MBA
Личный кабинет
Самые востребованные навыки — 2023 по версии COURSERA

Самые востребованные навыки — 2023 по версии COURSERA

Растущий спрос на диджитал-навыки, повышение взаимосвязанности цифровых и человеческих компетенций, а также курс на непрерывное обучение, — вот то, что поможет устоять в условиях экономической турбулентности и быстро меняющегося рынка труда.
1202

Популярный образовательный портал Coursera выпустил отчет Job Skills of 2023 о цифровых и общечеловеческих навыках, продемонстрировавших наибольший рост за прошедший год, которые, как ожидается, будут наиболее востребованы и в 2023 году. Список составлен на основании опроса 4 миллионов корпоративных пользователей из 3000 компаний, 3600 вузов и правительств более чем 100 стран.

  • К цифровым навыкам Coursera относит компетенции, которые позволяют человеку понимать, создавать и использовать продукт при помощи технологий. Они крайне разнообразны: от набора текста и создания публикаций в социальных сетях до разработки программного обеспечения и кибербезопасности. Мир цифровых навыков находится в состоянии постоянного изменения и развития.

  • К человеческим навыкам относятся компетенции, позволяющие людям взаимодействовать между собой: они включают широкий набор когнитивных, социальных и эмоциональных навыков — таких, как творческие способности, критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать решения, лидерские и коммуникативные качества.

Среди навыков, показавших наибольший рост в период с 2021 по 2022 год с перспективой на 2023, специалисты Coursera отметили следующие:

Цифровые навыки

Место

Навык

Рост (в процентах, +)

1

Разработка программного
обеспечения Scrum

+86

2

Визуализация данных

+75

3

Инструменты
пользовательского успеха

+67

4

Продажа товаров и услуг
через интернет

+63

5

Программное обеспечение CRM

+61

6

Дизайн взаимодействия с
пользователем (UX-design)

+61

7

Гибкие методики разработки (Agile)  

+60

8

Разработка среды разработки ПО

+60

9

Разработка системного ПО

+55

10

Поисковая оптимизация

+52


Человеческие навыки

Место

Навык

Рост (в процентах, +)

1

Сторителлинг

+49

2

Управление изменениями

+45

3

Организационное развитие

+23

4

Влияние (Influencing)

+20

5

Управление персоналом

+19

6

Культура

+18

7

Сотрудничество

+16

8

Принятие решений

+16

9

Общение (коммуникативные навыки)

+15

10

Планирование

+12

Семь трендов корпоративного образования

Тенденция №1: Спрос на цифровые навыки растет быстрее других. Работодатели хотят видеть цифровые компетенции как у уже имеющихся, так и у вновь нанятых работников, поэтому десятку навыков, растущих наиболее быстрыми темпами, составляют именно цифровые компетенции. Таким образом, в долгосрочной перспективе соискатели, обладающие этими компетенциями, будут иметь преимущество.

Однако, несмотря на то, что спрос на человеческие навыки растет более медленными темпами, они тем не менее пользуются большой популярностью среди студентов Coursera. И действительно, курс по управлению изменениями, описывающий подходы и шаги, необходимые, чтобы помочь отдельным индивидуумам, командам и организациям адаптироваться к ситуации и поменять внутренние и внешние процессы — второй по темпам роста гуманитарный навык (+45 пунктов за 2022 год) — записалось 350 000 человек, в то время как на разработку scrum ПО — цифровой навык, продемонстрировавший наибольший рост (+86 пунктов в 2022 году), описывающий структуру для менеджмента проектов и направленный на то, чтобы помочь командам разработать ПО для продукта и его последующего вывода на рынок — за последний год записалось 159 000 человек.

Тенденция №2: Цифровые навыки, продемонстрировавшие наибольший рост, изменились значительней, чем продемонстрировавшие его человеческие навыки. Обе «десятки» этого года значительно отличаются от прошлогодних, однако цифровые навыки, следующие за новыми технологиями, пережили наибольшие изменения, — из прошлогодней «десятки» в новую перешли лишь два вида компетенций (визуализация данных и пользовательский опыт).

Для сравнения — половина показавших наибольший рост человеческих компетенций осталась той же, что и в прошлом году (сторителлинг, управление изменениями, влияние, принятие решений и коммуникативные навыки).

