Юмор на работе: как шутить уместно и работать эффективно

Юмор на работе: как шутить уместно и работать эффективно

Как определить, какой юмор будет уместен в рабочей обстановке, поставить его на службу компании и определить корпоративную политику в отношении шуток (оказывается, нужна и такая). Советы для сотрудников и руководителей.
1677

В 2021 году компания SuperJob провела опрос на тему важности чувства юмора для успеха в профессии. В нем приняли участие 2500 представителей различных профессий из всех регионов страны. В том, что чувство юмора обязательно для успешной работы по их специальности, убеждены почти 2 из 3 россиян (65%). Чем больше доход респондентов, тем выше они оценивают роль чувства юмора в карьере: обязательность этого качества для успеха в профессии признают 75% россиян с доходом от 80 тыс. руб.

Категории юмора в психологии

Когда юмор придется кстати

Что не будет забавным и веселым на рабочем месте

Если вы руководитель: как следить, чтобы шутки на работе не заходили слишком далеко

Юмор на рабочем месте: пять базовых правил

Юмор поможет поднять командный дух, сделать работу более легкой и привлекательной, снять напряжение, разрядить обстановку и выстроить доверительные отношения внутри команды. Остроумное замечание или непринужденная шутка помогут руководителям не выглядеть неприступными и располагать к себе.

Однако всегда ли юмор безобиден? Оказывается, далеко не всегда.

Категории юмора в психологии

Психологи выделяют две базовые категории юмора — адаптивный (здоровый, созидательный) и дезадаптивный (нездоровый, незрелый, разрушительный для личности и отношений).

Адаптивный юмор (то, что будет вполне уместно в офисе):

  • Аффилиативный юмор — добродушный юмор ради юмора, направленный на других, используется для того, чтобы сблизиться с людьми. Это остроумные перешучивания с друзьями и понятные всем, знакомые шутки.

  • Юмор, повышающий самооценку, — применяется как стратегия адаптации и часто называется «умением посмеяться над собой». Это когда вы шутите над абсурдными или тяжелыми ситуациями, в которые вы попали, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение с себя (и окружающих).

Дезадаптивный юмор (то, что однозначно неуместно в офисе):

  • Агрессивный юмор — насмешки, сарказм, критика и грубость. Как и аффилиативный юмор, агрессивный юмор также призван добиться симпатии группы, только подход в этом случае неэкологичный.

  • Самоуничижительный юмор — во многом похож на агрессивный юмор, но направлен на себя, а не на других.

Ниже мы приводим советы, как лучше использовать юмор для повышения командного духа — и каких шуток лучше избегать, чтобы не повредить отношениям внутри команды.

Когда юмор придется кстати

Вот несколько ситуаций, в которых немного легкости и веселого настроения не повредит:

Когда вам необходимо расположить к себе аудиторию. Если вы делаете презентацию, начните ее с легкой шутки из забавной истории — она поможет вовлечь аудиторию. Особенно это актуально для онлайн-мероприятий: эффективное использование юмора в начале встречи сломает «виртуальную стену», смех поможет участникам раскрепоститься и почувствовать себя в своей тарелке.

Когда необходимо быть убедительным. Вам нужно доказать свою точку зрения? Идет ли речь о коллеге, клиенте или будущем подчиненном, забавная история, рассказанная вовремя, сможет послужить аргументом или закрыть сделку. Повышая с помощью юмора уровень доверия к себе и открытость, вы экологично разрешите спорную ситуацию, подпишете контракт или убедите идеально подходящего вашей компании кандидата принять предложение о работе.

Когда вам нужно произвести хорошее первое впечатление. Если вы выходите на новую работу, начинаете работать над задачей с новым коллегой или присоединяетесь к команде, «веселые истории» помогут узнать вас получше и облегчат выстраивание новых связей. Юмор не просто расположит к вам людей, он также продемонстрирует вашу творческую сторону и легкость и контактность вашего характера — а разве это не то, что каждый из нас ищет в потенциальных коллегах и партнерах? Согласитесь, гораздо сложнее работать с тем, к кому не подступиться или кто все воспринимает в штыки, чем с тем, кто видит жизнь с ее светлой стороны. По крайней мере, на обед вы точно не пойдете в одиночестве.

Когда вам нужно дать человеку почувствовать себя непринужденно. Юмор может помочь сделать сложную ситуацию менее стрессовой, в особенности если он даст человеку возможность подумать о чем-то помимо источника стресса или взглянуть на сложную задачу свежим взглядом с неожиданной (а иногда и забавной) стороны.

К примеру, наступила ваша очередь проводить ежемесячное совещание, которое уже давно превратилось в рутину. Подумайте о том, чтобы немного встряхнуть ситуацию. Как вы можете создать присутствующим хорошее настроение, не уходя при этом от целей совещания?

Возможно, стоит начать презентацию с забавных случаев из рабочей практики — вашей или из опыта коллег, или привести данные неожиданной интересной статистики.

