Учиться по-русски: особенности отечественного бизнес-образования

Учиться по-русски: особенности отечественного бизнес-образования

В России бизнес-школы стали появляться 28 лет назад. Первая из них открылась в 1988 году в Москве. На сегодняшний день в России работает более 100 бизнес-школ, и можно говорить о востребованном и развивающемся рынке образовательных услуг.



3988

Разумеется, «статусность» заведения обойдется дороже обучающемуся. В зависимости от западной бизнес-школы и выбранного курса, обучение будет стоить от 20 до 100 тысяч долларов. В России получить диплом MBA обойдется дешевле, но необходимо тщательно выбирать бизнес-школу. Тем более, что в кризис между ними обострилась конкуренция. «В современных условиях российские бизнес-школы не могут повышать стоимость программ, что сказывается на возможности привлечения западных преподавателей и стажировках слушателей. Есть поговорка, что кризис - время рожать и учиться, но в нашей стране платежеспособный спрос на бизнес-образование снижается. Это вынуждает некоторые бизнес-школы снижать требования к кандидатам, объединять магистерские и mba-программы, что в свою очередь уменьшает ценность обучения для уже состоявшихся предпринимателей и менеджеров», - поясняет Александр Цыганов, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ.


Есть мнение, что учиться бизнесу нужно там, где собираешься его вести, тем более, что западная практика слабо применима к российским реалиям. Если раньше отечественные школы использовали материалы своих иностранных коллег, то сейчас многие из них (как Русская Школа Управления) используют реальные кейсы отечественных предпринимателей, преподаватели часто сами успешные бизнесмены, и курс получается адаптированным к отечественному рынку. Впрочем, до сих пор к обучению в российских бизнес-школах зачастую подходят как к традиционному образованию: много теории, мало практики. Комментирует начальник образовательного центра АО КБ «РосинтерБанк» Сергей Сипатов: «В основе западных курсов Master of business administration лежит изучение бизнес-опыта, практики, конкретных ситуаций бизнес-деятельности, проектов. В основе же российского бизнес-образования, впрочем, как и высшего, – фундаментальные, абстрактные знания. Западных слушателей программ MBA отличает от российских самостоятельность и ответственность, свобода исследований (академические свободы). Отличаются подходы к обучению: на Западе никто не будет следить за посещаемостью, главное - все выполнить вовремя».


Классический курс MBA длится два года. В России сейчас растет спрос на укороченные интенсивные курсы. Николай Козлов, руководитель направления MiniMBA Русской Школы Управления, говорит: «Главные преимущества этого формата – это небольшая продолжительность по сравнению с классической программой MBA (всего три – шесть месяцев вместо двух – трех лет) и максимальная практикоориентированность. В рамках курса наши преподаватели дают только те инструменты, которые реально работают в России». Можно отметить, что Русская Школа Управления стала первой, кто ввел такой курс в бизнес-обучение в 2003 году, затем его копировали другие учебные заведения.


При этом предприниматели хотят учиться, не отрываясь от работы – и чтобы сразу применять новую информацию на практике, и чтобы не запускать дела. «Требования к программам и их насыщенности кейсами, деловыми играми, дискуссиями, иными активными формами обучения во многом совпадают, хотя бы формально. В России чаще реализуются программы без отрыва от производства по вечерам или выходным. Приветствуется, а часто является обязательным, успешный опыт работы в бизнесе на управленческих позициях, предпринимательская деятельность преподавателей», - отмечает Александр Цыганов.


Важной тенденцией в российском дополнительном образовании становится разделение слушателей на разные группы – в зависимости от их опыта, должности, вопросов, которые они хотят решать. Именно поэтому отмечается рост популярности программ Executive MBA.


И все больше учащихся в России стали выбирать онлайн-образование: дистанционные курсы, видео-тренинги, онлайн-семинары. Пока они не «побеждают» классические тренинги, но, возможно, это вопрос времени и смены поколений на «живущих в Интернете».


Сейчас MBA – программу в России проходят многие: предприниматели, работники здравоохранения, культуры, образования. Она универсальна, дает практические умения, максимально приближена к жизненным ситуациям, в ней нет нагромождения теоретических сведений, а только практические навыки. Одно из основных изменений в российском бизнес-пространстве – получать дополнительное образование стали не только представители крупных компаний, но и представители малого, среднего бизнеса. Они понимают: самостоятельно полученных навыков не хватит в борьбе с конкурентами, тем более в кризис. И задача бизнес-образования – приспособиться к быстро меняющемуся экономическому полю, запросам предпринимателей.


comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию