Синдром самозванца

Пройдите тест, чтобы узнать, насколько вы подвержены этому феномену
29095

Бизнес-тренер и организационный консультант Юрий Бастриков — о феномене самозванца и способах побороть неуверенность в себе.

В начале 70-х годов в поле зрения ученых попали успешные женщины со сходным набором психологических сложностей. Проведя исследования с использованием психологического инструментария, опросив бизнесвумен на топовых позициях, студенток, сотрудниц различных компаний, психолог Полин Клэнс обнаружила особых людей, объединенных общими проблемами:

  • Они очень боялись провала.
  • Объясняли свой успех случайностью, удачей, личным обаянием или упорным трудом (но не способностями).
  • Очень хотели быть заметными, выделиться.
  • Ощущали, что производят ложное впечатление на окружающих.
  • Опирались на признание окружающих, а не на собственное переживание успеха.

Во время исследований выяснилось, что этот синдром устойчив и проявляется у определенной части людей, добившихся успеха. Она назвала его феноменом (синдромом) самозванца.

Синдром самозванца — психологический феномен. Люди, подверженные его действию, не могут адекватно оценить свои заслуги и считают, что не заслуживают успеха, которого добились. Они чувствуют себя обманщиками, «самозванцами», или думают, что в основе их карьерных и жизненных достижений лежит удача и простое стечение обстоятельств.

Механизмы синдрома самозванца

Позже оказалось, что этим синдромом в равной степени страдают и мужчины. Причины его формирования кроются в детстве:

  • Холодные и отталкивающие родители.
  • Отсутствие возможности открыто проявлять свои чувства.
  • Высокие ожидания к ребенку.
  • Высокий уровень конфликтов и агрессии в семье.

Все это приводит к появлению потребности у ребенка в формировании внешнего образа «идеального Я», который будет нравиться прежде всего родителям. Теперь он сам — иллюзия, красивая сказка. С возрастом это напряжение между фигурой настоящего и «идеального Я» нарастает. И своего пика оно достигает тогда, когда человек добивается какого-либо успеха. В этот момент его подкашивает колоссальное напряжение: а вдруг «они» узнают, что я не тот, за кого себя выдаю?

Патологический механизм раскручивается на полную катушку. Я могу удариться в работу круглыми сутками — только бы доказать, что я достоин. Или начинаю требовательнее относиться к своим подчиненным, давить, контролировать. Что в итоге приводит к снижению мотивации моих подчиненных, пропуску ценных идей, вырождению и гибели бизнеса. Такой руководитель не в состоянии доверить что-либо своим сотрудникам, пытается вникнуть в каждую деталь, не позволяет креативу поселиться в стенах офиса.

Чаще всего закономерным итогом такой гонки является поражение. «Я не выдерживаю». «Я получаю ошеломительную критику ото всех. И удаляюсь зализывать раны

Внутренние установки самозванцев

Считается, что причиной такого поведения «самозванцев» является выбор одной из двух когнитивных установок:

  • Performance Goal Pattern.
  • Learning Goal Pattern.

Для «самозванцев» более характерен первый паттерн — установка на показатели. Такие люди прежде всего ориентированы на достижение результата, чтобы подтвердить свой профессионализм, квалификацию, систему знаний, интеллект. Они могут прикладывать много усилий, работать с утра до вечера. Но установка, которая сидит у них в голове — «Я есть то, что я знаю. Я определяюсь своим интеллектом, который неизменен и неподвижен».

Обучение для таких людей — это система подтверждения своих знаний. На тренинги часто приходят слушатели, которые хотят «узнать что-нибудь новое». Но каждое новое знание они ставят под прицел своей критики. Целью этой критики является подтверждение существующей картины мира, а не поиск новых способов приспособления. Такие люди ставят целью своей критичности не исследование, изучение, рассмотрение предмета с разных точек, а утверждение своего, существующего. Как правило, такие люди не обладают творческими качествами, любят использовать известные схемы и приемы.

Вторая система установок устроена наоборот: «Достижение любой цели для
меня — это процесс исследования, роста и изменений. Да, я могу не достичь намеченного, да, я расстроюсь. Но я точно знаю, что я могу измениться, научиться, сделать по-другому, чтобы стало лучше. Интеллект — это не то что я есть, а то, чем я становлюсь, когда решаю сложную задачу».