Тенденция №3: Навыки, ориентированные на пользовательский опыт, — в топе наиболее востребованных. В прошлом году двумя навыками, показавшими наибольший рост, были дизайн продуктов и пользовательский опыт, что говорило в растущем внимании к оснащению команд, работающих в сфере экономики опыта. В этом году, когда в «десятку» попали инструменты пользовательского успеха, CRM-ПО, электронная торговля и разработка взаимодействия с пользователем, навыки пользовательского опыта стали ключевым элементом всего набора цифровых компетенций. В мире, который становится все более цифровизированным, пользовательские навыки помогают клиентам быстро и адекватно получать то, что им нужно.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Тенденция №4: Наиболее быстрый рост показали компетенции, сочетающие техническую экспертизу и навыки управления проектами. Самым быстро растущим цифровым навыком по всему миру стала разработка программного обеспечения scrum (+86 пунктов в 2022 году), а овладение гибкими методиками разработки (agile) заняло 7-е место (+61 пункт в 2022 году). И scrum, и agile требуют от профессионалов как глубочайшего знания технических аспектов, так и сильных человеческих компетенций — таких, как коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и умение планировать.

Тенденция №5: Визуализация и анализ данных — одни из наиболее растущих навыков; они могут дополнять такие традиционные человеческие компетенции, как управление персоналом и сторителлинг. Несмотря на это, все еще нуждаются в улучшении навыки работы персонала с данными — например, чтения графиков, интерпретации информации и ее анализа. Согласно исследованиям Coursera, лишь 21% занятого населения по всему миру обладает действительно крепкими навыками работы с данными. Компетенции в области данных — в продвижении которых должны принимать участие компании, преподаватели и правительственные институты, — будут становиться все более и более востребованными в связи с тем, что традиционные человеческие навыки все более «привязываются» к данным. Хороший пример этого — People analytics — новый подход к управлению персоналом, основанный на анализе больших объемов рабочих данных, который поможет принять решения, подкрепленные цифровой аналитикой.

Тенденция №6: Среди наиболее быстро растущих навыков — управленческие, которые помогают проводить команды через изменения. Такие человеческие навыки, как менеджмент изменений, развитие организаций, культура и управление персоналом растут крайне быстрыми темпами. Эти компетенции помогают командам справляться с неопределенностью, и в то же время содействуют организациям в осуществлении таких стратегических инициатив, как переход к цифровизации. Учитывая макроэкономическую напряженность, усилившийся со времен пандемии спрос на менеджеров среднего звена и сильную востребованность гибкой рабочей среды, в 2023 году важность этих навыков будет только возрастать. Все больше компании понимают необходимость сильных лидерских компетенций: лишь 19% руководителей организаций считают, что компании должны сохранять привычные структуры, в то время как 60% управленцев считает, что мир должен двигаться по направлению к более диверсифицированному подходу, при котором задачи будут распределяться между сотрудниками на основании их навыков и интересов.

Тенденция №7: Навыки коммуникации с коллегами, существующими и потенциальными клиентами — ключевые для гибридного формата работы. Коммуникативные компетенции, сторителлинг и инфлюенсинг находятся на верхних позициях в «десятке» показавших наибольший рост человеческих навыков прошлого года, что демонстрирует важность обмена информацией и способности действовать убедительно. Сторителлинг, показавший наибольший рост из всех человеческих навыков, демонстрирует, что понятная коммуникация становится все более ценной для бизнеса. 90% ведущих HR-специалистов считают, что после пандемии, серьезно повлиявшей на физическое и психологическое здоровье персонала, компании должны демонстрировать открытость, эмпатию и адаптивность.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Таким образом, можно заключить, что в 2023 году цифровые и человеческие компетенции станут еще больше взаимосвязаны. Несмотря на то что наибольший рост за прошедший рост показал спрос на цифровые навыки, исследование Coursera демонстрирует высокую востребованность обоих видов компетенций, — это означает, что в 2023 эффективные курсы будут сочетать работу над человеческими и цифровыми навыками, которые станут дополнять друг друга.

Следовательно, подчеркивают эксперты Coursera, все больше — как для работодателей, так и для сотрудников, — повышается значимость непрерывного обучения. Инвестируя в широко востребованные навыки, которые требуют «смеси» человеческих и цифровых компетенций, компании смогут подготовиться к работе в условиях быстро меняющегося экономического климата, а работники — не потерять конкурентоспособности на рынке труда.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!