Мы привыкли думать, что буллинг, или более привычная нам травля — это проблема детских коллективов в школе. Однако он не чужд и взрослым группам: возможно, в них он менее заметен, потому что взрослому проще справиться с подобными явлениями. Тем не менее он более чем существует, и руководству компании необходимо знать, как бороться с ним системно.
— Причины буллинга на рабочем месте
— Как противостоять этому явлению
Буллинг — это психологический террор, травля со стороны коллег, подчиненных или начальства. Цель такой травли — заставить работника уволиться или ослабить степень его социального или профессионального влияния в компании. Для коллективного буллинга существует специальный термин — моббинг. Результатом буллинга может стать ухудшение психологической обстановки в коллективе, страдания конкретного сотрудника и заметное падение производительности, которое может закончиться увольнением пострадавшего человека. Исследования Стенфордского Университета показывают, что столкнувшийся с травлей работник выполняет свои обязанности на 40% менее эффективно. Нечего и говорить, во что может обойтись компании увольнение ценного специалиста, столкнувшегося с вовремя не пресеченной травлей.
Причины буллинга на рабочем месте
Буллинг может возникать по причине сильного эмоционального напряжения в коллективе. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, или же с общим неблагоприятным психологическим климатом в коллективе. Кроме того, по мнению заместителя директора Московской службы психологической помощи Ольги Тенн, еще одной причиной буллинга может стать отсутствие должной рабочей загрузки персонала: энергия ищет выхода, и если людям нечего делать, они могут начать направлять ее на потенциальную жертву.
Часто мотивом травли становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой, безвольной и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
Проявления буллинга
Как отмечает психолог Московской службы психологической помощи населению Наталия Щанкина, буллинг может проявляться следующим образом:
-
Распространение ложных слухов и сплетен о работнике.
-
Постоянная критика.
-
Утаивание информации.
-
Клевета.
-
Социальная изоляция.
Также возможны следующие проявления: заслуги сотрудника регулярно прилюдно принижают, его унижают на совещаниях; руководство загружает одного из работников больше, чем коллег; коллеги публикуют унизительные или обидные фотографии или комментарии к постам человека в социальных сетях; кто-то на его уровне иерархии или ниже постоянно подрывает авторитет сотрудника; коллеги демонстрируют оскорбительное поведение, запугивают и оскорбляют жертву. Кроме того, признаком буллинга является любое превышение полномочий в отношении жертвы, которое причиняет физический или эмоциональный вред.
- Специалист по компенсациям и льготам. Практический курс
- Директор по компенсациям и льготам. Интенсив
- Разработка и внедрение системы мотивации с нуля
- Нематериальная мотивация: как повысить вовлеченность сотрудников
- Руководитель отдела подбора и адаптации персонала
- Специалист по подбору и адаптации персонала
- Корпоративная культура в организации
Другие характеристики буллинга:
-
Он может проявляться регулярно или в виде единичных эпизодов.
-
Происходит лицом к лицу, в социальных сетях, электронных письмах или в формате звонков.
-
Случается на работе или в ситуациях, связанных с работой.
-
Далеко не всегда заметен другим.
Как противостоять этому явлению
Как же вовремя заметить проявления буллинга и помешать им влиять на психологическое и физическое состояние сотрудников, а также на успех бизнеса?
Разработайте антибуллинговую политику компании
Возможно, вы считаете, что лучше предоставить членам коллектива разбираться с этим вопросом самостоятельно. Однако в этом случае вы как руководитель устраняетесь от своей ответственности: возможно, в то время как вы предпочтете не вмешиваться, проблема продолжит существовать, примет более серьезный оборот, выльется в серьезную психологическую травму для жертвы, а для компании — в финансовые потери.
В то же время, если у компании имеется четкая политика в отношении травмы, ее сотрудники будут понимать, какое поведение считается приемлемым, а какое — нет. Уже сам факт существования официальной антибуллинговой политики может предотвратить возникновение потенциальных эпизодов буллинга: составляя политику, вы заявляете о том, что любые проявления отношений подобного рода неприемлемы.
-
Обозначьте, что сотрудники обязаны обращаться друг с другом с должным уважением, и что компания ни к каком виде не приемлет травли.
-
Оговорите, каковы будут последствия нарушения антибуллинговой политики
-
Четко пропишите, что в случае проявлений буллинга жертва должна обратиться напрямую к руководителю (или к начальнику отдела персонала): это поможет жертве не сомневаться и смело заявить о нарушениях политики компании в ее отношении. Кроме того, зная, что в организации существует антибуллинговая политика, жертвы будут понимать, что к их обращению отнесутся со всей серьезностью, и что они смогут получить необходимую поддержку.
Примите необходимые меры
Если вы руководитель компании или глава отдела персонала, ваша обязанность в данной ситуации — быть нейтральным. В том случае, если в буллинге подозревается ваш друг, вы, возможно, не сможете остаться беспристрастным. В этом случае рекомендуем перепоручить эту работу кому-то еще.
Проведите формальное расследование: прежде всего, встретьтесь один на один сначала с жертвой, а затем и с предполагаемым нарушителем. Помните, что жертвы часто бывают слишком запуганы агрессором, поэтому, чтобы составить для себя картину происходящего, вам нужно встретиться с фигурантами «дела» порознь.
Автор — Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, специалист в сфере управления персоналом, бизнес-тренер и консультант.
Агрессоры зачастую склонны оправдывать свое поведение: они могут сказать, что просто побуждали жертву работать лучше, или же что это была просто шутка. Не поддавайтесь на манипуляции: оцените произошедшее и то, как оно повлияло на способность пострадавшего выполнять свою работу.
Если проведенное вами расследование подтвердило факт неприемлемого поведения, возможно, будет необходимо, чтобы агрессор извинился перед жертвой. Если инцидент носил серьезный характер, меры будут другими — продумайте эти вопросы в своей антибуллинговой политике. В любом случае необходимо держать ситуацию под контролем даже после того, как разбирательство было проведено, чтобы применить более жесткие дисциплинарные меры в случае возникновения новых эпизодов или даже расстаться с агрессором.
Не забывайте: люди легко поддаются чужому влиянию, и вирус буллинга от одного человека может распространиться на целый коллектив.
Отслеживайте эпизоды буллинга на месте и принимайте меры незамедлительно
Вы можете периодически сталкиваться с недопустимым поведением в отношении одного из сотрудников — которое происходит либо лицом к лицу, либо в виде агрессивной переписки. Руководитель компании или менеджер по персоналу не должны оставаться пассивными наблюдателями.
Самым простым выходом в данном случае будет перевести разговор на другую тему и назначить с нарушителем отдельную встречу, где будет рассмотрен этот вопрос. На встрече необходимо пояснить, в чем заключалось неприемлемое поведение. Напомните нарушителю об антибуллинговой политике компании. Возможно, если компания может предложить такие услуги, этому человеку понадобится консультация психолога или тренера, чтобы научиться справляться с ситуацией. Наконец, вам необходимо встретиться с пострадавшей стороной и проверить, не необходима ли ей дополнительная поддержка.
Помните, что зачастую жертвами буллинга становятся самые талантливые и ценные члены коллектива, потеря которых может серьезно отразиться на результатах компании, а сам вирус буллинга чрезвычайно заразен и может серьезно испортить климат в коллективе. Не оставляйте этот вопрос без внимания — принимайте меры.
А вы сталкивались с этим неприятным явлением? Поделитесь своим опытом в комментариях к статье!