Что не будет забавным и веселым на рабочем месте

Если шутка разделяет вас и тех, с кем вы работаете, или вы шутите над кем-то или за его счет — откажитесь от нее. В особенности опасны шутки на тему различий между людьми:

  • Избегайте юмора на тему секса, религии, стереотипов, политики и подобных тем: чаще всего они крайне неуместны в рабочей обстановке. Кроме того, учитывайте, что в восприятии юмора у мужчин и женщин есть существенные гендерные различия.

  • Никогда не отпускайте шуток, которые высмеивают или дискредитируют ваших коллег, клиентов или организацию.

  • Воздержитесь от юмора по поводу тем и событий, которые до сих пор активно обсуждаются в новостях и соцсетях. Возможно, ваши коллеги считают, что на эту тему шутить еще рано.

  • Старайтесь не демонстрировать излишнюю веселость, когда ваши коллеги работают на пределе: это может быть воспринято как равнодушие к их положению, проявление эгоизма и отсутствия командного духа в должной мере. Поставьте себя на место коллег: у вас горят дедлайны, вы максимально сосредоточены на деле, а кто-то ходит вокруг в расслабленном состоянии и бесконечно шутит. Скорее всего, вы приняли бы это за знак неуважения. Кроме того, поверьте, это ужасно раздражает.

Помните: мы далеко не всегда знаем, что может быть болезненно воспринято другим человеком. То, что совершенно нейтрально для вас, станет сильнейшим триггером для другого. Необходимо понимать, что за человек перед вами — и чувствовать, в какой мере его затрагивает текущая ситуация. Если у вас есть сомнения в уместности своей шутки — не шутите. Поставьте во главу угла доброту и доверие.

Если вы руководитель: как следить, чтобы шутки на работе не заходили слишком далеко

Юмор — категория субъективная, однако он может нанести компании вполне ощутимый вред. Ниже приведены вопросы, которые помогут вам разобраться, не стоит ли положить определенным шуточкам и поведению конец.

Соответствуют ли шутки данного типа культуре организации?

Если один из ваших подчиненных отпускает шутки, которые идут вразрез с ценностями компании, необходимо публично поднять вопрос об этих ценностях и о том, чего вы ждете от подчиненных.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Неуместный юмор, идущий вразрез с корпоративной культурой, повышает риск дискриминации, харассмента и буллинга. Важно подключить к беседе представителя HR-отдела, чтобы дать сотрудникам четкие и однозначные указания. Вы как руководитель можете этого и не осознавать, но определенные шутки могут быть вовсе не безобидным юмором, а признаком самого настоящего буллинга. Позаботьтесь о том, чтобы все сотрудники вашей организации знали о политике компании в данном отношении — и чтобы любой работник мог прийти в отдел по работе с персоналом, заявить о буллинге и получить поддержку. В это трудно поверить, но такого рода шутки действительно могут ставить людей на грань увольнения.

Могут ли шутки повлиять на эффективность труда?

Помимо тех рисков, которыми неуместный юмор кого-то из сотрудников может обернуться в долговременной перспективе, он также влияет на эффективность работы его коллег и других сотрудников. В этом случае необходимо вмешательство менеджмента: потребуется разговор с руководителем и представителем отдела по работе с персоналом, чтобы проанализировать ситуацию и наметить пути выхода из нее.

Обычно проблему легко решить — простой разговор с сотрудником поможет избежать эскалации ситуации. Однако некоторые бестактности сразу оказывают негативное влияние на культуру компании/бренд (и даже на доходы, если волна от них дойдет до клиентов). В этих случаях лучше сразу подключить отдел по работе с персоналом, чтобы они спланировали и задокументировали шаги, которые помогут избежать дальнейших потерь.

Юмор на рабочем месте: пять базовых правил

Как убедиться, что ваши шутки и остроты будут положительно восприняты вашими коллегами? Достаточно придерживаться пяти главных правил.

Адекватно оценивайте ситуацию и аудиторию. Знайте, с кем вы имеете дело, и учитывайте окружение, текущую рабочую нагрузку, атмосферу внутри компании, а также то, что происходит в целом в вашем сообществе, стране и мире.

Не выходите за рамки дозволенного. Смех — это здорово. Он помогает сделать обстановку более непринужденной, расслабиться и повысить уровень доверия. Однако, если ваша шутка не возымеет эффекта или обидит человека, у вас должно быть достаточно «капитала» взаимоотношений, чтобы исправить ситуацию. Если вы еще не накопили должный багаж доверия, демонстрации уважения и расположения к человеку, вы рискуете, что ваши отношения будут попросту разорваны.

Шутите уместно. Сказанная время от времени к месту шутка возымеет больший эффект, чем бесконечный поток клоунских острот.

Ориентируйтесь на начальника. Понаблюдайте, особенно если вы новичок на работе, какой юмор ваш начальник считает допустимым. Это поможет понять, какие шутки будут уместными и смешными. Используйте юмор для того, чтобы выстроить отношения.

Никогда не используйте юмор, чтобы обидеть кого-то или возвыситься за счет других. Юмор на работе способен объединить людей, если вы используете его правильно. Юмор — лучшее лекарство, и офис не исключение. Однако, как любое лекарство, его нужно использовать по назначению и в меру.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!