В своей книге «Никогда не ешьте в одиночку» предприниматель Кейт Феррацци тонко подмечает: «В трудные времена опыт может вас не спасти. Не спасут и трудолюбие, и талант. Если вам нужна работа, деньги, хороший совет, помощь, надежда, есть только одно надежное средство – широкий круг ваших друзей и знакомых».
— Нетворкинг — это коммуникация
— Всегда ли нужно искать идеальные условия для профессионального нетворкинга
— Три совета, как укреплять полезные связи
Именно так работает нетворкинг в системе профессиональной ориентации — ставит целью установление длительного контакта с теми людьми, которые могут быть полезны в бизнесе или повседневной жизни. Посмотрим, как именно может выглядеть эта польза для руководителя, менеджера или специалиста:
-
Можете расширить доступные возможности. Например, попросить совет от более опытного знакомого или воспользоваться его базой контактов. Также стоит помнить: когда вас рекомендуют как руководителя или специалиста — вероятность выгодного соглашения намного выше, чем когда вы устанавливаете эту же деловую связь самостоятельно с нуля.
-
Можете быстрее решать кадровые вопросы. Если вам нужен квалифицированный сотрудник, спросите у своих коллег-руководителей. Если же сами в поиске интересного оффера — попросите вас представить в подходящий момент.
-
Можете находить надежных партнеров. Речь идет об инвесторах, адвокатах бренда, людях, с которыми можно расширять бизнес, — любых специалистах, которых можно привлечь для развития вашего дела.
-
Можете быстрее находить нужных экспертов. Когда в вашей книге контактов есть интересные люди, достаточно позвонить и написать им, чтобы получить точечную консультацию или полезный комментарий.
-
Можете быстрее расти и развиваться как руководитель, эксперт и личность. Взаимодействие с другими успешными людьми помогают учиться новому, перенимать их опыт, адаптировать их истории под свое мировоззрение, и быстрее достигать новых вершин и результатов.
Нетворкинг — это коммуникация
В теории все выглядит достаточно просто, но когда дело доходит до профессионального нетворкинга, стоит помнить о четырех ключевых аспектах, которые помогут обрести действительно полезные и крепкие деловые связи. Разобраться с ними нам помогла академик, вице-президент Международной Академии менеджмента. бизнес-консультант и карьерный коуч Елена Бородина. Познакомимся с ее рекомендациями.
Книги Дейла Карнеги лучше отложить в сторону, когда планируете знакомиться с будущими партнерами, коллегами и новыми друзьями. Вместо того чтобы пытаться манипулировать людьми, перед встречей ответьте для себя на четыре вопроса:
-
«Чем я могу быть полезен и интересен?» — подумайте, какие ваши профессиональные навыки могут пригодиться собеседнику в будущем. Может, у вас уже есть определенная база клиентов или связей? Может, вы смогли решить сложный кейс? Помните: если вам нечего дать аудитории и вы не интересны другим, как бы ни старались завоевать их доверие и внимание, — попытки манипулирования не помогут. Если у вас нет этого полезного «багажа», заранее подумайте, как вы можете его собрать? Из чего он будет состоять? Чтобы ответить на эти вопросы, пообщайтесь с группой единомышленников или карьерным коучем, чтобы четко выявить для себя, чем вы можете быть полезны другим людям.
-
«Как я позиционирую себя и формулирую свое предложение?» — опишите свою уникальность как специалиста, руководителя, предпринимателя. Какие методики используете? Какие у вас есть навыки? В чем их особенность? Каких результатов вы смогли достичь со своей командой? В мире, полном неопределенности, когда «черные лебеди» летают стаями, люди с результатами привлекают внимание.
Еще один важный нюанс: во время профессионального нетворкинга лучше не говорить про личные достижения. Если вы защитили кандидатскую работу, выучили японский за два года или получили КМС по шахматам — это прекрасные факты личной истории. Они обязательно пригодятся, когда вы будете укреплять деловые отношения. На этапе предварительного знакомства старайтесь озвучивать результаты — те задачи с определенными параметрами, которые были решены в определенных условиях.
