвестиций в людей для обеспечения социальной справедливости и укрепления экономического роста государства. В 2020 году рейтинг возглавили три страны: Сингапур (88%), Гонконг (81%) и Япония (80%). Россия заняла 41 место с индексом 68% — это средний результат по странам с похожим уровнем доходов.
Как экономика управления персоналом влияет на производительность
Понимание важности человеческого капитала стало причиной появления относительно молодого направления профессиональной деятельности, которое уже успело стать востребованным. Экономика управления персоналом — это методики, в основе которых лежит воздействие на персонал на финансовом уровне. Они строятся на принципах системности, комплексности и направлены на создание мотивации для труда с максимальной отдачей.
Экономика управления персоналом организации изменила роль кадрового менеджмента в системе управления. Теперь в HR-отделе можно найти такие роли, как мотиватор, тренер, работник социальной сферы, психолог и даже отдельный экономист, который занимается планированием бюджета. Специалисты решают вопросы найма сотрудников, обучения и развития талантов, выстраивают грамотные отношения в коллективе, укрепляют HR-бренд, обеспечивают безопасность, благополучие и здоровье работников, вносят изменения в политику мотивации. Иными словами, повышают эффективность производственного процесса. При этом управление персоналом не всегда означает управление людьми, это скорее зона ответственности менеджмента: руководителей отделов и подразделений. Какие же задачи решает система управления персоналом?
Функциональность системы управления персоналом
Экономика труда и управление персоналом могут быть реализованы за счет сочетания кадровой, социальной, мотивационной и образовательной функций в рамках одной организации.
-
Кадровая функция. Ее суть в поиске и найме сотрудников, которые закроют потребности компании. Важно анализировать рынок труда, учитывать компетенции и зарплатные ожидания кандидатов, а также предложения конкурентов. Кадровая функция включает в себя и кадровое делопроизводство.
-
Социальная функция. Решает задачи по адаптации персонала и всесторонней поддержке, в том числе психологической. Обеспечению социальной функции способствует практика наставничества, командообразующие мероприятия, неформальные встречи, опросы и различные виды соцпакетов.
-
Мотивационная функция. Включает материальную и нематериальную мотивацию: оплату труда, бюджетирование кадровой и социальной деятельности, управление фондом оплаты труда (ФОТ), разработку программ лояльности для сотрудников.
-
Образовательная функция. Обучение и развитие сотрудников, регулярная оценка персонала: как силами компании, так и силами внешних специалистов. Также в эту категорию входит развитие внутренней экспертизы и создание кадрового резерва. Все большую популярность приобретает составление индивидуальных планов развития, где прописаны профессиональные цели каждого сотрудника в отдельности.
Каждая из четырех функций должна соответствовать стратегическим целям организации и помогать реализовывать операционные задачи подразделений.
Как взаимосвязаны экономика и персонал
Экономика предприятия и управление персоналом тесно связаны. Вот перечень общих целей, который может быть использован на любом предприятии в управлении деятельностью персонала:
-
Производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг ведет к росту прибыли организации. Таким образом, заработная плата и уровень жизни сотрудников потенциально может расти.
-
При полной загрузке предприятия каждый желающий трудиться имеет возможность найти себе занятие в виде дополнительной оплачиваемой (или поощряемой иным образом) нагрузки.
-
Экономическая эффективность включает максимальную отдачу всех производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование.
-
Социальная и экономическая свобода позволяет сотрудникам обладать высокой степенью самостоятельности в достижении общих целей.
-
Доходы распределяются в виде вознаграждений, соответствующих личному вкладу персонала в достижение общих финансовых показателей.
Чтобы эффективно управлять человеческим капиталом, невозможно учитывать только экономические аспекты. Для сотрудника не менее важно, чтобы работа доставляла удовольствие, чтобы его уважали руководители и коллеги, признавали заслуги и прислушивались к профессиональным рекомендациям, а атмосфера в коллективе была приятной и условия труда — комфортными. Не редкость, что даже при хорошей зарплате, у сотрудника пропадает мотивация и настрой для качественного выполнения своих функциональных обязанностей. Поэтому важно помнить, что именно люди — главная ценность компаний.