8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03

Чему учиться в 2022 году

ESG, деприватизация и бум строительной отрасли. Семь трендов, от которых зависит выбор направления для профессионального развития.
2206

Основные тезисы прямого эфира с программным директором  Русской Школы Управления Константином Тютюновым

В стремительно изменяющейся среде люди ищут новую работу, а работодатели — компетентных сотрудников. Мы разобрались, какие сферы сейчас самые «горячие» для поиска места и почему.

В каком направлении развиваться: тренды и отрасли

ИТ-сфера. Больше всего запросов сейчас наблюдается в информационных технологиях. Это не удивительно, потому что многие хотят войти в системы разработки и поддержки из-за хороших зарплат, разнообразия работы, возможностей для карьерного роста.

Растет спрос на специалистов по кибербезопасности. Корпорации активно ищут сотрудников: на четыре вакансии в этой области есть только один кандидат. Дефицит выше, чем в целом по ИТ-отрасли.

Гражданское строительство. Вторая отрасль, которая в прошлом году неожиданно «выстрелила» (и не только в нашей стране). Жилье дорожает, и в этой индустрии можно заработать неплохие деньги.

По нашим оценкам, до 60% соискателей хотят попасть в две отрасли, о которых мы сказали выше (ИТ и строительство). Люди отказываются работать грузчиками или кладовщиками — спрос на такую работу упал на 40% по сравнению с прошлым годом. Также снизилась популярность позиций в сфере ухода за людьми и домохозяйствами, а также общественного питания. Эта тенденция связана с низким уровнем зарплат, причем спрос на работников в перечисленных отраслях увеличился на 100—110%

Важно, что и в ИТ, и в строительстве работодатели принимают сотрудников, которые «переключили» свою карьеру — тех, кто еще недавно работал в других сферах. Компании готовы принимать человека, прошедшего «короткий курс молодого бойца». А некоторые центры развития компетенций даже учат кандидатов бесплатно за процент от их будущей зарплаты.

ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление). Это совокупность методов менеджмента, благодаря которым бизнес решает экологические, социальные и управленческие проблемы: охраняет природу, работает с сотрудниками, партнерами и контрагентами, влияет на общество. Большое внимание такому подходу уделяют крупные российские и международные компании.

ESG из споров о последствиях глобального потепления превратилось в движущую силу. Чего только стоят планы Евросоюза ввести «экологическую пошлину» — оценку экологичности продукции. При несоответствии нормам, поставщикам придется платить приличные деньги за свой товар, а потери от этого составят миллиарды долларов в год. Международное энергетическое агентство в первую очередь оценивает углеродный след в поставляемой продукции. И если энергия, использованная для ее создания, была «грязной» (на основе сжигаемой нефти, угля), то пошлины становятся очень большими.

Экологическая повестка оборачивается возможным созданием 14 миллионов новых рабочих мест и необходимостью изменения уже существующих компетенций. В итоге экологическая повестка затронет около 750 миллионов должностей в мире (каждое пятое рабочее место). В первую очередь это коснется управленцев и технологов на производствах, утилизаторов, сотрудников природоохранной сферы. Даже юристам придется учитывать новые международные законы, а финансистам — подсчитывать реальные расходы на создание, логистику, будущую утилизацию продукции в новых реалиях.

Деприватизация, увеличение доли государства в компаниях. Этот процесс все еще продолжается, причем в неожиданных формах. Последние поглощения бывшего Mail.ru, ВКонтакте, крупных учебных платформ или сервисов доставки еды условно негосударственной структурой (Газпромом) означают выход государства в совершенно новые сферы. Это значит, что еще больше продаж будет проходить через тендерную систему и госзакупки, которые непохожи на продажи b2c или b2b. Соответственно, растет спрос на специалистов, занимающихся тендерами и закупками.

Проектное управление и гибкие подходы. Agile завоевывают целые отрасли. Сегодня гибкие методологии используют маркетологи, эйчары и другие функциональные подразделения. Появляются новые должности, например, delivery manager — «менеджер по доставке», который заставляет работать то, что было создано, внедряет это в практику компании. В части проектного управления delivery manager ускоряет работу команд, устраняет препятствия, выстраивает коммуникации с будущими пользователями и бизнесом. Другой специалист из сферы гибких методологий, scrum-мастер, в среднем сейчас может получать более 200 000 руб. в месяц, независимо от региона, в котором он работает.

Раньше драйвером этого рынка был Сбербанк — гигант, много лет переходящий на гибкие рельсы и разогревающий отрасль. Теперь он перестал быть самым популярным работодателем с точки зрения доходов: большое число финансовых, строительных, ИТ-компаний внедряют у себя Agile. Они готовы хорошо платить тем, кто обучает гибким подходам.

Обучение и развитие персонала. Работодатели отмечают, что процессы обучения и развития сотрудников во многих компаниях настроены не идеально. Возможно, это связано с последствиями пандемии и необходимостью переобучать людей. На этом фоне стало востребованным направление learning and development. И это больше, чем просто управление человеческим ресурсом.

Искусственный интеллект. Например, кажется, что магазину в мелкой рознице не нужны такие инструменты. Но на самом деле, это уже реальность, потому что и за рубежом, и в России предлагаются сервисы, которые с камеры наблюдения сообщают на смартфон продавцу об отсутствии товара или неправильной цене на этикетке. Такая услуга сейчас стоит около 50 долл. в месяц. Также развиваются голосовые помощники, чат-боты — и не только у ведущих банков, но и у компаний из разных отраслей.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!