Также учитывайте, что вместо личных достижений лучше говорить о бизнес-результатах, поэтому используйте такие формулировки: «Была поставлена задача увеличить прибыль в два раза за полгода, что и было сделано». В профессиональных кругах понимают: для этого потребовалась команда, ресурсы, уже имеющийся бренд. Поэтому фразы с фокусом на конкретную личность, например, «Я увеличил прибыль в два раза», воспринимаются скептически. -
«Куда я иду?» — в каком сообществе будете строить профессиональный нетворкинг? Кто участники встречи? С кем будете общаться? Например, можно посчитать, что карьерный коуч на встрече врачей-косметологов вряд ли будет востребован. При этом, если эти специалисты стремятся занять более высокие должностные позиции или найти инвесторов, партнеров, единомышленников, они вполне могут стать целевой аудиторией для эксперта.
-
«Что я хочу продать?» — даже при создании полезных связей вы продаете какую-то идею. Это может быть что-то, что вы монетизируете, или, наоборот, принципы и ценности, которые вы транслируете в своей деятельности. Важно до встречи определить, что именно будете предлагать другим участникам профессионального нетворкинга.
Когда вы знаете свои ценности и сильные стороны, упаковали их и умеете понятно преподнести — ваш список контактов начнет пополняться целевыми знакомствами.
Всегда ли нужно искать идеальные условия для профессионального нетворкинга
Елена Бородина отмечает, что желательно приходить в сообщества и на те встречи, где будет основная целевая аудитория. При этом важно понимать: всегда можно извлечь максимум выгоды, когда подготовлена эффективная самопрезентация. Условно разделим контакты на три класса:
-
Самые целевые — те, что соответствуют вашим ожиданиям и потребностям.
-
Стандартные — которые могут стать полезными в перспективе.
-
Нецелевые — обычно сюда относят дополнительные контакты с аудиторией, с которой не планировали знакомиться.
Елена поделилась двумя историями, подтверждающими, что профессиональный нетворкинг работает и с теми группами контактов, на которые не делалась ставка.
Ситуация 1: полезный контакт на перспективу
К Елене как к карьерному коучу обратилась директор по персоналу — сделала запрос на кандидата для позиции коммерческого директора. После встречи было принято решение: действительно, рекомендованный руководитель — отличный специалист, но в данный момент не подходит на должность.
«Коммуникации в управлении : влиять или воздействовать?» в удобном формате EPUB.
Цель этой книги — расширить ваш арсенал влияния в управленческих коммуникациях. Мы разберем мифы о коммуникациях, расскажем, как меняются цели и инструменты влияния на разных этапах работы человека в организации, рассмотрим наиболее эффективные технологии, изложим теоретические обобщения и приведем практические примеры.
Через несколько месяцев она снова обратилась к Елене с просьбой напомнить контактные данные — она перешла в другую компанию и готова нанять его на должность коммерческого директора в новую сеть FMCG. Рекомендация Елены сработала для обеих сторон.
Ситуация 2: нецелевая компания как старт для развития дополнительного направления
Одна из клиенток Елены получила предложение от компании из медицинского сектора, которая запускала новый проект с нуля. Изначально эта сфера не была ей интересна, но после предварительного собеседования с экспертом, она заключила договор на услуги консалтинга. Эксперт проработала консультантом этой компании в течение года. Дальше ее перевели на должность генерального директора.
Три совета, как укреплять полезные связи
-
Используйте визитки — желательно, с QR-кодом или NFC. Пока вы проговариваете продуманную 15-секундную самопрезентацию, ваш собеседник может зайти на сайт или на страницу в соцсетях, чтобы добавить вас в список контактов. Так вы закрепитесь в его памяти — при следующей встрече он быстрее вас вспомнит.
-
Продолжайте общение после встречи — созванивайтесь, пишите в мессенджеры, приглашайте в кафе, поздравляйте с профессиональными праздниками. Лучше всего сделать следующий шаг в течение двух дней после знакомства.
-
Делитесь полезными связями, а не только собирайте, — так вы запомнитесь большему количеству людей с позитивной стороны.