MBA
Личный кабинет
Нейроандрагогика: новый подход к обучению взрослых

Нейроандрагогика: новый подход к обучению взрослых

Индивидуальные особенности мозговой деятельности взрослых участников обучения могут стать основой персонализированных методик.
385

Нейроандрагогика — относительно новое направление в индустрии образования для взрослых. В этом подходе классическая педагогическая практика сочетается с новыми достижениями в области нейропсихологии, нейрофизиологии и нейроанатомии. Согласно теории нейроандрагогики, особые настройки нашего мозга, многие из которых пока даже не изучены, могут открыть иные возможности для обучения.

Наступила эра искусственного интеллекта, новых технологий, больших данных и стремительно меняющихся профессий. Отчет Международного экономического форума The Future of Jobs Report сообщает: по оценкам работодателей, в ближайшие пять лет сотрудники утратят 44% своих навыков. Ожидается, что к 2027 году шесть из десяти работников будут нуждаться в дополнительном образовании. На фоне этого ценность любознательности, обучаемости и когнитивных способностей существенно повышается. В современных карьерных условиях достичь успеха проще, если постоянно «прокачивать» свои знания.

По экспертным оценкам, объем мировых данных к 2025 году может вырасти примерно в пять раз: с 33 до 175 зеттабайт. В условиях растущей информационной перегрузки остро встает вопрос эффективности обучения. Чтобы помочь сознанию адаптироваться к вызовам современности и будущего, нужны дополнительные методы и ресурсы.

Содержание:

Что такое нейроандрагогика

Принципы нейроандрагогики

Инклюзия

Не наука

Что такое нейроандрагогика

Нейроандрагогика ищет, предлагает и тестирует общие принципы взаимодействия учащихся взрослых и педагогов, направленные на повышение эффективности образовательной деятельности. Специалисты в этой области изучают зависимость способностей взрослого ученика от его анатомии, физиологии, интеллекта, памяти, возраста, эмоциональных и других особенностей. Согласно гипотезам, актуальные достижения в области изучения мозговой и нервной деятельности помогут методистам выстроить качественно новые программы и курсы.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Взрослое обучение (андрагогика) связано с интересами, опытом и культурой каждого студента. Это требует гибкой адаптации целей, содержания программ, инструментов и темпов работы с данными к индивидуальным особенностям каждого.

В 1990-е годы российские граждане были наслышаны о методе изучения английского языка во сне: слушаешь кассету, а утром просыпаешься с загруженным в сознание активным вокабуляром. Если бы развитие новых навыков во сне было возможно, и велся сбор статистики по результатам, то этот метод можно было бы назвать одним из вариантов применения нейроандрагогики. В данном случае, по задумке авторов методики, новые знания должны были усвоиться быстрее, благодаря нетипичной для учебы фазе работы мозга. Информация поступала в сознание в тот момент, когда оно не было загружено другими задачами.

Принципы нейроандрагогики

Эксперты American University’s School of Education сформулировали ключевые аспекты, с которых можно начать формирование среды для инновационного нейроандрагогического подхода:

  • Особое внимание они уделили снижению стресса, эффективной подаче материала, активности во время уроков и балансу теории и практики.

  • В частности, эксперты отмечают, что знания лучше усваиваются во время физических нагрузок: прогулок, спортивных игр, тренировок, танцев.

  • Неожиданные результаты приносят эксперименты с одновременным получением информации от разных органов чувств. Например, можно подключить обоняние, чтобы лучше запомнить лекцию, а визуальные впечатления совместить с тактильными ощущениями. Специалисты в области нейроандрагогики обсуждают возможности изучения языков через танцы, науки через комиксы. Комбинации могут быть разные, главное задавать мозгу комфортный контраст.

  • Для нейроандрагогики важна коллективная работа, во время которой участники обучают друг друга иначе, чем это сделал бы педагог. Один из важнейших результатов такого формата: лидеры подтягивают отстающих и предлагают им новые нестандартные пути для адаптации.

  • Среди других рекомендаций: сбалансированное и нестандартное комбинирование теории с практикой и дискуссией, формирование привычки ручной записи информации, регулярное поощрение и одобрение ученика со стороны учителя.

Инклюзия

В некоторых случаях нейроандрагогика рассматривается в контексте инклюзивного образования. Она может помочь людям с ограниченными возможностями, травмированным или асоциальным взрослым восстановить или развить функции мозга, позволяющие работать и полноценно интегрироваться в общество. Некоторые эксперты считают, что нейрометодики помогут малоимущим и социально ограниченным людям самостоятельно усваивать информацию в таких объемах и качестве, которые позволят конкурировать с сотрудниками, получившими хорошее классическое образование.

Другое толкование нейроандрагогики — возможность поддерживать когнитивные навыки до самой старости через постоянное получение новой информации аналитическими, научными и творческими методами.

Не наука

Как видно, границы нейроандрагогики довольно размыты: это междисциплинарное явление пока что не признано наукой ни в России, ни в мире. Однако изыскания в этой области все же ведутся. Международные эксперты объединяются для экспериментов, изучения факторов и дискутируют о создании новой научной дисциплины. В России уровень интереса к этому направлению ниже. Пока западные игроки коммерческого сегмента образовательной индустрии активно внедряют принципы нейроандрагогики в свои продукты, отечественные специалисты продолжают относиться к ней с настороженностью.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Эксперты в сфере образования призывают уделить пристальное внимание самим нейронаукам, отдельные достижения которых давно применяются в педагогических процессах. В частности, педагогическая база в этой области сформулирована в первой половине XX века советским ученым Львом Выгодским. Он одним из первых стал изучать пластичность мозга, а сам термин нередко даже заменяют более общим понятием ​​«нейропедагогика» или соотносят с «нейропсихологией».

Тем не менее отдельные специалисты пытаются разобраться во взаимосвязи образовательной деятельности с индивидуальными особенностями мозга в диссертациях и научных статьях, по этой теме проводятся профильные конференции. Так что, возможно, в будущем все же появится новая наука, которая принципиально изменит индустрию обучения для взрослых.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!