«Контент для взрослых»: зачем нам андрагогика

«Контент для взрослых»: зачем нам андрагогика

Какие особенности обучения взрослых можно использовать при создании корпоративных образовательных программ
2653

В докладе Правительства Российской̆ Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования» указано, что в 2021 году почти 7 млн россиян получили дополнительное профессиональное образование. Больше половины из них — работники различных предприятий и организаций. Благодаря онлайн-форматам и диджитал-платформам обучение стало доступнее, а количество программ и курсов увеличилось.

Немного истории

Шесть тезисов Ноулза

Андрагогика и корпоративное обучение

Заметки на полях

Успех учебного процесса и даже конкретного ментора во многом зависит от выбранной модели преподавания. Взрослые воспринимают и усваивают новые знания иначе, чем дети. Поэтому для эффективного обучения этой аудитории нужно создать особые условия, определением которых занимаются специалисты в области андрагогики.

Немного истории

Понятие «андрагогика» было сформулировано еще в первой половине XIX века немецким историком педагогики Александром Каппом. Однако в те времена «взрослое» образование не было актуально, и теория не получила распространения.

В середине XX века общественный интерес к теме стал расти. В 1970 году Малкольм Ноулз выпускает книгу «Современная практика образования взрослых: андрагогика против педагогики», где он заявляет основные положения обучения взрослых людей. Этот фундаментальный труд лег в основу многих современных исследований в области преподавания.

Курс «Построение эффективной системы обучения и развития персонала»
Получите комплекс важных компетенций и инструменты от экспертов-практиков Русской Школы Управления для организации HR-процессов в компании.

В XXI веке востребованность андрагогики снова растет. В условиях стремительных социальных и технологических изменений в обществе формируется потребность в непрерывном образовании, «прокачке» существующих навыков и получении новых профессий.

Принципы андрагогики могут оказаться полезными как методистам, так и студентам, которые пытаются оценить эффективность той или иной образовательной программы.

Шесть тезисов Ноулза

Изначально Малкольм Ноулз сформулировал четыре принципа андрагогики, а в последующие годы добавил к ним еще два.

Самостоятельность

В отличие от детей, взрослые ученики сами принимают решение о дополнительном обучении. Они способны формулировать цели, контролировать процесс обучения и оценивать результаты. Таким образом, взрослые четко понимают, зачем учатся. Ноулз формулирует этот пункт как «Я-концепцию».

Опыт

Взрослые приносят на занятия свой жизненный и профессиональный опыт, который также может стать источником обучения. Он позволяет зрелым ученикам самостоятельно разделять информацию на полезную и лишнюю.

Готовность учиться

Взрослый человек готов уделять время, внимание и финансы для получения тех навыков, которые помогут ему решить трудные задачи в реальной жизни.

Ориентация на учение

Этот принцип дополняет предыдущий. Если в педагогике учебный процесс строится вокруг предметов, то в андрагогике в центре внимания находятся реальные бизнес-цели. Взрослый ученик будет активно вовлечен в образование, пока чувствует, что новые знания можно применить в работе и получить закономерный положительный результат.

Мотивация

Одна из основных мотиваций ребенка — хорошие оценки и одобрение педагога как результат обучения. Сильнейшие мотиваторы взрослых — удовольствие от престижной работы, карьерный, социальный и финансовый рост.

Потребность знать

Взрослый человек задумывается о дополнительном образовании тогда, когда обнаруживает пробел в собственных знаниях. Он формулирует проблему, а затем ищет инструменты для ее устранения.

Андрагогика и корпоративное обучение

Экспертиза в области андрагогики развивается. Современные специалисты обсуждают, дополняют и корректируют классические положения Малкольма Ноулза.

Согласноданным BusinesStat, российский рынок дополнительного профессионального образования за 2017—2021 года показал рост на 23,6%, на обучение было потрачено больше 800 млн академических часов. Не исключено, что внедрение принципов андрагогики повышает эффективность корпоративных программ, ведь многие педагогические приемы могут не подходить взрослым и серьезно снижать их мотивацию.

Фигура учителя

Одно из основных отличий между педагогикой и андрагогикой заключается в фигуре учителя. Ребенок является пассивным слушателем педагога, обладающего в его глазах безусловным авторитетом. Андрагогика подразумевает совместную работу студента и педагога. Совместно они определяют цель, формы и критерии успешного результата, исходя из реальных задач обучающегося. В этой модели «учитель» — это ментор, который вместо тщательного пошагового разжевывания информации дает инструменты для самостоятельной работы, а также направляет и помогает найти выход из тупика.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Обучающий взрослых людей педагог должен быть открыт предложениям со стороны студентов и уметь адаптировать свои занятия под запросы аудитории.

Работа с реальными целями

Чем старше человек, тем багаж его знаний больше, а объем памяти и внимания ниже. В условиях работы, семьи, личной жизни и хобби приходится тщательно фильтровать информацию и расставлять приоритеты. Скорее всего, взрослый ученик не захочет тратить свое время на теоретическую информацию, которую он не сможет применить в жизни. Чтобы корпоративное обучение вызывало интерес и энтузиазм, обучение лучше построить на реальных бизнес-кейсах и регулярно демонстрировать пользу найденных решений.

Практические форматы работы

Стандартная форма подачи информации в рамках среднего и даже высшего образования — это лекции и большой объем теоретических знаний. У взрослых больше востребованы такие форматы, как мастер-классы, воркшопы, бизнес-игры. Они помогают выстроить деловые связи, повысить вовлеченность в процесс, получить знания в условиях реальной практической работы, а также продемонстрировать собственный опыт.

Благодаря предыдущему образованию, эти люди уже обладают навыками обучения, поиска и обработки информации и не нуждаются в подробном изложении материала со стороны педагога. Поэтому на многие программы дополнительного образования можно попасть только при наличии диплома о высшем образовании.

Правильная мотивация

В образовательных программах для взрослых нередко можно встретить систему оценок, как в школе и в вузе. Однако этот педагогический инструмент не всегда хорошо воспринимается зрелыми студентами. Они будут сильнее вовлечены в процесс, если преподаватель покажет им перспективы, которые откроются в результате обучения. Также им важны поддержка и одобрение ментора как профессионала и коллеги.

Заметки на полях

Эксперты в области андрагогики отмечают, что далеко не все взрослые по возрасту люди обладают «взрослым» мышлением и навыками, необходимыми для самостоятельного образования. Некоторым из них вполне подходят и педагогические методы. Поэтому одна из важных задач менторов — определить, насколько человек готов к обучению, а затем скорректировать подачу материала под него. В одной группе могут оказаться люди разного уровня. Тогда учителям следует сбалансировать программу и выбрать методы «подтягивания» отстающих учеников. Ведь одна из основополагающих целей андрагогики — саморазвитие и удовлетворенность человека.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!