В первой модели, с «самозванцами», ключевой является внешняя оценка. А во второй — внутренняя.

Синдром самозванца: как избавиться

Самозванцы часто не в состоянии оценить себя. Они определяются этой внешней оценкой, живут ею, но категорически не переносят критики или конструктивной обратной связи, которая обрушивает их тщательно устроенный мир. Такие люди реагируют на критику очень болезненно, поэтому склонны ее избегать. Достигая уровня CEO они погружаются в пустынное и холодное пространство, поскольку нет того, кто навязал бы им обратную связь, обрастают подобострастным окружением, которое говорит только то, что нравится руководителю. И бизнес медленно и печально идет ко дну.

Существуют способы разрешения этих внутренних конфликтов. Основным инструментом изменений является коучинг:

  • Исследование системы оценки.
  • Опора на себя.
  • Признание собственных достижений.
  • Развитие креативности.
  • Работа с чувствами.

То, что помогает смягчить синдром «самозванца», позволит таким людям радоваться жизни.

Синдром самозванца — тест

Полин Клэнс разработала шкалу Clance IP Scale, с помощью которой можно определить, есть ли у человека признаки синдрома самозванца. Этот тест не инструмент для постановки диагноза, однако он помогает оценить состояние и степень влияния феномена на жизнь.

Тест состоит из 20 вопросов, отвечайте на них не задумываясь. Для каждого вопроса проставьте баллы от 1 до 5, где:

1 — Совсем нет.

2 — Крайне редко.

3 — Иногда.

4 — Часто.

5 — Правда.

Общее количество баллов подсчитывайте после того, как ответите на все вопросы.

  1. Я часто добивался успеха при решении теста или выполнении задания, хотя и боялся сначала, что не справлюсь.

  2. Я могу создать впечатление, что я более компетентен, чем это есть на самом деле.

  3. Когда это возможно, я избегаю оценок и испытываю ужас, когда меня оценивают другие люди.

  4. Когда люди хвалят меня за то, что я сделал, я боюсь, что в будущем не смогу оправдать их ожидания.

  5. Иногда я думаю, что добился нынешнего положения и успеха, потому что оказался в нужном месте в нужное время или знал нужных людей.

  6. Я боюсь, что люди, которые важны для меня, могут узнать, что я не настолько способен, как они думают.

  7. Я более склонен вспоминать случаи, когда не сделал все возможное, нежели те ситуации, когда я сделал все возможное.

  8. Я редко делаю проект или выполняю задачу настолько хорошо, как мне бы хотелось.

  9. Иногда я чувствую или верю, что мой успех в жизни или работе — результат какой-то ошибки.

  10. Мне трудно принимать комплименты или похвалу, которую делают моему интеллекту или достижениям.

  11. Порой я чувствую, что своим успехом обязан какой-то удаче.

  12. Порой я разочаровываюсь в своих достижениях и считаю, что мог бы достичь гораздо большего.

  13. Иногда я боюсь, что другие поймут, насколько в действительности мне не хватает знаний или способностей.

  14. Я часто боюсь, что могу не смогу выполнить новую задачу или начинание, хотя обычно я хорошо делаю то, за что берусь.

  15. Когда я добился успеха и получил признание за свои достижения, я сомневаюсь, что смогу повторить этот результат.

  16. Когда я получаю похвалу и признание за то, что сделал, я склонен недооценивать важность того, что сделал.

  17. Я часто сравниваю свои способности со способностями окружающих и думаю, что они могут быть умнее меня.

  18. Я часто переживаю, что не смогу сдать экзамен или выполнить проект, хотя окружающие уверены, что я все сделаю хорошо.

  19. Если у меня появляется шанс на повышение или признание, я не решаюсь рассказывать другим, пока это не станет свершившимся фактом.

  20. Я чувствую негатив и разочарование, если не становлюсь лучшим или хотя бы как-то выделяюсь в ситуациях, связанных с профессиональными достижениями.


Сложите баллы: 

  • 40 баллов или менее — низкая степень проявления синдрома самозванца.
  • От 41 до 60 — умеренная степень.
  • От 61 до 80 — респондент часто испытывает синдром самозванца.
  • Свыше 80 — интенсивное проявление синдрома самозванца. 

Чем выше оценка, тем чаще участник опроса испытывает последствия феномена самозванца, которые влияют на его жизнь.

comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию