Что такое творческий подход в бизнесе

Что такое творческий подход в бизнесе

Творческий подход к предпринимательству заключается в создании новых смыслов для потребителей. Как это работает?
510

Креативность мышления является неотъемлемой частью успешного предпринимательства. Умение находить новые смыслы и создавать дополнительные ценности для потребителей способно стать весомым конкурентным преимуществом и вывести компанию в лидеры рынка. Можно ли этому научиться и как использовать, рассуждает предприниматель, эксперт в области повышения эффективности бизнеса, основатель проекта Business IQ, президент консалтинговой компании Kaplan Research Company Ярослав Каплан.

Содержание:

Что такое «способность»

А разве с этим можно что-то сделать?

Что общего между предпринимательским и креативным мышлением

Где брать идеи, или какую перспективу наблюдения выбрать

В деловом сообществе пока еще мало кто осознает и понимает такое явление, как «способности предпринимателя», которые проявляются в навыке видеть возможности там, где другие видят только ограничения, и могут иметь решающее значение при ведении бизнеса. Предприниматели используют нестандартные подходы, применяют инновационные идеи, экспериментируют с новыми концепциями, реализуя таким образом творческий потенциал в своей деятельности. Они стремятся создать продукты и услуги, которые не только удовлетворяют потребности рынка, но и привносят новые эмоции, впечатления и опыт. Так что есть смысл посмотреть на это явление с совершенно новых точек зрения в поисках нетривиальных решений.

Что такое «способность»

Чтобы разобраться в этом, сравним двух детей. Первый только сел за пианино, сразу начал подбирать звук к звуку, и уже через несколько уроков свободно наигрывает нехитрую мелодию. Второй занимается несколько лет и едва отличает один звук от другого, не говоря уже о том, чтобы сыграть что-нибудь. Очевидно, что в этом примере первый ребенок выглядит более способным, чем второй. Аналогично и в предпринимательстве. Один человек открывает бизнес за бизнесом, и все они преуспевают, а другой — не может добиться успеха и постоянно бросает свои начинания. И тут все кажется понятным с точки зрения способностей. Но давайте копнем глубже и разберемся, почему так происходит?

Первое, что приходит в голову, — менее удачливый предприниматель делает что-то не так, в то время как его более успешный коллега ведет дела правильно. Такая гипотеза звучит логично, но на практике все иначе. Ради эксперимента посмотрим на двух человек, которым дают одинаковое обучение, одинаковые инструменты и т.д. В итоге мы увидим, что один из них способен учиться, ухватывать суть, понимать предмет и действовать существенно лучше, чем другой.

Поэтому личность того, кто делает, его интеллект, осознание, способности, не менее важны, чем то, что он делает. То есть фокус внимания исключительно на действиях, так же как и попытки их корректировать, принесут успех лишь в небольшом числе случаев. Потому что реальная причина для неудачи лежит в том, кто эти действия совершает. Бессмысленно пытаться изменить то, что делают предприниматели без изменения их мышления. Это все равно, что пересадить печень алкоголику, но не изменить его образ жизни. Наши мысли и точка зрения на любую проблему определяют качество наших решений и жизни в целом.

А разве с этим можно что-то сделать?

У многих есть знакомый, который двадцать лет изучает иностранный язык, но не может связать на нем двух слов. Он регулярно меняет преподавателей, методики, программы, но результат все тот же — неспособность общаться. В чем причина этой ситуации? Плохие учителя, программы и методики обучения? Может быть, и так, но за эти годы тысячи других людей, которые обучались по тем же программам и у тех же педагогов заговорили на языке лучше его носителей. Так что, очевидно, мы имеем дело с другой проблемой, а выражаясь точнее, с владельцем проблемы — самим человеком.

Можно предположить, что он, на самом деле, не желает и не готов использовать для изучения языка свой разум, тело, намерение и настойчивость. В этом случае его невозможно ничему научить, так как способности — интеллект и осознание — напрямую зависят от того, насколько человек хочет и готов что-либо делать и получать от этого опыт. Преподаватели, методики и программы обучения — дело второстепенное.

Аналогично и в предпринимательстве. Человек может иметь или не иметь желания делать что-либо и использовать свои ресурсы эффективно. И успех бизнеса целиком и полностью определяется тем, кто им управляет. Личность предпринимателя, его мировоззрение имеет самое непосредственное отношение к тому, что он будет делать и то, как он будет использовать доступные ему ресурсы, и какие результаты получит в итоге. Это и есть тот самый путь, который приведет нас к понятию «творчество» в предпринимательстве и, забегая вперед, даже позволит дать новое определение предпринимательской деятельности: «Предпринимательство — это форма творчества».

Что общего между предпринимательским и креативным мышлением

Каждый истинный предприниматель, как и художник, постоянно находится в поисках новых идей, мыслей и смыслов. В основе его деятельности заложено создание чего-то уникального, что раньше не существовало. Он может посмотреть на старую проблему под новым углом и решить ее нетривиальным способом. Именно эти способности ставят предпринимателей на один уровень с выдающимися деятелями искусства. И как художнику не требуется согласие от кого-то другого, чтобы использовать силу своего воображения, так и предприниматель может находить идеи для бизнеса в любой, даже самой, казалось бы, неподходящей ситуации.

Американский биохимик Альберт Сент-Дьердьи, который впервые выделил витамин С, считал, что «исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». Такой подход может стать весьма нетривиальным конкурентным преимуществом и хорошим началом для любой истории успеха.

Кроме того, в предпринимательстве, так же как и в искусстве, невозможно оценить произведение в отрыве от автора. Писатель очаровывает читателя текстом, музыкант призывает на помощь аккорды и звуки, а у предпринимателя своя «палитра», при помощи которой он создает у потребителя особое восприятие его продуктов и услуг. У каждого свои неповторимые инструменты, возможности и идеи. Бетховен не стал бы Бетховеном, если бы только повторял то, что сделали Гайдн и Моцарт. Каждым по-настоящему творческим проектом предприниматель чертит границу между собой и всем, что было раньше, и вписывает себя в историю. Это и есть уровень художника — иметь власть над собственным воображением и способность создавать новое, что, по сути, одно и то же.

Где брать идеи, или какую перспективу наблюдения выбрать

Возьмем, например, человека, который испытывает боль. Знание о том, как справиться с ней, может принадлежать к различным «категориям знания», таким, например, как: хирургия, спорт, массаж, диетология, кардиология, физиотерапия и т.д. Также и в предпринимательстве, проблему клиента можно решать не «вообще», а одним из множества возможных способов, то есть с использованием «категории знания», которая в дальнейшем задаст весь контекст коммуникации предпринимателя с потребителями, образуя «категорию смысла» для взаимодействия с брендом.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.

В примере с болью, предпринимателю будет необходимо выбрать одну из «категорий смысла» в качестве своего «решения»: кардиология, диетология, физиотерапия, хирургия, массаж и т.д. Однако самым перспективным будет решение создать новую, собственную нишу, например, «лечение боли в теле с помощью ароматерапии», если таковой еще нет. Это даст предпринимателю много дополнительных возможностей. Но самое интересное здесь то, что та категория, которую он выберет, затем полностью определит и его контекст взаимодействия с потребителями. Хирурги будут работать с одним видом клиентов одним способом, физиотерапевты — со вторым видом потребителей другим способом, диетологи — с третьими людьми еще каким-то другим способом, тренеры по фитнесу — с четвертыми и так далее.

У каждого из этих специалистов будет свой контекст в восприятии данных и свои критерии оценки. Это вопрос принципиальный. Он найдет свое «отражение» при принятии решений, распознавании возможностей и использовании ресурсов, опираясь на правила, принятые в данной категории. Тело — это не простой набор органов «самих по себе», изолированных друг от друга. Это какая-то система. Теперь весь вопрос в том, что каждый специалист «видит» в теле свою «собственную» систему: хирург, ароматерапевт и тренер по фитнесу видят в теле разные системы. Соответственно, все они видят разные функции тела, структуры, границы использования возможностей тела, разные процессы и элементы этой системы. И в итоге получается, что тело одно и то же, а точек зрения на него и на то, что оно из себя представляет — бесконечное множество. Давайте добавим сюда религиозного мистика, и он нам расскажет совершенно новую историю о том, что из себя представляет тело на самом деле. Я думаю, что многие медицинские специалисты сильно бы удивились его точке зрения.

Мы не можем решать, кто из них прав, а кто — нет. Наша цель увидеть, что на один и тот же объект может существовать множество точек зрения или перспектив наблюдения, а это и есть основа творчества. И все возможности предпринимателя лежат именно в этой области.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!