Традиционное образование и бизнес-школы: кто кого?

Традиционное образование и бизнес-школы: кто кого?

Развитие экономики диктует управленцам необходимость самостоятельного принятия решений. Им необходимо чутко реагировать на изменения рынка, быть готовыми к риску и инициативам, знать новые инструменты и модели управления. Всего этого классическое образование дать не может. Стандартное вузовское образование дает фундаментальные знания, основу. Но чтобы использовать реальные управленческие инструменты, нужно учиться у практиков, которые эти инструменты придумали и применяли.

2128

Юрий Гольдберг, инвестиционный банкир и предприниматель, основатель ремонтных стартапов Rewedo и PriceRemon.ru, сервиса заказа экскурсий за границей Banana.Tavel говорит: «Бизнес-образование построено во многом на кейсах. Я считаю, что кейсы должны прививать не те или иные концепты «как дело было», а привносить методики, шаблоны, приемы, стандарты поведения бизнесмена для принятия решений или их реализации. Бизнес-образование дает такие навыки, которые не покроют никакие фундаментальные научные познания. Поэтому обязательным для любого бизнесмена считаю получение MBA – лучшего в рамках национальной системы образования для ведения бизнеса в России и нетворкинга».


Нужно учесть, что бизнес-образование не предполагает полное вытеснение с рынка основного образования. Скорее, оно призвано его дополнить. Программы МВА помогают освоить основы менеджмента и маркетинга. «В современных экономических вузах программа очень близка к стандартам бизнес-образования, поэтому студенты выходят неплохо подготовленными к работе», - считает генеральный директор «Лаш Раша» Дмитрий Азаров - «То есть на момент окончания вуза и первых лет карьеры вполне можно ограничиться только программой вуза. Этого уровня знаний будет достаточно и в том случае, если нет особого желания развиваться в профессии, расти по карьерной лестнице. Если же цели другие - возможны различные варианты повышения квалификации. Тут, конечно, многое зависит от специальности, отрасли и компании, где работает специалист. В некоторых организациях настолько четко выстроена система обучения, повышения квалификации, что какое-то дополнительное бизнес-образование не требуется. Где-то сотрудникам самостоятельно приходится заботиться о своем профессиональном развитии».


При этом организация бизнес-школ на базе классических университетов «с именем» должна быть скорее исключением, чем правилом. Поскольку теоретики не могут составить необходимую программу для предпринимателей–практиков, от чего страдает качество и сама идея бизнес-образования. «Учебные программы пишут и лекции в вузах ведут обычно не успешные бизнесмены, а кабинетные теоретики», - говорит Александр Левитас, эксперт по маркетингу и бизнес-тренер «Алекс Левитас Консалтинг» - «Это не всегда плохо - например, один из самых авторитетных в мире экспертов по продажам Нил Рэкхем ни одного дня не работал продавцом, но зато он исследовал сценарии 35 тысяч (!) успешно закрытых сделок и на основании этого исследования разработал весьма эффективный метод продаж. Однако если говорить про российские вузы, чаще на лекциях преподаватель просто пересказывает чужие книги и при этом оказывается неспособен ответить на практические вопросы».


Очень важным достоинством бизнес-образования является обмен практическими наработками всех участников дискуссии. В решении многих предпринимательских задач они фактически являются первопроходцами, используя не готовые, «книжные» (и уже устаревшие) способы и методы, а собственные наблюдения и разработки. Поэтому, если хочется карьерных успехов, без бизнес-школы не обойтись. Комментирует Евгений Цаплин, генеральный директор АО «Телеком-проект»: «Базовая подготовка менеджеров в высшем учебном заведении - необходимое, но не достаточное условие для формирования руководителя. Это образование можно получить как в топовом вузе, так и через личный опыт, если первая специальность была по другому профилю. Если мы говорим про подготовку менеджеров, то свое первое образование и степень бакалавра человек получает обычно к 22 годам и в этот же период начинает формироваться как специалист. Ограничиться программой бакалавриата или магистратуры - это значит остановиться в своем развитии. А такие специалисты не слишком востребованы на рынке труда. Учиться менеджменту нужно всю жизнь. Я имею в виду не только специальное образование в буквальном смысле слова, но и обучение в процессе работы. Курсы повышения квалификации, переподготовки, тренинги и программы MBA также необходимы, как минимум для того, чтобы получать полезные связи - ведь с тобой за партой сидят люди твоего уровня и твоего вектора развития».


Каждая бизнес-школа самостоятельно разрабатывает нормативы и стандарты обучения: что-то принимается из иностранного опыта, или, как в Русской Школе Управления, за основу берется опыт отечественных предпринимателей. Но главное отличие бизнес-школы от традиционной – использование интерактивных методик. Это реальные кейсы, мозговые штурмы, тренинги, симуляции, разбор проблемных ситуаций и т.д. При этом в отличие от классического преподавателя задача бизнес-тренера – организовать процесс и как можно меньше говорить самому, предоставляя ученикам возможность прийти к самостоятельным решениям. Конечно, надо учитывать, что в данном случае ученики – как правило, взрослые, состоявшиеся люди с опытом работы. «Бизнес-образование позволяет получить ответы на практические, предметные вопросы/проблемы в уже имеющейся деятельности», - делится Мария Архипова, начальник управления рекрутинга и бизнес-администрирования банка «Восточный» - «Человек, который идёт на тренинг/курсы, делает это осознанно, у него другой уровень мотивации, соответственно, он желает не просто получить бизнес-образование, а понимает критерии, по которым он потом оценит качество этого образования (полезно/не полезно, применимо/нереально), он более критичен к получаемой информации, более требователен. Зачастую от бизнес-образования мы хотим получить решения конкретных бизнес-проблем, мы задаём вопрос не «как это бывает?», а «что конкретно с этим делать?».


Итак, тем, кто хочет глубже изучить механизмы экономики, придется получать высшее образование (возможно, второе) с его основательной теоретической подготовкой. А вот тем, кому нужны ответы на практические вопросы, бывает достаточно краткосрочных бизнес-курсов, тренингов. «Сама концепция высшего образования в России для бизнеса плохо применима - задачей вуза традиционно является передача студентам широкого круга фундаментальных знаний с высокой долей теоретических материалов. А бизнесмену для успеха нужно получить сфокусированные практические знания», - поясняет Александр Левитас, эксперт по маркетингу и бизнес-тренер «Алекс Левитас Консалтинг» - «Ему совершенно не обязательно знать, что слово «реклама» происходит от французского «réclame», обозначающего призыв сокола на охоте, а это слово, в свою очередь, происходит от латинского «reclamāre» – «кричать, выкрикивать». Но именно это будут рассказывать на лекции и спрашивать на экзамене. А вот знание того, как сделать эффективную рекламу и привлечь максимум клиентов с минимальными затратами, бизнесмену нужно как воздух - но, боюсь, этого в вузе не расскажут».


Бизнес в России становится все более цивилизованным, действующим на уровне международных правил. А одно из них – это необходимость постоянно повышать свою квалификацию, быть востребованным на рынке труда. С этой точки зрения вложение денег и сил в образование (сначала – в высшее, затем – в дополнительное) - одна из важных инвестиций. Причем гораздо более выгодная и в цивилизованном мире престижная, чем покупка «топовых» вещей, демонстрирующих успешность.



 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации